Анжела Макиева
Формирование познавательной активности на логопедических занятиях в группе для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование познавательной активности на логопедических занятиях в группе для детей с ОВЗ»
Одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики - активизация познавательной деятельности детей.
Одним из основных принципов обучения в специальной педагогике является принцип сознательности и активности детей. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда дети проявляют познавательную активность».
Публикация «Формирование познавательной активности на логопедических занятиях в группе для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Важным средством активизации являются методы и приемы обучения.
Использую следующие методы:
Метод проблемного обучения. На занятиях создаю проблемные ситуации, т. е. ставлю перед ребенком проблему-это можно сделать с помощью вопроса. Также проблема может быть поставлена с помощью загадки ребуса кроссворда рисунков фотографий (зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка). Использование такого метода направляет деятельность обучающегося на максимальное овладение изучаемым материалом и повышает мотивацию.
Метод самостоятельной работы - даю задание,например, самостоятельно придумать слова с заданным звуком или придумать предложение с определенным количеством слов.
Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Ребенок самостоятельно выбирает разноуровневые задания (зависит от индивидуальных особенностей). Это могут быть сюжетные картинки, логопедическое лото и т. д.
Разнообразие методов и приемов обучения позволяет чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации деятельности детей. Например:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (карточки разного цвета по звукам, карточки с буквами).Удобство и эффективность их заключается в том, что сразу видно слышит ребенок заданный звук или нет, правильно ли определяет кол-во букв и звуков,дифференцирует или нет звуки с которыми работаем.
2. Работа с карточками.
3. Использование здоровьесберегающих технологий. В логопедической работе используются разнообразные приемы,которые становятся перспективным средством активизации познавательных способностей детей, при этом способствуют предотвращению состояний переутомления, развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности в течении всего занятия. Это :
-артркуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания;
Специальные упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе, развитие речевого дыхания.
-физкульт минутки;
Необходимы для снятия напряжения и усталости, совершенствуют общую моторику, вносят эмоциональный заряд, вырабатывают четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
-упражнения на развитие мелкой моторики;
Успешность формирования графического навыка во многом зависит от уровня развития мелких мышц кистей рук. Недостаточный уровень развития мелкой моторики влечет за собой торможение в развитии. Эти упражнения позволяют улучшить у ребенка память, концентрацию внимания, речь, пространственные представления, мелкую и общую моторику. Снижают утомляемость.
Одним из эффективных средств развития познавательной активности детей является дидактическая игра, т. к. игровые моменты делают процесс познания более продуктивным. Учебная игра обладает такой же структурой,как и всякая учебная деятельность, т. е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Игра ставит детей в условие поиска, поэтому дети стремятся быть быстрыми, находчивыми. Игра дает возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость.
Для развития познавательной активности эффективно использовать учебные игры по следующим категориям:
1)игры для развития фонетико-фонематической стороны речи (выделение в звуковом потоке гласного звука, нахождение места звука в слове)
2) игры для развития лексико-грамматических представлений (обогащение словаря, (например, игра «Узнай по описанию», «Угадай игрушку», «Кто что умеет делать»).
3)игры для развития связной речи (подобрать слова-признаки, слова-действия, назови ласково, скажи наоборот, образование относительных и притяжательных прилагательных, схемы для описания).
Дидактическая игра – незаменимое средство для преодоления речевых расстройств и способствует более активному участию детей на логопедических занятиях в группе.