Ушакова Екатерина
Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР
Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Важным моментом в общем речевом развитии является развитие лексической стороны, особенно у детей с общим недоразвитием речи.
Несформированность лексической стороны речи является центральным звеном в структуре дефекта детей данной категории.
Публикация «Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
Исследованиями, посвященными проблеме овладения лексической стороной речи детьми дошкольного возраста с ОНР, занимались Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева, Н. С. Жукова, Л. Ф. Спирова и др. Ими раскрыты подходы, методы, средства формирования лексических компонентов речи у детей с ОНР. Однако в практике работы воспитателей логопедических групп до сих пор не используется в полной мере комплексный подход к формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.
Возникает противоречие между задачей формирования лексической стороны речи у дошкольников с ОНР и отсутствием комплексного подхода в работе воспитателя для ее решения
Проблема исследования: каким образом осуществлять комплексный подход к формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР?
Цель нашей работы: выявление возможностей комплексного подхода к формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР
Объект исследования: формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР
Предмет исследования: комплексный подход к формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР
Гипотеза исследования: Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР будет успешным, если реализуется комплексный подход опирающийся во-первых, на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства ДОУ, и, во-вторых, на закрепление лексики в разных видах деятельности детей.
В соответствии с целью мы поставили следующие задачи:
Проанализировать теоретическое и практическое состояние проблемы формирования лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.
Определить уровень сформированности лексической стороной речи у дошкольников с ОНР.
Выявить и экспериментально проверить возможности комплексного подхода к формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, беседа, наблюдение, эксперимент.
На первом этапе нашего исследования нами был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования, который позволил прийти к следующим выводам:
Понятие «лексика» в словаре лингвистических терминов определяется как совокупность слов и сходных с ними по функциям объединений, образующих определенную систему. Лексика является внутренне организованной совокупностью лексических единиц (слов, устойчивых словосочетаний, клишированных оборотов, связанных между собой определенными, относительно устойчивыми отношениями, функционирующих и развивающихся по определенным, свойственным русскому языку законам.
Речь, в том числе и лексическая ее сторона, развивается постепенно, поэтапно. К 5 годам нормально развивающиеся в речевом отношении дошкольники имеют достаточный словарный запас (3000-4000 слов, владеют навыками словообразования и словоизменения.
Иная картина развития лексики наблюдается у детей с общим недоразвитием речи. Процесс усвоения лексики детьми при нарушенном речевом развитии в отличие от нормального протекает в замедленном темпе. В работах ученых отмечается, что у детей с ОНР не в полной мере сформированы различные компоненты лексического значения слов, наблюдается резкое расхождение объема пассивного и активного словаря, неточное употребление слов, несформированность семантических полей, своеобразие развития словарного запаса.
Данные теоретического анализа подтвердились в ходе эксперимента, который проходил на базе МДОУ «Детский сад № 55» (компенсирующего вида) города Новокузнецка, в ноябре 2011 года.
В обследовании принимала участие группа из 14 детей в возрасте 5лет. Все дети посещают старшую группу ДОУ. Проанализировав их речевые карты, мы выявили, что все дети имеют ОНР II-III уровня на фоне дизартрии.
Целью первого констатирующего эксперимента являлось выявление уровня сформированности лексической стороны речи дошкольников с ОНР.
Для ее реализации мы использовали такие методы исследования как беседа с воспитателем и специалистами ДОУ, наблюдение за работой педагогов и диагностические задания.
Из беседы со специалистами ДОУ выяснилось, что все работники ДОУ работают над закреплением лексики в рамках тематического цикла. Однако наблюдение показало, что такая работа ведется от случая к случаю, взаимодействия между специалистами нет.
Исследование лексической стороны речи детей проводилось с использованием методики Волковой Г. А.
Результаты, полученные в ходе обследования детей, мы сопоставили с условными уровнями сформированности лексической стороны речи у дошкольников с ОНР. Выяснилось, что
высокий уровень не показал ни один из детей;
к среднему уровню мы отнесли 35% (5)детей;
к уровню ниже среднего можно отнести 58% (8) детей;
низкий уровень показал один ребенок (7% обследуемых детей).
Таким образом, в ходе констатирующего этапа экспериментального исследования было выявлено, что дети с ОНР данной группы к пяти годам значительно отстают в формировании лексической стороны речи от детей с нормальным речевым развитием. Одной из причин этого может быть отсутствие комплексного подхода к решению данной задачи в ДОУ.
Слово “комплекс” буквально означает связь, сочетание. Под комплексом понимается совокупность составных частей какого-то явления или процесса, которые взаимно дополняют, обогащают и обеспечивают его цельное качественное существование или функционирование.
В обучении комплексный подход - способ построения содержания образования и организации процесса обучения на основе единого связующего стержня.
Комплексный подход в логопедии представляет собой целостную систему работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения, которая, во-первых, опирается на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства ДОУ.
В процессе формирования лексической стороны речи детей с ОНР должны участвовать учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель по изобразительной деятельности, инструктор по физкультуре. Профессиональное взаимодействие, взаимная осведомленность об этапах работы по развитию и коррекции речи каждого ребенка способствуют реализации комплексного подхода. Осуществление такого взаимодействия невозможно без единого тематического плана, который составляется на основе плана учителя-логопеда.
Воспитатель закрепляет сформированные логопедом речевые навыки, пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей по каждой лексической теме в процессе всех режимных моментов, включает отработанные лексико-грамматические конструкции в ситуации естественного общения детей.
Инструктор по физкультуре, закрепляя словарь, может использовать на занятиях сюжетные комплексы общеразвивающих упражнений, подбирать игры в соответствии с текущей лексической темой.
Музыкальный руководитель и воспитатель по изобразительной деятельности – обогащают и активизируют словарь в ходе бесед на своих занятиях, учат детей понятно выражать свои мысли, отвечать на вопросы красивым полным предложением.
Важное условие успешности работы по устранению недостатков, обусловленных речевыми нарушениями – это целенаправленная помощь со стороны родителей детей с ОНР. Основные задачи родителей по закреплению лексико-грамматических категорий определяются логопедом.
Во-вторых, комплексный подход опирается на закрепление лексики в разных видах деятельности детей.
Это направление работы осуществляет воспитатель, что связано со спецификой воспитательской деятельности. Воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова в течение всего пребывания ребенка в ДОУ, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь.
Проведение работы по лексической теме возможно уже во время утреннего приема детей. Воспитатель может провести с детьми пальчиковую гимнастику и артикуляционную гимнастику, беседу, дидактические игры, физминутки во время занятий в соответствии с лексической темой.
На прогулке работа над лексикой проводится через наблюдения, при которых дети совершенствуют свои умения связно говорить и отвечать на вопросы, подвижные игры, в которых используется текстовое сопровождение.
После сна для закрепления лексики можно провести словесные и настольно-печатные игры, которые помогают обогатить и активизировать словарь ребенка по лексической теме, применить полученные знания на практике.
Во время всех режимных моментов воспитатель осуществляет коррекционную работу, значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их жизнедеятельности.
Таким образом, выстраивая комплекс целенаправленных действий всех специалистов и закрепляя лексику в разных видах деятельности детей можно добиться качественного формирования лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.
Список литературы
Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку [Текст] / М. М. Алексеева, В. И Яшина - М. : AcademА, 1997. - 399с.
Бородич А. М. Методика развития речи детей. [Текст] / А. М. Бородич - М. : Прочвещение, 1981. - 256 с.
Все о детях. Дошкольное детство. Развитие речи в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.vseodetishkax.ru