МААМ-картинки

Воспитание у детей правильного произношения

Елена Николаевна
Воспитание у детей правильного произношения
▼ Скачать + Заказать документы

Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, звукоподражания. Словарный состав языка –это все слова, имеющиеся в нем. Грамматический строй определяет правила соединения слов в предложении. Любое слово, фраза, находят свое выражение лишь с помощью тех или иных звуков. Правильное звукопроизношение формулируется у ребенка в основном к пяти-шести годам. Речь не является врожденной способностью человека, она формулируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

Публикация «Воспитание у детей правильного произношения» размещена в разделах

Период от двух до трех лет характеризуется быстрым увлечением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов и устанавливает простейшие связи между ними.

О произвольной стороне речи можно судить лишь тогда, когда у него накопится значительный запас слов, так как звуки усваиваются через слово. Работу по произношению можно проводить путем различных звукоподражаний с открытыми слогами му-му, ку-ку, затем с закрытыми слогами ав-ав, бум-бум, топ-топ, а затем уже со слогами разной структуры с различными сочетаниями звуков чик-чирик, трень-брень, дили-дон.

На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря – как активного так и пассивного. У детей наблюдается неправильности в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых. Например (сипед- велосипед, атабиль- автомобиль, перестановки слогов в слове (замукальные-музыкальные, перестановки звуков в слове (певрый-первый) или пропуски звуков (босой мальчик- большой мальчик).

Произношения звуков во второй младше группе характеризуются рядом особенностей. Согласные произносятся смягченно (лезецька- ложечка). Свистящие «с», «з», «ц»произносятся недостаточно четко, пропускаются (абака- собака, амок-замок, «ц – ф» (фыпленок- цыпленок, «ц-т» (тветок-цветок).

Шипящие звуки «ж», «ш», «ч», щ произносятся недостаточно четко (апка-шапка, зук-жук, заменяются «ш - с», «ш - ф» (фапка-шапка, звуки «л» и «р» пропускаются (ампа-лампа, ука-рука).

Учитывая эти недостатки воспитатель должен готовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы детей для правильного восприятия и произношения звуков. Прислушиваться к речи детей во время игр, занятий, повседневной речи.

Если в первой младшей группе проводились игры на развитие слухового внимания – умение услышать определенный звук издаваемый каким-то предметом и правильно соотнести его с предметом и местом подачи звука, то на данном этапе, то есть во второй младшей группе, большое внимание уделяют развитию речевого слуха, дыхания и основных качеств голоса.

Для развития речевого дыхания с детьми проводятся на сдувание различных предметов, направленную длительную струю воздуха. Во второй младшей группе даются игры предупреждающие продолжительность речевого выдоха и умение на одном выдохе произнести фразу, состоящую из трех-четырех слов.

Во время игр и занятий необходимо обучать детей правильно пользоваться голосом, не кричать, не говорить раздражительно, не перенапрягать голосовые связки, так как это может привести к срыву голоса.

В средней группе у детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова образованные по аналогии (скобланул- царапнул). Воспитатель учит детей активно пользоваться запасом имеющихся у них слов, чтобы правильно называли окружающие предметы, их качества, явления природы.

У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков : исчезает смягченное произношение согласных. Многие звуки произносятся более правильно и четко. Исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками «т», «д». Исчезает замена шипящих звуков «ш», «ж», «ч», щ свистящими «с», «з», «ц». Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным. Шипящие звуки произносятся недостаточно четко, но все дети в основном умеют произносить звуки «л» и «р» .

У детей 5 – 6 лет возрастает количество простых распространенных, а так же сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи. Ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков. Но иногда слышится неправильное произношение, звук «р» заменяется на «л». Поэтому наряду с заменой звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой. Перед воспитателем стоит задача научить детей правильно произносить звуки и вводить их в речь.

Если воспитатель слышит у ребенка нарушение в словаре (перестановки, пропуск звуков, или во фразовой речи, несогласование членов предложения – это все наблюдается при поведении занятий, бесед. В таком случае конечно ребенок направляется к логопеду.

В старшей группе всегда должна идти работа по совершенствованию произносительной стороны речи, воспитанию речевого слуха, речевого дыхания, звукопроизношения. Все больше внимания произносительной стороне речи уделяется не только на специальных занятиях по звуковой культуре речи, но и на других (по пересказу, разучиванию стихотворения, надо обращать на слитную и плавную речь.

К шести-семи годам словарь ребенка увеличивается до 3-500 слов. Несмотря на большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождении между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов, когда ребенок вкладывает в них свой смысл. У ребят встречаются в словаре просторечные слова и обороты. Воспитатель следит за тем, что бы ребенок пользовался словарным запасом, быстро находил нужное слово, и наиболее точно выражал мысль.

Ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков. С детьми проводится работа по сопоставлению звуков, выделению их отличительных признаков, определению места звуков в слове.

Иногда у ребенка с быстрым темпом речи наблюдается нечеткость, небрежность произношения, смешение звуков. Такие дети нуждаются в индивидуальном подходе при работе по звуковой культуре речи. В подготовительной группе к школе могут встречаться дети с различными недостатками произношения такие нуждаются в помощи логопеда. В подготовительной к школе группе продолжается работа по звукопроизношению, развитию фонематического слуха и звукового анализа речи.

У детей отрабатывают четкое произношение всех звуков в различных сочетаниях, уделяют большое внимание интонационной выразительности речи. Главная задача на данном этапе помочь детям подготовится к обучению грамоте, т. е. ведется аналитика – синтетический метод, который включает два процесса – звуковой анализ (разложение слов на слоги и звуки и соединение их в слоги и слова).

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по формированию правильного произношения звука [ч] Тема: «Формирование правильного произношения звука Ч» Цель: Уточнить и закрепить правильное произношение у детей звука Ч изолированно,.

Перспективный план по самообразованию во второй младшей группе «Воспитание у детей правильного произношения» Перспективный план по самообразованию во 2 мл. группе[/b]«Воспитание у детей правильного произношения»Сроки выполнения Содержание работы.

Перспективный план по самообразованию «Воспитание у детей правильного произношения» (старшая группа) Перспективный план по самообразованию «Воспитание у детей правильного произношения» (старшая группа) Сроки выполнения Содержание работы.

Воспитание у детей правильного звукопроизношения Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определёнными.

Фонематический слух — основа правильного произношения у дошкольников В пособии З. А. Репиной «Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи» фонематический слух называется основой сложной.

Исправление горлового произношения звука «р» у детей Звук [р]. Артикуляция: губы растянуты, зубы приоткрыты, кончик языка приподнят к верхнему нёбу и вибрирует. При произношении звука участвуют.

Конспект логопедического занятия для детей 5–6 лет по формированию фонетической стороны речи и произношения звука [М] 1. Коррекционно – образовательные задачи: познакомить детей с произношением звука [М], его артикуляцией, характеристикой; продолжать учить.

Консультация для родителей «Формирование правильного звукопроизношения у детей 4–6 лет» Дошкольный возраст – самый подходящий возраст для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в усвоении родного языка. Важно исправлять.

Особенности формирования правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги!Разрешите поделиться с Вами опытом логопедической работы. Возможно эта информация пригодится не только логопедам, но и.

Формирование правильного произношения звука [о] Цель: формирование правильного произношения звука О. Задачи: • Развитие артикуляционной моторики. • Постановка звука О. • Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание у детей правильного произношения
Опубликовано: 8 февраля 2016 в 20:26
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание у детей правильного произношения» (включая файлы) размещена пользователем Елена Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД