МААМ-картинки

Формирование речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры

Елена Дручинина
Формирование речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.

Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для речевого развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, развития грамматического строя речи, например. согласования слов в предложении, умение составлять рассказ из личного опыта.

Публикация «Формирование речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах

В связи с тем что, одна из основных задач педагогов согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования — это создание условий развития ребенка, открывающие возможности для позитивной социализации, его личного развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, педагогам необходимо осуществлять поиск новых эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также средств развития диалогической речи старших дошкольников для достижения поставленных задач.

В психолого-педагогической науке понятие «средство развития» понимается как прием, способ действия для достижения поставленных целей и задач развития личности ребенка.

В дошкольных образовательных организациях применяются разнообразные средства развития диалогической речи, например, разговор педагога с детьми, чтение литературных произведений, словесные поручения, речевые ситуации, которые направлены на формирование навыков составления диалогов, разнообразные игры : дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры.

В последнее время всё чаще педагоги обращают своё внимание на сюжетные игры, как средство развития диалогической речи старших дошкольников.

В педагогической литературе выделяют 3 типа сюжетных игр : режиссерская игра, ролевая игра, событийная игра.

Режиссерская игра — сюжетная игра, в которой ребенок действует от имени игрушек (делегирует игрушкам роли и выстраивает отношения между ними, не принимая на себя определенной роли). В данной игре «Я» ребенка идентифицируется с историей, темой, происходящим. Позиция играющего ребенка носит отстраненный характер и идентифицируется с рядом происходящих событий (отстранена от определенной роли). Ребенок сверху смотрит на то, что происходит в игре, и поочередно принимает позиции разных игрушечных персонажей.

Ролевая игра — предполагает, что ребенок принимает на себя роль и действия осуществляет от имени роли. В данном случае ребенок принимает роль и сливается с ней, ребенок погружается в другого и одновременно сохраняет самого себя как наблюдателя происходящей игры. Ребенок находится в двух позициях одновременно: реальной и изображаемой.

Событийная игра — сюжетные игры, в которых ребенок участвует с позиции реального «Я». Ребенок участвует в игре от своего имени, он общается с куклой, применяет предметы-заместители и существует в изображаемом пространстве и времени. Все это дает основание считать данную деятельность игрой, несмотря на отсутствие условной позиции играющего

Использование сюжетной игры в дошкольной образовательной организации предполагает соблюдение педагогами технологии организации и проведения:

1) условия возникновения и развития игры;

2) структурные элементы игры;

3) разработка конструкта сюжетной игры;

Условия возникновения и развития сюжетной игры предполагает наличие атрибутов, разнообразных игрушек и дидактических пособий; обеспечение впечатлений от окружающей ребенка действительности; общение детей со взрослыми; учет длительности игры.

Структурные компоненты сюжетной игры включают в себя : роль, игровые действия, правила, сюжет игры, содержание игры, игрушки и предметы-заместители, пространство и время игры, позиция ребенка в игре, взаимодействие с собеседниками.

Центральным моментом сюжетной игры является роль, которую берет на себя дошкольник. Так когда он называет себя именем персонажа ( например: «Я–мама», «Я–космонавт», «Я–полицейский», то действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя, тем самым отождествляя себя с ним. Роль выражается в действиях, речи, мимики, пантомимы. Выполняя игровую роль, ребенок осуществляет связь с миром взрослых Второй основной структурный элемент сюжетной игры это — правила игры. Правилами игры считаются требования (игровые действия, которые необходимо исполнять ребенку во время игры, находясь в определенной роли. Правила игры сходны с правилами, которые существуют в действительности, всякая сюжетная игра — это игра с правилами, имеющимися внутри роли, которую берет на себя ребенок. Сюжет — это та область действительности, которую дети воспроизводят в игре ( например: семья, поликлиника, магазин и др.). В связи с тем, что сюжеты изменяются в зависимости от семейных, бытовых и социальных условий, с расширением кругозора ребенка и его знакомством с окружающим, становится объяснимым, почему в разные исторические периоды дети играют в разные по сюжетам игры. И объяснима ситуация, когда дети мало играют, и их игры ограничены и однообразны, причиной этого становится недостаточность знакомства с окружающим миром взрослых, отдаление от взрослых, дети не видят и не понимают деятельности взрослых, недостаточно знакомы с их личными и трудовыми отношениями. В результате данной ситуации, несмотря на многообразие игрушек, у дошкольников отсутствует материал для игры.

В педагогике сюжеты классифицируют следующим образом:

— бытовые (семья, праздники, дни рождения и так далее);

— общественные (школа, магазин, парикмахерская и так далее);

— героико-патриотические (герои войны, космические полеты и так далее).

Содержание игры — это то, что выделяется детьми в качестве существенного момента деятельности взрослых, которая отражается в игре: предметная деятельность людей; отношения между людьми; подчинение правилам общественного поведения и общественным отношениям между людьми. Характер отношений между людьми, которые дети воссоздают в игре, бывает различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих детей. Одна и та же по сюжету игра может иметь разное содержание: одна «мама» будет наказывать своих «детей», другая — торопиться на работу, третья — готовить и стирать, четвертая — читать детям книжки и т. д. Сюжеты и содержание игр детей, возникновение игры определяются социальными условиями, в которых живет ребенок и жизни ребенка в обществе, а также игра отражает, воспроизводит эти условия.

В организации сюжетной игры важным элементом является разработка конструкта сюжетной игры, который может состоять из описания следующих компонентов: подготовка к игре, словарная работа, предметно-игровая среда, роли, игровые действия. Заранее продуманные структурные компоненты сюжетной игры обеспечат наиболее эффективное развитие данной игры, которое будет способствовать развитию дошкольников.

Н. Я. Михайленко выделяет три этапа формирования сюжетной игры.

На первом этапе (1,5–3 года) педагог, разрабатывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создает ситуации, которые стимулируют детей к осуществлению условных действий с предметом.

На втором этапе (3–5 лет) педагог формирует у детей умение принимать роль, разрабатывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметом на ролевую речь (ролевой диалог).

На третьем этапе (5–7 лет) дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. С этой целью педагог может развернуть совместно с детьми своеобразную игру-придумывание, протекающую в речевом плане, основное содержание которой — придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.

Педагоги, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, сформулировали три принципа организации сюжетной игры в детском саду :

1) педагог должен играть вместе с детьми;

2) педагог должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует разрабатывать сюжетную игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения;

3) начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла собеседникам — взрослому или сверстнику.

Сформулированные принципы организации сюжетной игры способствуют формированию у детей игровых навыков, умений, которые позволяют им разрабатывать самостоятельную игру (совместную или индивидуальную, в соотвествии их собственными желаниями и интересами, а роль педагога должна ограничиваться лишь созданием условий для активизации и развертывания игры детей.

Кроме того, совместную с детьми сюжетную игру следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — уже известных; постепенно педагог переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Наиболее удобными для такого постепенного изменения, являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности и вымысла. Несмотря на большое разнообразие сказок, все они имеют примерную общую сюжетную схему событий :

1) обнаруживается желание иметь какой-то объект (или его пропажа, вследствие чего герой сказки отсылается (или уходит сам) за ним;

2) герой встречается с «дарителем» (обладателем) волшебного средства и для получения последнего проходит предварительное испытание (на доброту, смекалку и т. п.);

3) герой получает от «дарителя» волшебное средство или волшебного помощника (им может быть и сам «даритель», при помощи которого достигает искомый объект;

4) герой обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и проходит основное испытание (сражается с противником или решает заданные им трудные задачи);

5) герой побеждает противника и получает искомый объект;

6) герой возвращается домой и получает заслуженную награду

При работе со старшими дошкольниками можно использовать прием игра-придумывание. Педагогу, используя данный прием, необходимо настроить детей на слушание друг друга, для этого можно предложить поиграть в игру «Продолжи рассказ», когда дети поочередно пересказывают сюжет уже ранее прочитанной сказки. Педагог также может применять педагогический приём «Волшебное средство», который направлен на преобразование известной сказки с изменения главного героя, его задачи. Педагогу нужно заранее «заготовить» для себя несколько вариантов начала новой сказки (в случае если один из вариантов будет отвергнут детьми) и ее конца. Однако педагогу следует учитывать, что в ходе сюжетной игры дети будут вносить свои предложения (в очередных частях рассказа, развертывать сюжет по-своему, не так, как намеревался это делать педагог. Придуманная вместе сказка всегда будет отличать от замысла каждого из участников сюжетной игры.

В дальнейшем педагог стимулирует старших дошкольников к внесению большего числа изменений в сюжет ранее прочитанной сказки. Чем неожиданнее будут предложения педагога и детей, тем интереснее игра-придумывание. В результате дети учатся вести обсуждение, поддерживать и завершать общение, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать своё мнение и отношение к сказке, приводить примеры, говорить выразительно, четко, связанно. А также произносить слова в нормальном темпе, строить диалог. Педагогические приемы, применяемые при использовании сюжетных игр должны соответствовать возрастным особенностям дошкольников.

Можно сказать, что сюжетная игра способствует развитию речевых навыков (интонирование и произношение) и умений (выражать свои мысли в устной форме, развитию связной грамматической речи (правильно связывать и согласовывать слова в предложения). Применение сюжетной игры в детском саду способствует развитию у детей таких качеств мышления как гибкость, подвижность, диалектичность и системность, а также способствует развитию диалогической речи и творческого воображения детей.

Публикации по теме:

Центр сюжетно-ролевой игрыЦентр сюжетно-ролевой игры Современный детский сад - это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Атрибуты для сюжетно-ролевой игрыАтрибуты для сюжетно-ролевой игры Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать вам, в двух словах, как мы разнообразим детскую сюжетно- ролевую игру. Посмотрите какие "теблеточки".

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «Радисты» для старших дошкольников с элементами квест-игрКонспект проведения сюжетно-ролевой игры «Радисты» для старших дошкольников с элементами квест-игр Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «Радисты» для старших дошкольников с элементами квэст-игр. Цель: Формировать умение творчески.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников.Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников. Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника. Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребенка.

Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игрыВзаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
Опубликовано: 17 декабря 2020 в 18:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры» (включая файлы) размещена пользователем Елена Дручинина (УИ 351328) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД