Оксана Бокань
Проект «Формирование осознанно-правильного отношения к природе через знакомство с жизнью сахалинских рыб семейства лососевых»
▼ Скачать + Заказать документы
Научно-исследовательская работа на тему:
Формирование осознанно-правильного отношения к природе через знакомство с жизнью сахалинских рыб семейства лососевых
Автор: в-ль Бокань О. А. МБДОУ №30 «Улыбка»
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того, чтобы его поведение было экологически осмысленным. А также решение этой задачи возможно при условии формирования нового мышления - экологического, воспитания экологической культуры личности.
Публикация «Проект „Формирование осознанно-правильного отношения к природе через знакомство с жизнью сахалинских рыб семейства лососевых“» размещена в разделах
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Проекты, проектная деятельность
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Проекты, планы, тематические недели
- Сахалинская область
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природе.
Дошкольный возраст – самоценный этап развития экологической культуры личности, познавательных, эмоциональных и практических отношений к природному и социальному окружению. Именно в дошкольный период происходит формирование начальных ценностных ориентаций и основных взаимосвязей человека и окружающей среды. Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребенку простую мысль: люди – это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, сопки и леса, животных и птиц, как мы любим саму жизнь.
Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления-знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи детского сада.
Поэтому знакомство со средой обитания рыб лососевых пород Сахалина позволит на примере близком каждому ребенку, живущему на нашем острове, понять и осознать важность бережного отношения к природе родного края.
Тема работы – формирование осознанно-правильного отношения к природе через знакомство с жизнью сахалинских рыб семейства лососевых.
Цель работы – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогические условия формирования осознанно-правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста через знакомство с жизнью сахалинских рыб семейства лососевых.
Для успешного достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Проанализировать современные научные подходы к проблеме формирования осознанно-правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста.
2. Разработать и реализовать педагогические условия, обеспечивающие формирование осознанно-правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста через знакомство с жизнью сахалинских рыб семейства лососевых.
3. Определить эффективность разработанных педагогических условий в процессе формирования осознанно-правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста через знакомство с жизнью сахалинских рыб семейства лососевых.
Всю работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью сахалинских рыб семейства лососевых можно разделить на три тематических блока, позволяющих последовательно и систематично реализовать поставленные задачи, подводя детей к поставленной цели.
I блок
[/u] - «Сахалинский лосось» - направлен на знакомство детей с особенностями строения, схожести и различия рыб семейства лососевых. Продолжительность пять месяцев.
Он включает в себя проведение образовательной деятельности в рамках ФЦКМ, а также, игровую деятельность, экспериментирование и художественное творчество. НОД проводятся 1 раз в месяц.
Тематический план первого блока «Сахалинский лосось».
Октябрь
Красивый лосось
Познакомить со строением тела лосося, функциями частей тела и окраской. Выделить сходства и различия водных и наземных организмов. Развивать навыки анализа и синтеза. Аппликация Тема: «Красивые рыбки».
Цель: закрепить особенности строения тела рыб
Интеллектуальная игра «Собери рыбку»
Ноябрь
Семейство лососевых
Ознакомить с видами лососевых рыб и таксонами – семейство, род, вид. Выделить отличительные особенности трех родов лососей.
Тема: «Классификация лососей по внешним признакам»
Цель: определить и выделить особенности лососевых рыб
Подвижная игра «Нерпа на охоте»
Декабрь
И похожа и не похожа. Горбуша.
Ознакомить с видами лососевых рыб и их особенностями. Сравнить внешний вид семейства лососевых. Познакомить с биологией горбуши и научить определять ее по внешнему виду. Работа с раскраской горбуши.
Цель: познакомить с особенностью окраса горбуши
Интеллектуальная игра «Собери горбушу»
Январь
И похожа и не похожа. Кета.
Ознакомить с видами лососевых рыб и их особенностями. Сравнить внешний вид семейства лососевых. Познакомить с биологией кеты и научить определять ее по внешнему виду. Работа с раскраской кеты.
Цель: познакомить с особенностью окраса кеты
Интеллектуальная игра «Собери кету»
Февраль
И похожа и не похожа. Сахалинский таймень.
Ознакомить с видами лососевых рыб и их особенностями. Сравнить внешний вид семейства лососевых. Познакомить с биологией и научить определять по внешнему виду сахалинского тайменя.
Работа с раскраской сахалинского тайменя.
Цель: познакомить с особенностью окраса сахалинского тайменя
Интеллектуальная игра «Собери сахалинского тайменя»
Так же был создан альбом с различными изображениями лососевых рыб в природе. В его создании активно участвовали родители.
II блок
[/u] – «Как родился лосось» - направлен на знакомство с особенностями размножения лососевых рыб, и необходимыми для этого условиями. Продолжительность 7 месяцев.
Блок включает в себя три НОД в рамках ФЦКМ, экспериментирование, художественное творчество, игровую деятельность. В рамках этого блока совершены экскурсии к реке и в краеведческий музей.
Также на этом этапе была проведена викторина, с целью выявления уровеня знаний детей о рыбах семейства лососевых.
Тематический план второго блока «Как родился лосось».
Март
Путешествие вверх по течению
Рассказать детям о миграции лососей, познакомить с понятием «хоминг». Ознакомить с поведением лосося во время нереста.
Тема: «Моделирование потока воды».
Цель: дать детям представление о силе течения реки, препятствиях, которые преодолевают лососи, идущие на нерест.
Подвижные игры «Найди свой домик», «Икринки в гнезде»
Апрель
Икринка, малек, пестрятка
Ознакомить с условием выживания икринок в естественных условиях. Ознакомить со стадиями развития лососевых рыб.
Тема: «Как увидеть капельку воздуха?»
Цель: ознакомить с ролью кислорода в воде, его важностью для выживания икринок и мальков. Рисование.
Тема: «Икринка, малек, пестрятка».
Цель: продолжать формировать представление о стадиях развития рыб.
Май
Зачем нужен лосось?
Ознакомить с феноменом смерти тихоокеанских лососей после нереста. Ознакомить с ролью лососей в жизни растений, животных и людей. Познакомить с фольклором КМН севера Сахалина. Рисование.
Тема: «Кому в природе нужен лосось»
Цель: продолжать формировать знания о роли лосося в жизни растений.
Игра на выбор
Июнь
Экскурсия в краеведческий музей
Ознакомить с изделиями народного промысла и быта, связанных с лососем. Игра на выбор
Июль Экскурсия к реке Ознакомить с особенностями рек Сахалина. Игра на выбор
Август
Развлечение «День лосося»
Формировать осознанно-правильное отношение к природе. Воспитывать бережное отношение к природе.
Сентябрь
Путешествие маленькой икринки
Анализировать степень усвоения детьми знаний и навыков. Подвести промежуточные итоги Игра на выбор
Совместно с ребятами было начато выполнение макета нерестовой реки.
III блок
[/u] – «Защитники лососей» - направлен на формирование осознанно-правильного отношения к природе, воспитание бережного отношения к природе. На протяжении блока детей знакомят с влиянием человека на среду обитания сахалинского лосося, ее негативных последствиях. Детей подвели к пониманию необходимости беречь и защищать природу.
Блок включает в себя 7 НОД в рамках ФЦКМ, беседы, экспериментирование, художественное творчество. Продолжительность третьего блока 7 месяцев.
Тематический план «Защитники лососей».
Октябрь
Чистая река.
Как определить, здорова ли река?
Ознакомить с рекой как местом обитания водных организмов; с ролью рек в природе. Ознакомить с понятием и признаками здоровых водоемов. Формировать умение видеть причинно следственные связи, развивать наблюдательность.
Дидактическая игра «Исключи лишнее»
Ноябрь
Полезный и опасный мусор
Ознакомить с видами мусора и его ролью в жизни водоемов. Прививать ответственность по отношению к природе.
Подвижная игра «Орлан и горбуша»
Декабрь
Очень важный лосось
Ознакомить с ролью лосося в жизни людей и экосистемы реки
Дидактическая игра «Кто что любит есть»
Январь
Как река заболела
Ознакомить детей с антропогенными угрозами, влияющими на выживание молоди лосося в реке. Развивать сопереживание живым организмам и чувство ответственности за свою деятельность. Проект-рисунок «Как я спас рыбку»
Февраль
Рыболовы. Зачем ловят рыбу?
Ознакомить детей с легальным, любительским и нелегальным выловом рыбы. Рассказать о значении лосося в питании людей. Обсудить с детьми вред браконьерства.
Подвижная игра «Рыбаки и рыбки»
Март
Викторина «Защитники лосося»
Уточнить знания детей о причинах, влияющих на лососей в реке.
Апрель
Развлечение «В гостях у солнышка»
Обобщить знания детей о жизни и потребностях сахалинских лососей, о среде обитания и угрозами со стороны человека. Воспитывать бережное отношение к природе.
Экологическая ситуация, сложившаяся в России и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе, настоятельно требует скорейшей перестройке мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека
Было доказано, что выбранная тема работы остается актуальной и в настоящее время. Знакомство с семейством лососевых рыб Сахалина и средой их обитания проведенных во время исследования, позволяет создать благоприятные условия для воспитания бережного отношения к природе. В результате исследования мы подтвердили выдвинутую гипотезу.
Методическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения, воспитания, развития. Правильно используя различные методы воспитания, педагог может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет детям усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ребенка.