надежда пермякова
Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности педагога самостоятельно выстраивать и реализовывать собственную концепцию деятельности, определению своей образовательной стратегии, которая в свою очередь обеспечивается непрерывным изучением собственного педагогического потенциала, в основе которого лежит самоанализ профессиональной деятельности.
Публикация «Консультация для воспитателей „Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Развитие личного «чувства Я» педагога- это процесс, который протекает в течение всей профессиональной деятельности, начинаясь в студенчестве, когда происходит самоопределение и не заканчиваясь до тех пор, пока педагог занимается вопросами воспитания и образования. Процесс самооценки, самоопределения, самопонимания, самовосприятия, саморазвития составляет «Я-концепцию» личности педагога - это характерная психология и философия собственного Я. В соответствии со своей «Я-концепцией» педагог осуществляет и свою профессиональную деятельность.
Каждый из нас видит себя, оценивает себя и свое поведение – это и есть самооценка. Люди с высокой самооценкой думают о себе очень хорошо, ставят перед собой соответствующие цели, учитывают мнения других людей для повышения своих успехов, хорошо преодолевают тяжёлые ситуации. Люди с низкой самооценкой, с другой стороны, не очень хорошо думают о себе, часто выбирают несоответствующие цели и с пессимизмом смотрят в будущее. Они недружелюбно реагируют на критику.
Можно рассматривать два уровня компонента самооценки. Первым компонентом высокой самооценки является знание себя. Другим компонентом может быть, способ, посредством которого «образуется» позитивная или негативная информация о себе. Главное здесь - как это знание «образовано».
От уровня самооценки зависит успешность педагога в работе. При переоценке себя, в конце концов, наступает разочарование; недооценка себя также отрицательно сказывается на профессиональной деятельности.
Каждый из нас имеет общие оценки своих способностей. Например, один может иметь высокую самооценку в целом, но при этом знать, что он не очень артистичен, музыкален, т. е. недостаточно творчески одарён. Другой может иметь низкую самооценку, но знать, что он является хорошим воспитателем. От самооценки самого себя во многом зависит наше позитивное или, наоборот, пессимистическое отношение к определённым жизненным ситуациям. Имеются данные, говорящие о том, что уверенность в себе является причиной высокой самооценки, а не наоборот (т. е. неверно утверждение, что высокая самооценка порождает более высокий уровень уверенности в себе).
Далее предлагается простая «Шкала самооценки», с помощью которой можно определить примерный уровень вашей самооценки :
1. В целом я удовлетворен собой
2. Временами я думаю, что выбрал не ту профессию
3. Я считаю, что у меня много хороших качеств
4. Я умею делать разные вещи так же хорошо, как большинство других
5. Я считаю, что у меня нет оснований стыдиться за себя
6. Временами я ощущаю свою ненужность
7. Я считаю, что я достойный человек, не хуже других
8. Я хотел бы повысить свою самооценку
9. Я часто ощущаю себя неудачником
10. У меня позитивное отношение к себе
Подсчё т баллов:
0 - совсем непохоже на меня
1 - нехарактерно мне
2 – сомневаюсь в оценке
3 - похоже на меня
4 - очень характерно для меня
Показатель вашей общей самооценки может ранжироваться от 0 до 40, при этом более высокий балл свидетельствует о более высоком уровне самооценки. Показатель выше 20 свидетельствует об общем позитивном отношении к себе, в то время как показатель ниже 20 говорит об общем негативном отношении к себе.
Для формирования своей «Я-концепцию» педагогу просто необходимо определять самооценку своего поведения, результатов профессионального уровня, самовоспитания и т. д., чтобы видеть все плюсы и минусы своего личностного развития.
Важно помнить, что формирование положительной «Я-концепции» для педагога очень значимо : уважая в себе личность, он сможет увидеть и развить личность в другом - в воспитаннике. Уважая в себе личность и профессионала своего дела, педагог никогда не остановится в самосовершенствовании.