Курушина Наталья Леонидовна
Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством дидактических игр в процессе речевого развития
Функциональная грамотность детей старшего дошкольного возраста рассматривается как способность использовать все постоянно приобретаемые ЗУН для решения задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Показатели функциональной грамотности речевого развития в рамках логопедического воздействия являются:
владение навыками речевой активности
адекватное восприятие устной и письменной речи
точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме
соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной речи.
Публикация «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством дидактических игр в процессе речевого развития» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Формирование функциональной грамотности на лого занятиях заключается в формировании у ребенка правильных речевых навыков и в выработке способности у ребенка эти навыки применять в свой самостоятельной речи и в коммуникативной деятельности.
хочу представить вам пособие – это вязаная игрушка. Данное пособие, в первую очередь, помогает не только снять психологический барьер, но и помогает в формировании необходимых речевых навыков. К данному пособию также прилагается комплекс дидактических игр. Весь материл используется при проведении артикуляционной гимнастики, автоматизации и дифференциации звуков, изучении темы «Части лица», формированию слоговой структуры слова.
Для того, чтобы наглядно показать использование данной разработки, мне необходимо 2 человека.
1 Артикуляционная гимнастика «Волшебный сундучок».
Ребенок выбирает картинку и выполняет вместе с игрушкой.
2 «Собери бананы» .
Возьми банан и назови, что на нем. Например: на банане диван.
3 Автоматизация и дифференциация «Что на снежинке?/ что на шарике?»
(Что на снежинке? –Например, на снежинке бусы. Или на шарике – кошка.
«На снежинку или шарик»
Какой звук слышим в начале слова снежинка? А в начале слова шарик? Прикрепи к снежинке те картинки, где есть звук С, а к шарику, где есть звук Ш. (можно спросить, где мы слышим данный звук)
4 «Части лица»
Покажи, где глазки у игрушки, а где у тебя.
Данные игры способствуют формированию артикуляционного уклада, слоговой структуры слова, пространственных представлений, развитию фонематического слуха, мелкой моторики, грамматического строя речи.
Данные зун применяются дошкольниками в дальнейшей коммуникативной деятельности, что является успешным показателем процесса формирования функциональной грамотности на логопедических занятиях.