Светлана Назарова
Презентация «Формирование произносительной стороны речи у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
ФГОС ДО
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.» (п. 2.6. ФГОС ДО).
Публикация «Презентация „Формирование произносительной стороны речи у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
2 слайд
Вопросами развития правильного звукопроизношения в дошкольном возрасте занимались многие отечественные ученые, среди них можно отметить Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Гвоздева, Е. Ф. Pay, Н. Х. Швачкин, И. Е. Тихееву, А. М. Бородич, М. Ф. Фомичева, Л. Г Парамонова, Т. Б. Филичева и др.
3 слайд
Задачи формирования произносительной стороны речи :
- развитие понимания речи взрослых
- развитие слухового внимания
- развитие речевого слуха и фонематического восприятия
- развитие артикуляционного и голосового аппаратов
- умение различать речевые интонации
- производить длительный протяжный выдох через рот;
- поддержание стремления малышей разговаривать с окружающими
- выражать свои мысли и желания при помощи слов и коротких предложений
- знакомство их с названиями предметов и явлений окружающего
4 слайд
Последовательность формирования произносительной стороны речи
В возрасте от 3-х до 4-х лет у детей наблюдается активное фoрмирование произносительной стороны речи.
Происходит усвоение :
свистящих звуков [c], [cь], [з], [зь], [ц]
Для этого периода характерно:
смягченное произношение согласных звуков
замены свистящих и шипящих звуков
еще не сформированы сонорные звуки [л],[р] ,[рь] (пропуски, замены) и аффрикаты [ц],[ч]=[ть] (цапля=тяпля, мамочка=мямитька); [к],[г],[х] = [т] и [д] (хлеб = тлеб).
5 слайд
В возрасте от 4 до 5 лет
происходит усвоение : шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ]
исчезает смягченное произношение
появляется дифференциация звуков
недифференцированное употребление свистящих и шипящих звуков
еще могут быть несформированные сонорные звуки
В возрасте 5 лет дети :
уверенно пользуются свистящими и шипящими звуками, аффрикатами
формируются сонорные звуки [р], [рь] и [л], [ль] и их дифференциация
6 слайд
Причинами нарушений произношения звуков у детей дошкольного возраста являются :
1) недостаточное развитие речевого слуха и фонематического восприятия
2) недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти.
3) дефекты в строении речевых органов ребё нка: короткая уздечка языка, неправильное строение челюстей и зубов, слишком большой или маленький язык
7 слайд
4) наличии у ребенка парезов (т. е. слабости) отдельных мышц языка (не может выполнять артикуляторные движения точно и в полном объеме)
5) недостаточное развитие слухового внимания
6) недостаточное развитие мелкой моторики
7) недостаточное развитие речевого дыхания
8) неблагоприятная речевая среда
8 слайд
Формирование звуковой стороны речи осуществляется на :
- фронтальных занятиях
- индивидуальных занятиях
- музыкальных
-физкультурных
-на других занятиях
А так же во время режимных моментов :
- в процессе умывания
- одевания
- утренней гимнастики
- прогулки
- в утренние и вечерние часы
9 слайд
Работа с детьми по формированию звуковой стороны речи осуществляется через:
- Артикуляционные упражнения
Упражнения на развитие речевого дыхания
Упражнения на развитие фонематического слуха (речевого слуха и фонематического восприятия)
Игры на звукоподражание
Дидактические игры
Чистоговорки
Скороговорки
Загадки
Пословицы и поговорки
Игры-драматизации
- Стихи и считалки
- Упражнения и игры на развитие мелкой моторики
10 слайд
Систематическая работа не только позволяет развивать у детей правильное звукопроизношение, но и способствует предупреждению возникновения речевой патологии.
11 слайд
Спасибо за внимание!