Кияченко Лариса
Формирование правильного произношения звука [л] у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование правильного произношения
звука [л] у дошкольников»
Звук [л]
Артикуляция звука :
1. Согласный – воздушная струя на своём пути встречает преграду.
2. Ротовой – нёбная занавеска примыкает к нёбной стенке глотки, воздух направлен в ротовую полость.
3. Сонорный – голосовые складки сомкнуты, вибрируют, образуют голос.
4. По активному органу – язычный, в артикуляции принимает участие язык.
5. По пассивному органу – зубной.
Публикация «Формирование правильного произношения звука [л] у дошкольников» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
6. По месту образования преграды - переднеязычный, передняя часть спинки языка активно участвует в образовании преграды.
7. Твёрдый - средняя часть спинки языка не участвует в артикуляции, расслаблена.
8. По способу образования преграды – смычно–проходной.
9. Боковой - воздушная струя, при выходе попадает в ротовую полость и выходит по бокам языка.
Во время правильного произнесения звука л органы речи принимают следующее положение:
• губы раскрыты, занимают нейтральное положение или принимают положение последующего гласного звука;
• зубы незначительно разомкнуты;
• язык - узкий кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, средняя часть языка опущена, боковые края тоже опущены;
• между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель, через которую выходит воздушная струя.
• голосовые связки напряжены и вибрируют, давая голос.
Наиболее распространенными видами ламбдацизма являются:
• отсутствие звука [л] или удлинение смежных гласных (аампа, паака, стоо вместо «лампа», «палка», «стол»);
• двугубное произношение [л] наподобие краткого [у], встречающегося в некоторых диалектах, или звука [w], свойственного фонетическому строю английского языка;
• произнесение [л] в виде заднеязычного носового звука типа английского или немецкого [ng];
• возможно межзубное произношение [л], когда слышится акустически правильный звук, а артикуляция звука изменена, кончик языка находится между резцами;
• встречается боковое одностороннее произношение [л], когда воздух проходит только с одной стороны языка. Такое произношение [л] обычно сочетается с боковым произношением шипящих звуков и [р].
Более многочисленны случаи параламбдацизма в виде замен звука [л] кратким гласным [ы] (ыампа, паыка, стоы, когда задняя часть спинки языка поднята.
Часто встречаются замены звука [л] губно-зубным согласным [в] (вампа, павка, стов) или гласным [у] (уампа, паука, стоу). При таких заменах активное участие в артикуляции звука принимает нижняя губа или губы, а не язык.
Возможна замена [л] мягким или полумягким [л], среднеязычным [j] (йампа, пайка, стой). В последнем случае кончик языка остается внизу, а средняя часть спинки языка поднимается вверх, образуя щель с твердым небом. Изредка встречается замена звуком [р].
Звук [л] может заменяться также взрывным заднеязычным [г] или его фрикативным вариантом (гампа, пагка, стог). В этом случае кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов.
Подготовительный этап
(подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука)
1. Формирование опорных звуков
Опорные звуки – сходные с нарушенными по артикуляции, но произносимые ребенком правильно. От них будут вызываться правильные звуки. Для звука л это ы и д.
2. Формирование фонационного дыхания
Дутье при сомкнутых губах.
Для укрепления мышц щек подготовительными могут считаться следующие упражнения:
• «Надуть два шарика». Надувать щеки и удерживать в них воздух.
• «Перекатывание шаров». Щеки надуваются поочередно.
• «Худенький Петя». Втягивать щеки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте.
Дутье сквозь губы, вытянутые трубочкой
• Не надувая щек, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое «окошечко».
• Сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и т. п.). Дуть на кусочки ваты, привязанные на нитке. Можно дуть снизу вверх на пушинки одуванчика, стараться, чтобы они дольше продержались в воздухе.
• Дутье на парусник, салфетку.
• Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился.
• Надувание воздушных шаров, резиновых игрушек.
• Пускание мыльных пузырей.
• Дутье с использованием свистков, гудков, дудочек, губной гармошки.
• Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок». Детям предлагают поочередно дуть на легкие игрушки, находящиеся в тазу с водой.
• Сильно дуть на воду до образования брызг.
• Можно натянуть горизонтально нитку и к вертикально висящим на ней ниткам привязать легких бумажных птичек.
• Дутье-катание по желобку легких, деревянных или целлулоидных шариков
Дутье сквозь растянутые в улыбке губы.
• «Пропеллер». Образовать узкую щель между растянутыми в легкую улыбке сближенными губами. Углы рта прижаты к зубам. Струю воздуха, направленную в эту щель, ребенок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха хорошо слышен.
• Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами. Ребенку предлагают положить между губами широкий кончик языка. Подуть на кончик языка.
Дутье на язык.
• Посередине языка вдоль его переднего края «сделать дорожку» - положить спичку со срезанной головкой, пустить ветерок, сдувая бумажные листочки.
• Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Держи язык широким наверху. Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Почувствуй, как подую я!» Можно использовать зеркало, чтобы ребенок видел положение своего языка.
• Широкий язык положить на нижнюю губу. Края языка свернуть так, чтобы образовался желобок. Легко подуть сквозь желобок.
• «Сдуй снежинки с горки». Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Кончик языка удержи за нижними зубами. Приподними язык горкой. Подуй на язык.
Для формирования длительной и плавной воздушной струи можно использовать следующие приемы:
• Тактильный контроль. Тыльная сторона ладони одной руки ребенка удерживается перед собственным ртом. Тыльная сторона ладони другой руки ребенка подносится ко рту логопеда. Тем самым ребенок ощущает производимую им воздушную струю и имеет возможность сравнить ее с образцом. Тот же самый прием можно выполнять с закрытыми глазами с целью концентрации внимания на тактильных ощущениях.
Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, формирования правильного носового дыхания необходимо ежедневно проводить следующую дыхательную гимнастику:
— Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице - сделать выдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5-6 раз).
— Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем - через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
— Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.
— При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.
— Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки «ба-бо-бу»и «г-м-м-м».
— Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос. (3-4 раза).
Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произносить звук (а-а-а). (5-6 раз).
3. Формирование артикуляционной моторики.
Для правильного произношения звука Л надо вырабатывать :
- подъём кончика языка вверх;
- подъём задней части спинки языка вверх;
-умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами.
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука Л
1. Наказать непослушный язычок.
Цель: вырабатывать умение расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.
Внимание!
1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
2. Вкусное варенье.
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.
Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание!
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
3. Пароход гудит.
Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук "ы" (как гудит пароход).
Внимание!
Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.
4. Индюк.
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет).
Внимание!
1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
5. Качели.
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Внимание!
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
6. Лошадка.
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Внимание!
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
7. Лошадка едет тихо.
Цель: вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука "л".
Описание: ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.
Внимание!
1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.
2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.
3. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.
8. Дует ветерок.
Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.
Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.
9.«Идёт охотник по болоту».
Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.
Описание: Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Слегка прикуси кончик языка. Подуй.
Воздушная струя будет проходить по боковым краям языка. Для контроля направления воздушной струи указательными пальцами легко постукивать по щекам. В результате слышится звук, напоминающий хлюпанье воды под сапогами охотника. Щёки расслаблены.
10.«Маляр»
Цель: укреплять мышцы языка
Описание: рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
Проследить, чтобы подбородок при этом не шевелился (можно придерживать его рукой, верхнюю губу и язык убрать вглубь рта.
Артикуляционная гимнастика в стихах
А теперь давай расскажем про наш весёлый язычок.
Жил весёлый язычок (губы в улыбке)
Запирался на крючок (язык загнуть вверх)
Хоть один он проживал, никогда не унывал.
Утром рано просыпался,
За зарядку принимался.
Поднялся вверх, опустился вниз (“Качели”)
И еще раз повтори.
Спинку он свою загнул (прикоснуться к верхней губе)
А затем он начал бег
Тут совсем не до утех (по нёбу вперед-назад водить языком).
Притомился язычок,
Даже заколол бочок (лёг отдохнуть “Лопаточка”)
Умываться он пошел,
Щетку в ванной он нашел,
Зубы чистил (“Почистим зубы”)
Губы мыл (гладить губы из стороны в сторону)
Рот полоскал (имитация полоскания ротовой полости,
А умылся – засверкал.
4. Формирование фонематических процессов.
Начинается с узнавания неречевых звуков, затем различие сходных по звучанию слов. Для этого перед воспитанником выкладывают пару картинок, предметов, название которых отличается только одним звуком и предлагают выбрать соответствующую картинку.
Например:
мел-мех
игла-игра
лама-рама
жарко-жалко
тулуп-шуруп
юла-Юра
Можно предложить следующие игры:
Игра "Слушай и выбирай". Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами. Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
Игра "Верно-неверно". Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (картинка- стол; стог, стон стол, стоп). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
Различение слогов.
Игра "Похлопаем". Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (ла-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
Игра "Что лишнее?". Взрослый произносит ряды слогов "ла-ла-ла-на-ла». Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Различение звуков.
Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр…
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.
Игра "Похлопаем". Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
Например:
А о у л ы и л
Ф д л и ч е л
Л м в з х д л
Р ль м н л р
Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.
1. Постановка звука.
Звук [л] удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и отличать правильное звучание от неправильного.
Если по подражанию звук поставить не удается, то используют следующие приемы.
Сначала ребенку дают задание по предлагаемому образцу: пользуясь зеркалом, свободно высунуть язык и зажать его между зубами. Затем он должен, не меняя положения языка, произнести протяжно [а] или [ы]. Теперь логопед только формулирует инструкцию, а сам артикулирует перед зеркалом без голоса. Уже при этом положении речевых органов может получиться протяжный межзубный [л].
