Насибуллина Альбина
Формирование профессиональной компетентности педагога посредством самообразования в ДОУ
▼ Скачать +Заказ
Одним из направлений методической работы в детском саду является организация повышения квалификации педагогов.
В нашем детском саду практикуются разнообразные формы работы с педагогами, способствующие повышению их квалификации, в том числе:
- обучение на курсах;
- самообразование;
- участие в методической работе учреждения и района.
Безусловно, все это оказывает влияние на развитие профессионализма педагогов.
Публикация «Формирование профессиональной компетентности педагога посредством самообразования в ДОУ» размещена в разделах
Первой ступенью совершенствования профессионального мастерства педагога является самообразование. Постоянное стремление к самосовершенствованию должно быть потребностью педагогов дошкольного учреждения.
Самообразование —это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Под самообразованием традиционно понимают познавательную деятельность человека, которая:
-осуществляется добровольно;
-управляется самим человеком;
-необходима для осознанного совершенствования каких-либо качеств индивида.
Организация самообразования педагогов — одна из главных и сложных задач старшего воспитателя дошкольного учреждения. Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическая помощь воспитателю необходима:
-в определении темы, целей и задач;
-в планировании работы по самообразованию;
-в ходе реализации плана;
-в изучении и анализе результативности своей работы.
Задача старшего воспитателя сделать процесс самообразования необходимым для каждого педагога, гибким, адресным, сервисным. Вместе с тем, очень важно определить последовательность действий, постепенность и поэтапность решения задач.
В нашем детском саду работают квалифицированные педагогические кадры. Всего 24 педагога, из них 19 воспитателей, 1 инструктор по ФИЗО, 1 педагог-психолог, 1 учитель логопед, 1 музыкальный руководитель, 1 старший воспитатель. Высшее образование имеют 11 педагогов, среднее-специалное 13 педагогов. Высшую квалификационную категорию имеют 7 педагогов, первую 4 педагога, соответствуют занимаемой должности
3 педагога, 10 педагогов без категории.
Каждый из них стремится к самообразованию, повышению квалификации, совершенствованию своей профессии.
Самообразование для педагога – процесс творческий и не может быть жестко регламентирован. Главное –актуальность выбранной или предложенной им темы. Завершается процесс анализом и самооценкой, оформлением материалов в свою методическую копилку.
Направление и содержание самообразования определяются самим воспитателем в соответствии с его потребностями и интересами. Каждый педагог в течение учебного года углубленно занимается проблемой, в решении которой чувствует определенные затруднения, либо той, которая вызывает наибольший интерес.
После определения проблемы и темы самообразования, педагог составляет план работы. Предполагаемый результат и формы его представления. Длительность этапов можно варьировать в зависимости от сложности темы, ее освещенности в теории и практики дошкольного воспитания, опыта самого педагога. Сроки реализации плана, педагог определяет сам, но, как правило, они рассчитываются от аттестации до аттестации. Это как правило более опытные педагоги, молодые воспитатели стаж работы у которых до 5 лет в основном работают над темой самообразования в течении учебного года.
В случае, если педагог в силу каких-либо причин не может самостоятельно сформулировать проблему, или тему самообразования, мы используем анкеты для изучения его затруднений. Моя задача как старшего воспитателя — оказать педагогам все возможную методическую поддержку, помочь подобрать литературу, направить для изучения опыта в другое дошкольное образовательное учреждение или предложить курсы по интересующей педагога проблеме. При планировании самообразования педагогов обсуждаем и определяем возможные формы отчетности по теме самообразования.
На основе индивидуальных планов, мною составляется общий план работы по самообразованию педагогов ДОУ. Который включает в себя 4 этапа:
-исследовательский (анкетирование)
-подготовительный (цели, задачи, разработка мероприятий)
-практический (оформление документов,консультации,памятки, пед. советы,семинары)
-заключительный (подведение итогов)
В 2022-23 учебном году воспитатели групп раннего возраста выбрали темы в основном на развитие сенсорных способностей, развитие игровой деятельности и мелкой моторики рук детей раннего возраста. Молодые педагоги самообразовываются в области гендерного воспитания, здорового образа жизни, правилам безопасности и ПДД. Педагоги стажисты осваивают использование палочек Кюизенера, театрализованную деятельность, инновационные технологии.
Более детально хотелось бы остановится на теме самообразования, учителя-логопеда Минигуловой Натальи Васильевны «Фонематический слух основа правильной речи». Очень актуальная тема. Сформированное фонематическое восприятие и фонематический слух является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов. В процессе обучения грамоте важно развить у ребёнка четкое представление о звуковом составе слова, научить умению анализировать каждый отдельный звук в слове и дифференцировать его. Вот почему так важна роль фонематического слуха. С целью более углубленного изучения роли и значения формирования фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста, распространения своего опыта по данной теме, с 2019 по 2023 г темой самообразования Минигуловой Н. В. стала «Фонематический слух – основа правильной речи».
При исследовании уровня сформированности фонематического восприятия и фонематического слуха использовала методику обследования Архиповой Е. Ф. «Система обследования фонематического слуха».
Свою работу строила совместно с деятельностью воспитателей, родителей и детей.
В 2020 году поделилась опытом по данной теме на РМО г. Туймазы, показав ООД по теме «Дифференциация звуков С – СЬ». Продемонстрировала интерактивную игру по дифференциации звуков С_СЬ, изготовленную совместно с родителями.
