Наталья Варлакова
Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста
Слайд 1
ПРОСОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ – ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ?
Существует несколько определений термину «просодия» (от греческого «prosodia», но все они довольно похожи друг на друга.
Просодия (по Т. Ф. Ефремовой) – 1. Система произношения ударных и неударных, долгих и кратких слогов в том или ином языке.
Публикация «Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
2. Учение о соотношении слогов в стихе; совокупность правил стихосложения. Совокупность элементов языка, на которых строится стихосложение.
Просодия (по С. И. Ожегову) – 1. То же, что стиховедение. 2. Часть стиховедения – учение о метрически значимых элементах речи. 3. Система произношения ударных и неударных, долгих и кратких слогов в речи.
По мнению Н. И. Жинкина, просодия является наивысшим уровнем развития языка.
В логопедии просодия является одной из составляющей фонетической стороны речи, и представляет собой набор голосовых характеристик, совокупность ритмико-интонационных свойств речи.
Единого мнения по количеству этих компонентов у авторов нет.
2 слайд
Основные понятия просодической стороны речи.
Эти просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации, несут определенную семантическую нагрузку.
Слайд 3
Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Иными словами, это основа звучащей речи, источник образования звуков и голоса.
Дикция – правильное, чистое, четкое и ясное произношение звуков речи, зависящее от активной и правильной работы артикуляционного аппарата: языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.
Интонация – это (от лат. intonare – громко произносить) ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски.
В это понятие включаются сразу несколько акустических элементов речи, которые можно выделить и как самостоятельные компоненты просодии, например: темп, паузы, тембр речи, тон речи, мелодика.
Интонация является основной составляющей просодии. Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст. Она уточняет семантическую сторону речи, выявляет ее эмоциональное содержание и оказывает сильное воздействие на слушателя.
Слайд 4
Ударение – акцент, выделение каким-либо акустическим средством (высотой звука, силой звука, длительностью звучания, отсутствием редукции) одного из компонентовречи : слога в составе фонетического слова – словесное ударение, слова в составесинтагмы – синтагменное ударение, синтагмы в составе фразы – фразовое ударение, какого-либо слова для подчеркивания его особого значения – логическое ударение.
Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка (повышение и понижение тона голоса, которая придает речи разнообразные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и другие) и позволяет избежать монотонности.
Темп речи – скорость произнесения определенных отрезков речи, взаимосвязанная с содержанием высказывания и зависящая от стиля произношения.
Ритм речи – последовательное чередование через определенные отрезки времени элементов речи, имеющих смысловое или выразительное значение.
Пауза (паузация) – (лат. pausa от греч. pausis – прекращение) – это «незвуковое» интонационное средство, временная остановка звучания, перерывы в произнесении речевых элементов. Паузы разрывают поток речи, чем облегчают восприятие речи.
Слайд 5
Голос – способность человека издавать звуки (при разговоре, пении, крике, смехе, плаче, имеющая определенные качества, такие как: сила, высота тембр, тон, полетность, модуляция.
Сила голоса – его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. При нарушении силы голоса он становится иссякающим, слабым, либо слишком громким. Гибкое изменение силы (громкости) голоса – это средство достижения выразительности речи, ее разнообразия, адекватности ситуации общения.
Высота голоса – это физиологическое свойство речевого голоса к тональным изменениям (изменению диапазона, управляемое напряжением голосовых складок и частотой их колебаний. При нарушении высоты голоса он становится монотонным, дрожащим, невыразительным, иногда фальцетообразным.
Тембр голоса – колорит голоса, его дополнительная артикуляционно-акустическая окраска. Если тон голоса может быть общим для многих людей, то тембр – это индивидуальная особенность, которая зависит от деятельности ротоносоглоточного резонатора, его строения и функций. У каждого человека свой тембр. Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека, от времени суток. Тембр голоса бывает разнообразным, а его восприятие всегда субъективно.
Тон голоса – эмоционально-экспрессивная окрашенность голоса, способствующая выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и так далее.
Полетность голоса – длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков,способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии без увеличения громкости голоса. (таааааак, тиииихо)
Модуляция голоса – способность изменять голоса по силе, тону, высоте, тембру и длительности звучания.
Таким образом, просодия – это «многокомпонентное явление, представляющее собой совокупность определенных акустических элементов».
Слайд 6
Работа над формированием внятности речи детей. Выделенные структурные компоненты просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией имеет свои особенности, а именно:
• речевое дыхание чаще всего верхнеключичное;
• речевой выдох ослаблен, короткий;
• речь монотонна, маловыразительна;
• темп речи замедленный или ускоренный;
• ритм нарушен при восприятии или воспроизведении;
• голосовые модуляции недостаточны или отсутствуют;
• голос либо тихий, либо чрезмерно громкий;
• тембр чаще низкий.
Формирование просодической стороны речи целесообразно проводить ежедневно в форме подгрупповых и индивидуальных занятий и в совместной деятельности: дыхательные, пальчиковые и речедвигательные гимнастики, разучивание стихов, разыгрывание этюдов, ритмопластика, драматизация произведений, игра на музыкальных инструментах и т. д.
Этапы формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.
1 этап Подготовительный
1. Работа над речевым дыханием.
2. Работа над голосом.
3. Формирование ритмической организации речи.
4. Формирование темповой организации речи.
2 этап Основной
1. Формирование общих представлений об интонации.
2. Знакомство с повествовательной интонацией.
3. Знакомство с вопросительной интонацией.
4. Знакомство с восклицательной интонацией.
5. Дифференциация интонационной структуры предложения.
3 этап Заключительный
1. Работа над интонацией повествовательного предложения.
2. Работа над интонацией вопросительного предложения.
3. Работа над интонацией восклицательного предложения.
4. Дифференциация интонационной структуры предложения
Слайд 7
Как учить стихотворение правильно?
Первый этап - ребёнку читают стихотворение выразительно, а затем рассказывают о содержании и объясняют непонятные слова.
Второй этап – с ребё нком беседуют по содержанию стихотворения: например, о том, кто главный герой (о ком/ о чём стихотворение, что произошло, кого встретил, что сказал, какой герой. Всё это надо для того, чтобы у ребёнка сложилась целостная картина восприятия данного стихотворения.
Третий этап – дать ребё нку такую установку: сейчас я буду читать, а ты слушай внимательно и запоминай. Потом мне сам расскажешь. Давай так поиграем?
Можно предложить несколько возможных ситуаций: я – учитель, ты – ученик, а затем наоборот. Я – режиссёр, а ты – артист. Стихотворение читают 2-3 раза в медленном темпе и просят ребёнка повторить тихим голосом, но слух.
Четвертый этап – ребё нок рассказывает с небольшой помощью взрослого: «расскажи мне, что запомнил, а я буду тебе помогать и подсказывать первое слово в строке»
Пятый этап – через некоторое время или на следующий день повторить ещё раз стихотворение (прочитать и ребёнок рассказывает) и очень эмоционально выразить ребёнку своё восхищение: «Молодец! Я горжусь тобой!»
Такая методика возможна в том случае, если у ребёнка от природы хорошая память или уже натренированная.
Слайд 8
Если дети, которым обязательно надо действовать руками, ногами. Иначе их совсем не удержать на месте. Для такого ребёнка возьмите чистый лист бумаги или графитную доску и рисуйте картинки к каждой строчке стихотворения. В таком случае подключаются и слуховые, и зрительные, и тактильные анализаторы.
В комплексе ребёнку легче запомнить и воспроизвести стихотворение.
Слайд 9
Что ещё влияет на быстроту запоминания стихотворения
Содержание. Если ребёнку непонятен и не интересен текст, он и не будет особенно стараться. Содержание стихотворения должно быть выбрано соответственно возрасту. Чем меньше ребёнок, тем больше глаголов-движений и меньше эпитетов-прилагательных должно быть в тексте.
Объём. Если текст большой по объёму, это сразу же пугает ребёнка. Для детей 3-4 лет нормальный объём – 2-3 четверостишья. Для старших дошкольников – 3-5 четверостиший.
Значимость. Если ребёнок понимает, для чего ему нужно выучить стихотворение, он осознаннее и быстрее справиться с задачей.
Ритмичность. Хорошо запоминаются стихотворения, которые построены на чётком ритмичном повторении.
Слайд 10
Организация предметно-развивающей среды
Книжный уголок (библиотека)
Театрализованный уголок
Ряженье (мини-костюмерная)
Музыкальный уголок
Дидактические игры.
Картотеки
Фонотека и аудиотека (средства ТСО)
Работа с родителями (консультации, информационные листовки и т. д.)