Ирина Кузнецова
Картотека игр на развитие лексической стороны речи
▼ Скачать + Заказать документы
Игры на развитие обобщающих понятий.
«Назови одним словом».
Цель: учить детей подбирать обобщающее слово к предметам одной лексической группы.
Содержание игры: перед ребенком выкладывается несколько предметов одной лексической группы. Они называются, и, ребенку предлагается назвать все эти предметы одним словом.
«Четвертый лишний»
Цель: учить детей исключать из ряда предложенных на основе их принадлежности к разным лексическим группам.
Публикация «Картотека игр на развитие лексической стороны речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Содержание игры: перед ребенком кладется картинка, где изображены несколько предметов из одной лексической группы, и один предмет из любой другой лексической группы. Ребенок на основе знания обобщения должен исключить лишний предмет из ряда предложенных.
«Разложи по кучкам»
Цель: учить детей навыку дифференциации двух и более лексических групп предметов.
Содержание игры: ребенку предлагается разложить по кучкам перемешанные предметы из двух (или более) лексических групп, в зависимости от их принадлежности.
«Найди домик»
Цель: учить детей дифференцировать предметы разных лексических групп на основе какого-то характерного признака.
Содержание игры: перед ребенком лежат два (или более) домиков, в которые он будет «селить» животных или птиц из разных лексических групп, выделяя их по существенному признаку (в один «домик» селим перелетных птиц, в другой домик- домашних птиц, в третий домик – диких птиц).
Игры на развитие синонимии и антонимии.
«Назови по-другому».
Цель: формировать у детей навык подбора синонимичных слов к заданному.
Содержание игры: логопед предлагает ребенку назвать «по-другому» слово, которое он скажет. (пилот-летчик, варежки-рукавички и т. д.)
«Найди пару»
Цель: формировать у детей навык подбора синонимичных слов к заданному.
Содержание игры: ребенку предлагаются два столбика слов. К словам из первого столбика нужно подобрать синонимы из второго столбика и соединить их линиями.
«Исключи лишнее слово»
Цель: учить детей навыку исключения слова, не относящегося к синонимичным.
Содержание игры: ребенку дается карточка на которой написан ряд слов. Три слова являются синонимами, а одно к таковым не относится. Ребенок должен найти это слово и исключить.
«Найди наоборот».
Цель: учить детей находить в пословицах антонимичные пары.
Содержание игры: дети читают пословицы и находят слова противоположные по значению. (Слово-серебро, молчание-золото. С малыми детками горе, с большими - и вдвое)
«Отгадай-ка»
Цель: учить детей отгадывать загадки, применяя в отгадках антонимичные слова.
Содержание игры: детям читается загадка, а они договаривают последнее слово-отгадку:
Я антоним к слову «зной».
Я в реке,в тени густой;
И в бутылках лимонада.
А зовут меня….(прохлада) и т. д.
Игры на развитие многозначности слов.
«Распределялка».
Цель: учить детей распределять слова по группам в зависимости от их значения.
Содержание игры: ребенку дается карточка с предложениями. Просим его распределить слова на две группы: те, что имеют несколько значений, и те, что имеют одно значение. В случае затруднения просим ребенка обратиться к толковому словарю.
«Что за значение?»
Цель: учить детей употреблять слова в их прямом и переносном значении.
Содержание игры: просим ребенка составить предложения из предложенных фрагментов, употребив приведенные слова в прямом и переносном значении.
Брякнуть: -сказать необдуманно
- издать стук при ударе
«Что слово означает»
Цель: учить детей составлять словосочетаниях с заданным словом, употребляя его в различных значениях.
Содержание игры: ребенку предлагается составить словосочетания с заданным многозначным словом, употребив его в заданных значениях.
(Например, употребить слово ЧИСТЫЙ в значениях: незагрязненный, правильный (о языке, не бывший в употреблении, тщательно и аккуратно сделанный)
«Будь внимателен»
Цель: учить детей находить многозначные слова в тексте, и объяснять их значение.
Содержание игры: детям предлагаются стихотворения с большим количеством многозначных слов, употребляемых в различных значениях. Дети читают стихи, и объясняют что значит многозначное слово в каждом конкретном случае.
Игры, направленные на работу над частями речи.
«Назови варенье»
Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.
Содержание игры: Называем варенье, а ребенок образует прилагательные6 варенье из слив-сливовое, варенье из яблок-яблочное.
«Пересчитай»
Цель: учить детей согласовывать порядковые числительные с существительными
Содержание игры: просим ребенка пересчитать предметы6 одно яблоко, второе яблоко, третье яблоко….
«Кто как разговаривает»
Цель: учить детей образовывать глаголы от звукоподражаний.
Содержание игры: просим ребенка покрякать, как уточка, и спрашиваем :что уточка делает? (крякает) и т. д.
«Подскажи словечко»
Цель: учить детей образовывать причастия от глаголов и согласовывать с существительными.
Содержание игры: Снег на солнышке искрится, значит он какой? (искристый, искрящийся) и т. д.