МААМ-картинки

Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста

Наталья Варлакова
Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста

Слайд 1

ПРОСОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ – ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ?

Существует несколько определений термину «просодия» (от греческого «prosodia», но все они довольно похожи друг на друга.

Просодия (по Т. Ф. Ефремовой) – 1. Система произношения ударных и неударных, долгих и кратких слогов в том или ином языке.

Публикация «Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

2. Учение о соотношении слогов в стихе; совокупность правил стихосложения. Совокупность элементов языка, на которых строится стихосложение.

Просодия (по С. И. Ожегову) – 1. То же, что стиховедение. 2. Часть стиховедения – учение о метрически значимых элементах речи. 3. Система произношения ударных и неударных, долгих и кратких слогов в речи.

По мнению Н. И. Жинкина, просодия является наивысшим уровнем развития языка.

В логопедии просодия является одной из составляющей фонетической стороны речи, и представляет собой набор голосовых характеристик, совокупность ритмико-интонационных свойств речи.

Единого мнения по количеству этих компонентов у авторов нет.

2 слайд

Основные понятия просодической стороны речи.

Эти просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации, несут определенную семантическую нагрузку.

Слайд 3

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Иными словами, это основа звучащей речи, источник образования звуков и голоса.

Дикция – правильное, чистое, четкое и ясное произношение звуков речи, зависящее от активной и правильной работы артикуляционного аппарата: языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.

Интонация – это (от лат. intonare – громко произносить) ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски.

В это понятие включаются сразу несколько акустических элементов речи, которые можно выделить и как самостоятельные компоненты просодии, например: темп, паузы, тембр речи, тон речи, мелодика.

Интонация является основной составляющей просодии. Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст. Она уточняет семантическую сторону речи, выявляет ее эмоциональное содержание и оказывает сильное воздействие на слушателя.

Слайд 4

Ударение – акцент, выделение каким-либо акустическим средством (высотой звука, силой звука, длительностью звучания, отсутствием редукции) одного из компонентовречи : слога в составе фонетического слова – словесное ударение, слова в составесинтагмы – синтагменное ударение, синтагмы в составе фразы – фразовое ударение, какого-либо слова для подчеркивания его особого значения – логическое ударение.

Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка (повышение и понижение тона голоса, которая придает речи разнообразные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и другие) и позволяет избежать монотонности.

Темп речи – скорость произнесения определенных отрезков речи, взаимосвязанная с содержанием высказывания и зависящая от стиля произношения.

Ритм речи – последовательное чередование через определенные отрезки времени элементов речи, имеющих смысловое или выразительное значение.

Пауза (паузация) – (лат. pausa от греч. pausis – прекращение) – это «незвуковое» интонационное средство, временная остановка звучания, перерывы в произнесении речевых элементов. Паузы разрывают поток речи, чем облегчают восприятие речи.

Слайд 5

Голос – способность человека издавать звуки (при разговоре, пении, крике, смехе, плаче, имеющая определенные качества, такие как: сила, высота тембр, тон, полетность, модуляция.

Сила голоса – его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. При нарушении силы голоса он становится иссякающим, слабым, либо слишком громким. Гибкое изменение силы (громкости) голоса – это средство достижения выразительности речи, ее разнообразия, адекватности ситуации общения.

Высота голоса – это физиологическое свойство речевого голоса к тональным изменениям (изменению диапазона, управляемое напряжением голосовых складок и частотой их колебаний. При нарушении высоты голоса он становится монотонным, дрожащим, невыразительным, иногда фальцетообразным.

Тембр голоса – колорит голоса, его дополнительная артикуляционно-акустическая окраска. Если тон голоса может быть общим для многих людей, то тембр – это индивидуальная особенность, которая зависит от деятельности ротоносоглоточного резонатора, его строения и функций. У каждого человека свой тембр. Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека, от времени суток. Тембр голоса бывает разнообразным, а его восприятие всегда субъективно.

Тон голоса – эмоционально-экспрессивная окрашенность голоса, способствующая выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и так далее.

Полетность голоса – длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков,способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии без увеличения громкости голоса. (таааааак, тиииихо)

Модуляция голоса – способность изменять голоса по силе, тону, высоте, тембру и длительности звучания.

Таким образом, просодия – это «многокомпонентное явление, представляющее собой совокупность определенных акустических элементов».

Слайд 6

Работа над формированием внятности речи детей. Выделенные структурные компоненты просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией имеет свои особенности, а именно:

• речевое дыхание чаще всего верхнеключичное;

• речевой выдох ослаблен, короткий;

• речь монотонна, маловыразительна;

• темп речи замедленный или ускоренный;

• ритм нарушен при восприятии или воспроизведении;

• голосовые модуляции недостаточны или отсутствуют;

• голос либо тихий, либо чрезмерно громкий;

• тембр чаще низкий.

Формирование просодической стороны речи целесообразно проводить ежедневно в форме подгрупповых и индивидуальных занятий и в совместной деятельности: дыхательные, пальчиковые и речедвигательные гимнастики, разучивание стихов, разыгрывание этюдов, ритмопластика, драматизация произведений, игра на музыкальных инструментах и т. д.

Этапы формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.

1 этап Подготовительный

1. Работа над речевым дыханием.

2. Работа над голосом.

3. Формирование ритмической организации речи.

4. Формирование темповой организации речи.

2 этап Основной

1. Формирование общих представлений об интонации.

2. Знакомство с повествовательной интонацией.

3. Знакомство с вопросительной интонацией.

4. Знакомство с восклицательной интонацией.

5. Дифференциация интонационной структуры предложения.

3 этап Заключительный

1. Работа над интонацией повествовательного предложения.

2. Работа над интонацией вопросительного предложения.

3. Работа над интонацией восклицательного предложения.

4. Дифференциация интонационной структуры предложения

Слайд 7

Как учить стихотворение правильно?

Первый этап - ребёнку читают стихотворение выразительно, а затем рассказывают о содержании и объясняют непонятные слова.

Второй этап – с ребё нком беседуют по содержанию стихотворения: например, о том, кто главный герой (о ком/ о чём стихотворение, что произошло, кого встретил, что сказал, какой герой. Всё это надо для того, чтобы у ребёнка сложилась целостная картина восприятия данного стихотворения.

Третий этап – дать ребё нку такую установку: сейчас я буду читать, а ты слушай внимательно и запоминай. Потом мне сам расскажешь. Давай так поиграем?

Можно предложить несколько возможных ситуаций: я – учитель, ты – ученик, а затем наоборот. Я – режиссёр, а ты – артист. Стихотворение читают 2-3 раза в медленном темпе и просят ребёнка повторить тихим голосом, но слух.

Четвертый этап – ребё нок рассказывает с небольшой помощью взрослого: «расскажи мне, что запомнил, а я буду тебе помогать и подсказывать первое слово в строке»

Пятый этап – через некоторое время или на следующий день повторить ещё раз стихотворение (прочитать и ребёнок рассказывает) и очень эмоционально выразить ребёнку своё восхищение: «Молодец! Я горжусь тобой!»

Такая методика возможна в том случае, если у ребёнка от природы хорошая память или уже натренированная.

Слайд 8

Если дети, которым обязательно надо действовать руками, ногами. Иначе их совсем не удержать на месте. Для такого ребёнка возьмите чистый лист бумаги или графитную доску и рисуйте картинки к каждой строчке стихотворения. В таком случае подключаются и слуховые, и зрительные, и тактильные анализаторы.

В комплексе ребёнку легче запомнить и воспроизвести стихотворение.

Слайд 9

Что ещё влияет на быстроту запоминания стихотворения

Содержание. Если ребёнку непонятен и не интересен текст, он и не будет особенно стараться. Содержание стихотворения должно быть выбрано соответственно возрасту. Чем меньше ребёнок, тем больше глаголов-движений и меньше эпитетов-прилагательных должно быть в тексте.

Объём. Если текст большой по объёму, это сразу же пугает ребёнка. Для детей 3-4 лет нормальный объём – 2-3 четверостишья. Для старших дошкольников – 3-5 четверостиший.

Значимость. Если ребёнок понимает, для чего ему нужно выучить стихотворение, он осознаннее и быстрее справиться с задачей.

Ритмичность. Хорошо запоминаются стихотворения, которые построены на чётком ритмичном повторении.

Слайд 10

Организация предметно-развивающей среды

Книжный уголок (библиотека)

Театрализованный уголок

Ряженье (мини-костюмерная)

Музыкальный уголок

Дидактические игры.

Картотеки

Фонотека и аудиотека (средства ТСО)

Работа с родителями (консультации, информационные листовки и т. д.)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста Введение Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением.

Консультация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» Речь человека служит показателем его интеллектуального и эмоционального развития. Чтобы воспитать гармоничную личность, необходимо с раннего.

Использование технологий голосообразования и звукоизвлечения в совершенствовании просодической стороны речи у детей В статье проанализирован опыт работы педагогов по развитию и совершенствованию просодической стороны речи у детей. Автором предложено использование.

Презентация «Формирование произносительной стороны речи у детей младшего дошкольного возраста» 1 слайд ФГОС ДО «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,.

Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста Диалогическая речь – важный показатель общего развития ребенка Автор: Уткина Ирина Александровна Организация: ГБДОУ д/с № 5 Населенный.

Развитие лексико — грамматической стороны речи у детей 5–7 лет по теме «Осень» Консультация для родителей В осенний период можно пополнять словарь детей по темам «Грибы», «Цветы», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Деревья»,.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр… Актуальность проблемы развития речи детей связана с тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Работа над предложением в группе детей с ОНР должна предусматривать два направления: • Развёртывание, распространение, наполнение и интонационное.

Словарная работа, лексико-грамматический строй речи, развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста Подготовила: учитель-логопед Тимофеева Нина Филипповна Данный материал адресован логопедам и воспитателям для проведения образовательной.

Методическая разработка «Развитие речи детей дошкольного возраста» Статья «Развитие речи детей дошкольного возраста» Автор: Федянина О. О. ГБДОУ детский сад №87 Красносельского района Санкт-Петербурга ВведениеРазвитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 января 2018 в 18:18
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Варлакова (УИ 1313084) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД