Гульмайра Аменова
Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
«Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях»
Тема: «Автоматизация звука [З]»
Цель: «Профилактика нарушения звукопроизношения»
Задачи:
1. Автоматизация звука [З].
2. Формирование здорового образа жизни.
3. Развитие фонематического восприятия.
Ход занятия.
Дети становятся в одну шеренгу и, шагая, входят в зал, идут по кругу, становятся в одну линию.
1. Оргмомент.
Публикация «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Логопед : Здравствуйте!
Дети: Здравствуйте!
Логопед : Сегодня у нас пройдет необычное занятие. А знаете, почему необычное?
Логопед : А все, потому что к нам пришел гость. Давайте отгадаем, кто это?
Загадка:
Зимой беленький, летом серенький.
Уши длинные, морковку грызет.
(Зайчик)
Логопед : Правильно.
Зайчик: Здравствуйте детишки? А я вот, решила к вам заглянуть, хочу пригласить вас к себе домой в лес. Кто желает попасть в зимний лес? А где ребята у нас есть лес?
Ответы детей.
Поиграем, отдохнем, а самое главное подышим свежим воздухом. Вы согласны.
Дети: Да.
Зайчик: А ко мне попасть не очень просто. Были когда-нибудь в лесу?
Дети: Да, были.
Давайте тогда оденемся по теплее. (Имитация одевания).
Зайчик: Ну, вот раз были, то знаете, наверное, что в лесу кочки да болота. Поэтому чтобы ко мне попасть нужно пройти испытания, которые нам встретятся. Готовы?
Дети: Готовы!
Зайчик: Ну, пойдемте, здесь недалеко. Ребята, а мы пойдем не простыми шагами, а на носочках, а теперь на пятках. Молодцы! А теперь чтобы быстрее дойти до леса, давайте, побежим легким бегом. Вот, наконец, то мы дошли до леса. Какой прекрасный лес, а какой чистый воздух. Давайте подышим чистым воздухом (проведем дыхательную гимнастику, вдыхаем воздух через нос, а выдыхаем через рот, (и так несколько раз).
2. Вот и первое испытание: нам нужно перейти на тот берег через болото, а помогут нам эти кочки. Кочки то не простые, а цветные. Нужно прыгнуть на кочку и назвать цвет, кто неправильно назовет, тот не сможет перейти. А вы хорошо знаете цвета? Прыгнуть нужно точно. Ну, что, готовы? Кто первый? Ну, пожалуй, я, начну, так как мне знакома каждая кочка (дети отрабатывают прыжки в длину). Теперь вы по одному.
Зайчик. Понравилось прыгать по кочкам? Пойдемте дальше. Идем не просто, так, а поднимаем выше колени. Шли, шли до моста дошли.
3. Перед нами новое препятствие, нам нужно пройти через мост. Переходить нужно мост боковыми шагами, я вам покажу, а вы идите за мной. Ну, какие же вы молодцы. Идем дальше немного осталось.
4. Аурикулотерапия. (снимаем наши варежки)
Чтобы не замерзнуть в лесу, нужно разогреться. Потрем руки, ушную раковину.
Нажмем пальцами на волшебные точки.
5. Су-Джок терапия.
Согреем наши руки при помощи «Волшебных мячиков» (прокатывание мячиков между ладонями и по пальцам).
Ребята устали?
6. Давайте проведем релаксирующее упражнение «Любопытная Варвара»
Цель расслабление мышцы шеи.
а) Логопед - «Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас и мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону.
Любопытная Варвара
Смотрит влево …
Смотрит вправо.
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на».
б) Логопед : «Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на небо. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится.
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рас-слаб-ле-на».
в) Логопед : «Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. А теперь посмотрим вниз —
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рас-слаб-ле-на».
Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.
7. Вот и отдохнули, теперь пойдемте дальше. Ребята лес, чем дальше, чем гуще. Видите, какой густой лес, наверно пойдем гусиными шагами (разминаем мышцы ног).
Зайчик: Ура! Ура! Наконец-то дошли.
А вы хотите поиграть?
Вот мой дом, а вот поляна где мы с вами будем играть и заниматься.
8. Поиграем в игру «Снежки».
Знаете такую игру? «Попади в цель»
Дети: Конечно, знаем.
Зайчик: Устали?
Давайте по удобнее устроимся на полянке.
Вы знаете, что дыхание может быть лечебным?
9. Сделаем упражнение «Очищающее дыхание» – (включаю музыку – голубая лагуна – музыкотерапия). А заодно давайте представим, что мы в мандариновом саду, где цветут прекрасные мандарины ( заранее зажигаю приготовленную аромалампу с аромамаслами: ароматерапия – мандарин и бергамот – снимает напряжение, тревогу и беспокойство, депрессивные состояния, повышает тонус, имеет противовоспалительный эффект).
10.«Сядьте, выпрямившись, на стул, спину держите прямо, А когда вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете голубое небо ( показываю голубое облако: цветотерапия - голубой цвет). Можно выдыхать свое беспокойство, страх, напряжение. А вдыхать спокойствие, уверенность, легкость. Вдох — пауза, выдох — пауза».
11. А теперь смотрим на облако и делаем зрительную гимнастику (по кругу - 2-3 раза по часовой стрелке, 2-3 раза против часовой – в разные стороны). Сделали зрительную гимнастику, сняли напряжение с глаз.
12. Теперь из-за облаков выглянуло солнышко ( показываю: цветотерапия – оранжевый цвет) – мы встали, с удовольствием на него посмотрели и потянулись к нему руками… Отдохнули?
13. Артикуляционная гимнастика.
Руки и ноги не напряжённые, расслабленные. Руки на коленях.
Сделаем упражнение для губ «Хоботок» (использую картинку)
Подражаю я слону, губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю, и на место возвращаю
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны
(губы напряглись, а теперь они стали мягкими, ненапряжёнными).
Следующее упражнение «Лягушки» (показ картинки, когда его делаем – губы напрягаем и фиксируем, затем расслабляем.
Свои губы, прямо к ушкам,
растяну я, как лягушка
потяну – перестану, и нисколько не устану!
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны….
А теперь упражнение «Орешек» (показ картинки.) Представьте, что вы разгрызаете твёрдый орех. Крепко сожмите зубы – вот так. Челюсти при этом напряглись, стали, как каменными (так мы порой делаем, когда злимся) Это неприятно. Разожмите челюсти – легко стало.
Зубы крепче мы сожмём, а потом их разожмём.
Губы чуть приоткрываются….
Всё чудесно рас-слаб-ля-ет-ся….
А теперь будем напрягать и расслаблять мышцы языка: упражнение «Сердитый язык» (показ картинки) - (кончик языка упирается в верхние зубы, будто хочет вытолкнуть их, напряжение неприятно. Слушайте и делайте, как я!
С языком случилось что-то: он толкает зубы!
Будто хочет он за что-то вытолкнуть он зубы!
Он на место возвращается
И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!
Последнее упражнение: «Горка» (показ картинки) – кончик языка за нижними зубами, спинка выгнута и напряжена – делаем несколько раз – язык напрягаем - расслабляем)
Спинка языка у нас станет горочкой сейчас!
Я растаять ей велю – напряженье не люблю!
Язык на место возвращается
И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить
14. Игра «Телефон».
Воспроизведение слоговых сочетаний с одним и разными гласными звуками.
Заяц: А давайте поиграем с вами в «Телефон».Заяц шепчет, а дети должны повторить.
• ЗА-ЗО-ЗУ
• АЗ-ОЗ-УЗ
• ЗУ-ЗО-ЗА
• ЫЗ-ОЗ-АЗ
Заяц:
Дети, а вам понравилось играть со звуком? Я буду говорить слова, если в них есть звук [З], вы должны хлопнуть в ладоши.
Слова: сок, заяц, самолёт, зебра, шарф,зонтик, ландыш, змея.
15. Игра на развитие сенсорных и кинестетических ощущений «Отыщи зверушек и определи крупу»- в тазу разная крупа (горох, фасоль, гречка, рис, пшено) - там спрятаны мелкие игрушечные зверушки. Задание: найти что находится в крупе? И какой первый звук в этом слове например собака –первый звук [С]. Данный вид упражнений полезен для профилактики и коррекции дислексии и дисграфии.
16. «Колечки» - соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно.
Пальчики соединяем
И кольцо мы получаем:
1/2 1/3 1/4 1/5
Поздоровались пальцы опять!
1/5 1/4 1/3 1/2
Закрепили кольца-слова! «Пальчики здороваются».
Итог занятия. Вам понравилась прогулка? Чем занимались в лесу? Вы прекрасно поиграли отдохнули и здоровье укрепили, и восстановили свою работоспособность, теперь мы будем целый день бодрыми. За то что вы хорошо, активно работали зимний лес дарит вам елочку а на елке. Что? Сюрприз. Придете еще ко мне в гости. Ответы детей.
Будьте всегда здоровы! Успехов Вам!