МААМ-картинки

Проект «Формирование осознанно-правильного отношения к природе через знакомство с жизнью сахалинских рыб семейства лососевых»

Оксана Бокань
Проект «Формирование осознанно-правильного отношения к природе через знакомство с жизнью сахалинских рыб семейства лососевых»
▼ Скачать + Заказать документы

Научно-исследовательская работа на тему:

Формирование осознанно-правильного отношения к природе через знакомство с жизнью сахалинских рыб семейства лососевых

Автор: в-ль Бокань О. А. МБДОУ №30 «Улыбка»

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того, чтобы его поведение было экологически осмысленным. А также решение этой задачи возможно при условии формирования нового мышления - экологического, воспитания экологической культуры личности.

Публикация «Проект „Формирование осознанно-правильного отношения к природе через знакомство с жизнью сахалинских рыб семейства лососевых“» размещена в разделах

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природе.

Дошкольный возраст – самоценный этап развития экологической культуры личности, познавательных, эмоциональных и практических отношений к природному и социальному окружению. Именно в дошкольный период происходит формирование начальных ценностных ориентаций и основных взаимосвязей человека и окружающей среды. Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребенку простую мысль: люди – это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, сопки и леса, животных и птиц, как мы любим саму жизнь.

Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления-знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи детского сада.

Поэтому знакомство со средой обитания рыб лососевых пород Сахалина позволит на примере близком каждому ребенку, живущему на нашем острове, понять и осознать важность бережного отношения к природе родного края.

Тема работы – формирование осознанно-правильного отношения к природе через знакомство с жизнью сахалинских рыб семейства лососевых.

Цель работы – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогические условия формирования осознанно-правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста через знакомство с жизнью сахалинских рыб семейства лососевых.

Для успешного достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Проанализировать современные научные подходы к проблеме формирования осознанно-правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста.

2. Разработать и реализовать педагогические условия, обеспечивающие формирование осознанно-правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста через знакомство с жизнью сахалинских рыб семейства лососевых.

3. Определить эффективность разработанных педагогических условий в процессе формирования осознанно-правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста через знакомство с жизнью сахалинских рыб семейства лососевых.

Всю работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью сахалинских рыб семейства лососевых можно разделить на три тематических блока, позволяющих последовательно и систематично реализовать поставленные задачи, подводя детей к поставленной цели.

I блок

[/u] - «Сахалинский лосось» - направлен на знакомство детей с особенностями строения, схожести и различия рыб семейства лососевых. Продолжительность пять месяцев.

Он включает в себя проведение образовательной деятельности в рамках ФЦКМ, а также, игровую деятельность, экспериментирование и художественное творчество. НОД проводятся 1 раз в месяц.

Тематический план первого блока «Сахалинский лосось».

Октябрь

Красивый лосось

Познакомить со строением тела лосося, функциями частей тела и окраской. Выделить сходства и различия водных и наземных организмов. Развивать навыки анализа и синтеза. Аппликация Тема: «Красивые рыбки».

Цель: закрепить особенности строения тела рыб

Интеллектуальная игра «Собери рыбку»

Ноябрь

Семейство лососевых

Ознакомить с видами лососевых рыб и таксонами – семейство, род, вид. Выделить отличительные особенности трех родов лососей.

Тема: «Классификация лососей по внешним признакам»

Цель: определить и выделить особенности лососевых рыб

Подвижная игра «Нерпа на охоте»

Декабрь

И похожа и не похожа. Горбуша.

Ознакомить с видами лососевых рыб и их особенностями. Сравнить внешний вид семейства лососевых. Познакомить с биологией горбуши и научить определять ее по внешнему виду. Работа с раскраской горбуши.

Цель: познакомить с особенностью окраса горбуши

Интеллектуальная игра «Собери горбушу»

Январь

И похожа и не похожа. Кета.

Ознакомить с видами лососевых рыб и их особенностями. Сравнить внешний вид семейства лососевых. Познакомить с биологией кеты и научить определять ее по внешнему виду. Работа с раскраской кеты.