Постановка звука [л] при заменах его другими звуками может иметь свои особенности.
При замене звука [л] звуком [j] ребенка учат удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним резцам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю — поджимать. Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно [ы] или при открытом рте положить на среднюю часть языка круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднять за верхние резцы.
Постановка звука [л] от [ы] особенно рекомендуется при замене звука [л] на [л'], так как в этом случае неправильное звучание зависит от напряжения языка в переднесредней части его, а не в задней.
Иногда все попытки поднять корень языка, т. е. получить вместо мягкого звука [л'] его твердое звучание, оказываются безуспешными.
В этих случаях можно использовать следующие приемы:
- предложить создать некоторое напряжение в области плечевого пояса и шеи, для чего нужно нагнуть голову вперед и в этом положении тянуть звук [л] на возможно низком тоне;
- механическая помощь: двумя пальцами — указательным и безымянным — провести легкий нажим на шею снаружи так, чтобы каждый палец приходился в точку у внутреннего края задней трети левой и правой ветвей нижней челюсти.
При этих упражнениях важно обратить внимание ребенка на возникающие при них кинестетические ощущения от подъема корня языка.
При двугубном или губно-зубном произношении звука [л] необходимо затормозить движения губ вперед, укрепив оскал губ. Если это у ребенка не получается, используют механическую помощь: фиксируют губы в улыбке, прижимая пальцами уголки губ в первом случае, и придерживают нижнюю губу указательным пальцем при замене звука [л] на [в].
При замене звука [л] звуком [г] отрабатывают положение кончика языка сначала между зубами, затем — у верхних резцов. При носовом ламбдацизме следует обратить внимание на воздушную струю, выходящую изо рта по бокам языка. Ребенку предлагают перед зеркалом удерживать корень языка внизу, а мягкое нёбо вверху (позевывание, поднимание и опускание задней части языка, поочередное произнесение с открытым ртом : а-н-а-н.). Затем традиционным приемом ставится правильный звук [л]. На первых порах крылья носа зажимают.
2. Автоматизация звука.
Автоматизация изолированного звука.
Спой «песенку самолёта» : произнеси звук Л длительно на одном выдохе.
Автоматизация звука в слогах.
- в открытых слогах
Ла лэ лы ло лу
Лы ло лу ла лэ
Лэ лу ло ла лы
- в закрытых слогах
Ал эл ыл ол ул
Эл ол ул ыл ал
Ыл ул ол ал эл
-между гласными
Ала улу оло ылы
Алу олу ола ыла
Эла ула улы олы
-стечение согласных
Лга лпа лба лка
Кла пла гла зла
Укл апл экл опл
Алк улп олк алм
Автоматизация звуков в словах
-в начале слова в ударной позиции
Лама
лапа
Лада
лыко
лось
ласка
лак
лупа
лыко
- в конце слова в ударной позиции
юла
мыло
мало
пила
Мила
пела
мала
дела
водила
писала
одела
-между гласными
халат
кулак
салат
холод
колос
голос
солома
волосы
милый
-стечение согласных
гладкий
клоун
платок
платить
клава
плакат
плакать
слабый
свекла
белка
мелко
-автоматизация звука в словосочетании
Белый голубь
Гладкая лавка
Милая улыбка
Взяла лопатку
Сделал плов
Толкнул локтём
- автоматизация звука в предложении
Мила ела салат.
Луша взяла лопатку.
Ласточка свила гнездо.
Мама сделала молочную лапшу.
Мила вымыла ладони.
Около палаток лопухи и полынь.
Готовь лыжи и салазки.
Луша полола лук и свёклу.
Мила видела слона.
Слава идёт в кладовую за вёслами.
В глубоком колодце вода холодная.
В лавке спелые и сладкие яблоки.
Володя – смелый пловец и не боится глубины.
Клава надела на голову белый платок.
Осёл испугался пчелы.
Клаве купили куклу.
Слава сломал лыжи.
Лёша не любил мыло.
Клоун надел колпак.
В луже плавала лодочка.
Мила посадила лук.
-автоматизация звука в тексте
Чего недоставало белке
Поймал охотник белку и посадил в клетку. Целый год жила она в неволе и уже не надеялась вернуться в родной лес. Но случилось, что охотник однажды забыл закрыть клетку. Скакнула белка на диван, с дивана на подоконник, с подоконника в сад, а там с ветки на ветку и оказалась в лесу.
Бельчатки её спросили, как ей жилось у охотника.
— Хозяин меня любил, холил. А спала я в клетке на атласной подушечке.
— Зачем же ты тогда убежала?
Но тут налетел ветер, зашумела листва, и никто не услышал, что сказала белочка.
А как по-вашему: что она сказала?
3 Дифференциация звуков.
Дифференцируя изолированные звуки Л- ЛЬ, можно взять картинки-символы: Л самолет, ЛЬ самолётик.
Дифференцируя изолированные согласные Л-Р, для Л- взять картинку самолёт, для Р- грузовая машина
Дифференциация звуков в слогах
-открытых
Л-Ль Л-Р
Ла-ля ла-ра
Лу-лю ло-ро
Ля-ла лы-ры
Ло-лю ло-ро
Лы-ли лу-ру
-закрытых
Ал-аль ал-ар
Ул-уль ил-ир
Ил- иль ол-ор
Ял-яль ул-ур
-между гласными
Ала –аля ала-ара
Ола-оля ола-ора
Алу-алю ылы- ыра
Алы-али алы- ары
Ылы-ыли ыло-ыро
-стечение согласных
Гла-гля гла- гра
Глы-гли гло-гро
Пла-пля кло-кро
Кла-кля клы-кры
Фла-фли ылы -ыры
Дифференциация в словах
-в начале слова
Лук-люк лак-рак
Лов- лев лов-ров
Лань-лень лама-рама
Лапа-липа лань-рань
Лапта-лепта лад-рад
-в конце слова
Мел –мель стал-стар
Цел-цель сел-сер
Ел-ель мил- мир
Был-быль дал-дар
Стал-сталь вал-вар
-между гласными
Салат-солят мела-мера
Юла-юля вела-Вера
Белок-белёк пола-пора
Полы-поли село-серо
Поло-поле голод-город
-стечение согласных
Галка-галька ветла-ветра
Мелком –мельком плуты-пруты
Полка-полька плыть-прыть
Волна-вольна глаза-гроза
План-плен платок-проток
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Л] [В]
Упражнения по дифференциации данных звуков проводится после их постановки и автоматизации в связной речи, если звук [л] заменяется звуком [в] (лук – вук).
Этот же речевой материал целесообразно использовать, когда звук [л] произносится как звук [w], характерный для фонетического строя английского языка.
Дифференциация звуков [л] [в] на слух
1. Хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком [л].
Ла, ло, во, ва, лы, ву, во, лу, кло, кво, кла, ква.
2. Подпрыгни на месте, если услышишь слог со звуком [в].
Ла, ло, во, ва, лы, ву, во, лу, кло, кво, кла, ква.
3. Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [л].
Класс, квас, лоск, воск, вата, латы, Ева, ела, водный, холодный.
4. Подпрыгни на месте, если услышишь слово со звуком [в].
Класс, квас, лоск, воск, вата, латы, Ева, ела, водный, холодный.
Дифференциация звуков [л] [в] в слогах.
1. Игра «Запомни и повтори».
Овл – авл – увл.
Вла – вло – влы.
Ялв – елв – елв.
Лвы – лву – лва.
2. Произнеси цепочку слогов в прямом и обратном порядке.
Ла – ла – ва.
Во – ло – ло.
Влы – вла – влу.
3. Игра «Будь внимательным».
Повтори слоги, хлопнув в ладоши только на слог со звуком [л]. (Затем на слог со звуком [в].)
Ла – ва – ла.
Во – ло – во.
Лы – вы – лы.
Ву – лу – ву.
4. Игра «Тихо – громко».
Слог со звуком [л] произнеси громко, а со звуком [в] – тихо.
Ла – ла – ва.
Во – ло – во.
Вы – вы – лы.
Этап формирования коммуникативных умений и навыков.
На этом этапе ребёнок должен использовать все сформированные умения и навыки, уметь связно высказывать свои мысли, строить диалог, создавать новый продукт речевой деятельности- новый рассказ, сказку, загадку.
Логопед может предложить игры в которых ребёнок проявляет свою фантазию.
Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые.
Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.
Описание игры: дети представляют, что их пальчики — добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д.
Комментарий: взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке — в добрых волчат, а на левой — в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей. Кроме развивающего эффекта игра дает возможность выявить особенности общения детей.
Сотворение чуда
Цель: развитие коммуникативных навыков
Необходимые приспособления: «волшебные палочки» — карандаши, веточки или любой другой предмет.
Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?» Тот отвечает: Расскажи что-нибудь смешное, загадай загадку и т. д.
Список литературы
1. Логопедические игры. Приключения Л. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звуков / И. В. Баскина, М. И. Лынская. - М. : Айрис – пресс. 2007 – 32 с. : ил. -(Внимание дети)
2. Автоматизация звука Л. /Составитель О. В. Епифанова - Волгоград: ООО «Экстремум», 2006.-192 с.
3. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. - СПб. : Издательский Дом «Литера», 2006. -64 с. : ил. - /Серия «Готовимся к школе».
4. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки Логопедии. Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2005.- 208 с.