В начале учебного года знакомила родителей с результатами диагностики речевого развития, разрабатывала план индивидуальной коррекционной работы.
Провела родительские собрания и консультации по теме самообразования : «Развитие фонематических процессов у детей»,«Игра – помощник в развитии фонематического слуха», «Фонематический слух - основа правильной речи». Создала в ватсапе родительскую группу, куда размещает еженедельно игровые упражнения по формированию фонематического слуха и рекомендации – подсказки, как правильно их выполнять.
Проводила индивидуальные онлайн беседы и тренинги по запросам родителей, на которых обучала, как в игровой форме развивать речевой слух и восприятие. Составила буклеты с советами, упражнениями и играми по данной теме.
Оформила уголки для родителей «Советы родителям по развитию фонематического слуха», «Игры для преодоления фонематических нарушений», «Советы логопеда на лето», «Внимательные ушки».
Работа с родителями
- Индивидуально консультирует педагогов по формированию фонематического слуха у детей с нарушением речи.
- Оформила папку – передвижку «Советы логопеда»
- Консультации «Развитие фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста», «Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников».
Выступила на педагогическом совете «Формирование фонематического слуха, как профилактика дисграфии».
При подготовке к педсовету «Речевое развитие детей» - провела семинары – практикумы для воспитателей: «Звуки потерялись», «Игры для фонематического развития», «Сказка о йотированных буквах»- для ст. и подг. групп
- Познакомила с анотацией Лопухиной И. С. «550 занимательных упражнений для развития речи», Фадеевой Ю. А. «В мире слов, букв и звуков». Изготовила картотеки по звуковой культуре речи для всех возрастных групп. Показала открытые ООД в ДОУ «Автоматизация звука Р», «В гостях у жужжалочки. Автоматизация звука Ж».
Пополнила логопедический кабинет дидактическими играми «Собери гирлянду» (на определение начального и конечного звука, «Укрась елочку» - на дифференциацию звуков С-Ш, «Зонты для ежиков»- на дифференциацию звуков С-Ц, «Собери цветок Курая» - на дифференциацию звуков Р-Л, звуковые дорожки, рассели картинки по подъездам - на определение места звука в слове и др.
В 2021- 2022 учебном году воспитанник Натали Васильевны Нафиков Мират занял третье место в муниципальном конкурсе чтецов по пооизведениям К. И. Чуковского, а в 2022-2023 уч. году воспитанник Гильфанов Айсан занял второе место в муниципальном конкурсе чтецов «Край родной! Тебя я воспеваю».
Благодаря совместной работе логопеда, воспитателей, родителей и детей, занимающихся в логопункте показатели сформированности фонематического слуха значительно улучшились.
Если на начало 2021-22 учебного года низкий уровень составил 8%, то к концу учебного года 0%; средний уровень на начало года 40%, то к концу года 5%; высокий уровень на начало года 52%, а к концу года 95%.
В детском саду в ноябре месяце провели второй педагогический совет на тему «Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога ДОУ» В процессе подготовки провели консультации, подготовили рекомендации и памятки. Плодотворно прошла «творческая неделя» просмотр ООД в ходе которой педагоги продемонстрировали формы и методы реализации темы по самообразованию.
В течение учебного года согласно плану самообразования педагогов ДОУ, воспитатели принимали участие в следующих мероприятиях: районно методические объединения, научно-практические конференции педагогов и детей, профессиональные конкурсы педагогов, педагогические советы, семинары-практикумы, педчасы, мастер-классы, смотры-конкурсы. Все эти мероприятия стимулируют педагогов на самообразование и профессиональный рост, тем самым улучшая качество образования детей дошкольного возраста.
Мы используем следующие формы отчетности : открытые просмотры, подготовка консультаций и семинаров, разработка конспектов занятий, выступление на педсовете, подбор игр и атрибутов и т. д.
Привлекаю воспитателей к выступлению на заседании Совета педагогов по теме самообразования, проведению индивидуальной или групповой консультации, организовать выставку изготовленных ими пособий, материалов и т. д.
Результаты работы по самообразованию — источник пополнения методического кабинета различными материалами. Это - конспекты занятий, планы, дидактические игры, рекомендации по проведению тех или иных режимных моментов, составление картотеки по определенной тематике и многое другое.
Результаты работы по самообразованию должны обязательно стать достоянием коллектива. В конце учебного года, к итоговому педагогическому совету мы организовываем выставку работ воспитателей и детей по темам самообразования, проводим «творческую неделю» по обмену опытом, просмотр организованной образовательной деятельности. Результатом самообразования может быть и оформление передового педагогического опыта воспитателей дошкольного учреждения. Совместно готовим материал к публикации в периодических изданиях и интернет сайтах.
Таким образом, предлагаемая система работы по самообразованию, во-первых, ставит каждого педагога перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, а во-вторых, позволяет учитывать коллективный опыт, наработанный не одним поколением педагогов, в третьих, помогает педагогам постоянно быть в определенном «профессиональном тонусе», позволяющим инициировать и создавать атмосферу профессионализма и творчества. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.
Правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию является важным условием роста педагогического мастерства, личностного роста, что влияет на результативность педагогической деятельности.