Цель: познакомить с особенностью окраса кеты

Интеллектуальная игра «Собери кету»

Февраль

И похожа и не похожа. Сахалинский таймень.

Ознакомить с видами лососевых рыб и их особенностями. Сравнить внешний вид семейства лососевых. Познакомить с биологией и научить определять по внешнему виду сахалинского тайменя.

Работа с раскраской сахалинского тайменя.

Цель: познакомить с особенностью окраса сахалинского тайменя

Интеллектуальная игра «Собери сахалинского тайменя»

Так же был создан альбом с различными изображениями лососевых рыб в природе. В его создании активно участвовали родители.

II блок

[/u] – «Как родился лосось» - направлен на знакомство с особенностями размножения лососевых рыб, и необходимыми для этого условиями. Продолжительность 7 месяцев.

Блок включает в себя три НОД в рамках ФЦКМ, экспериментирование, художественное творчество, игровую деятельность. В рамках этого блока совершены экскурсии к реке и в краеведческий музей.

Также на этом этапе была проведена викторина, с целью выявления уровеня знаний детей о рыбах семейства лососевых.

Тематический план второго блока «Как родился лосось».

Март

Путешествие вверх по течению

Рассказать детям о миграции лососей, познакомить с понятием «хоминг». Ознакомить с поведением лосося во время нереста.

Тема: «Моделирование потока воды».

Цель: дать детям представление о силе течения реки, препятствиях, которые преодолевают лососи, идущие на нерест.

Подвижные игры «Найди свой домик», «Икринки в гнезде»

Апрель

Икринка, малек, пестрятка

Ознакомить с условием выживания икринок в естественных условиях. Ознакомить со стадиями развития лососевых рыб.

Тема: «Как увидеть капельку воздуха?»

Цель: ознакомить с ролью кислорода в воде, его важностью для выживания икринок и мальков. Рисование.

Тема: «Икринка, малек, пестрятка».

Цель: продолжать формировать представление о стадиях развития рыб.

Май

Зачем нужен лосось?

Ознакомить с феноменом смерти тихоокеанских лососей после нереста. Ознакомить с ролью лососей в жизни растений, животных и людей. Познакомить с фольклором КМН севера Сахалина. Рисование.

Тема: «Кому в природе нужен лосось»

Цель: продолжать формировать знания о роли лосося в жизни растений.

Игра на выбор

Июнь

Экскурсия в краеведческий музей

Ознакомить с изделиями народного промысла и быта, связанных с лососем. Игра на выбор

Июль Экскурсия к реке Ознакомить с особенностями рек Сахалина. Игра на выбор

Август

Развлечение «День лосося»

Формировать осознанно-правильное отношение к природе. Воспитывать бережное отношение к природе.

Сентябрь

Путешествие маленькой икринки

Анализировать степень усвоения детьми знаний и навыков. Подвести промежуточные итоги Игра на выбор

Совместно с ребятами было начато выполнение макета нерестовой реки.

III блок

[/u] – «Защитники лососей» - направлен на формирование осознанно-правильного отношения к природе, воспитание бережного отношения к природе. На протяжении блока детей знакомят с влиянием человека на среду обитания сахалинского лосося, ее негативных последствиях. Детей подвели к пониманию необходимости беречь и защищать природу.

Блок включает в себя 7 НОД в рамках ФЦКМ, беседы, экспериментирование, художественное творчество. Продолжительность третьего блока 7 месяцев.

Тематический план «Защитники лососей».

Октябрь

Чистая река.

Как определить, здорова ли река?

Ознакомить с рекой как местом обитания водных организмов; с ролью рек в природе. Ознакомить с понятием и признаками здоровых водоемов. Формировать умение видеть причинно следственные связи, развивать наблюдательность.

Дидактическая игра «Исключи лишнее»

Ноябрь

Полезный и опасный мусор

Ознакомить с видами мусора и его ролью в жизни водоемов. Прививать ответственность по отношению к природе.

Подвижная игра «Орлан и горбуша»

Декабрь

Очень важный лосось

Ознакомить с ролью лосося в жизни людей и экосистемы реки

Дидактическая игра «Кто что любит есть»

Январь

Как река заболела

Ознакомить детей с антропогенными угрозами, влияющими на выживание молоди лосося в реке. Развивать сопереживание живым организмам и чувство ответственности за свою деятельность. Проект-рисунок «Как я спас рыбку»

Февраль

Рыболовы. Зачем ловят рыбу?

Ознакомить детей с легальным, любительским и нелегальным выловом рыбы. Рассказать о значении лосося в питании людей. Обсудить с детьми вред браконьерства.

Подвижная игра «Рыбаки и рыбки»

Март

Викторина «Защитники лосося»

Уточнить знания детей о причинах, влияющих на лососей в реке.

Апрель

Развлечение «В гостях у солнышка»

Обобщить знания детей о жизни и потребностях сахалинских лососей, о среде обитания и угрозами со стороны человека. Воспитывать бережное отношение к природе.

Экологическая ситуация, сложившаяся в России и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе, настоятельно требует скорейшей перестройке мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека

Было доказано, что выбранная тема работы остается актуальной и в настоящее время. Знакомство с семейством лососевых рыб Сахалина и средой их обитания проведенных во время исследования, позволяет создать благоприятные условия для воспитания бережного отношения к природе. В результате исследования мы подтвердили выдвинутую гипотезу.

Методическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения, воспитания, развития. Правильно используя различные методы воспитания, педагог может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет детям усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ребенка.

Публикации по теме:

Формирование бережного отношения к природе у дошкольников в процессе дополнительного образования Веками человек был потребителем по отношению к природе. Жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Решать эту проблему,.

«Формирование положительного отношения к труду в природе». Консультация для родителей«Формирование положительного отношения к труду в природе». Консультация для родителей Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные.

Консультация для воспитателей «Формирование у детей созидательного и позитивного отношения к природе» В Проекте примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» в содержании образовательной области «Познавательное.

Развитие любознательности и формирование бережного отношения к природе посредством ознакомления с комнатными растениями «Развитие любознательности ребёнка и формирование бережного отношения к природе через ознакомление с комнатными растениями».[/h3] Особое.

Формирование у детей бережного и сознательного отношения к природе посредством проектной деятельностиФормирование у детей бережного и сознательного отношения к природе посредством проектной деятельности "Секреты рецептов здоровья мы вам раскрываем с любовью!" Желаю Вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути – Главнейшее.

Фотоотчет «Знакомство с жизнью и творчеством Джанни Родари»Фотоотчет «Знакомство с жизнью и творчеством Джанни Родари» Все мы знаем, что 23 октября исполнилось 95 лет прекрасному поэту и сказочнику, Джанни Родари. В нашем саду был создан проект по подготовке.

Консультация для родителей «Формирование эмоционально-положительного отношения детей дошкольного возраста к природе» Введение В настоящее время перед всеми работниками дошкольных образовательных учреждений стоит важнейшая задача обеспечения доступного и.

Педагогический проект «Формирование интереса к природе через ознакомление с произведениями Н. Сладкова и В. Бианки» Целевая группа: - дети среднего дошкольного возраста, родители Масштаб проекта: - 3 месяца (февраль – апрель) Цель проекта: Формировать.

Развитие любознательности дошкольника, формирование бережного отношения к природе через знакомство с комнатными растениями Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного отношения к природе занимает любознательность. Она характеризуется стремлением.

Формирование правильного произношения звука [о] Цель: формирование правильного произношения звука О. Задачи: • Развитие артикуляционной моторики. • Постановка звука О. • Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Формирование осознанно-правильного отношения к природе через знакомство с жизнью сахалинских рыб семейства лососевых»
Опубликовано: 3 ноября 2015 в 04:31
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Формирование осознанно-правильного отношения к природе через знакомство с жизнью сахалинских рыб семейства лососевых»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Бокань в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД