Юлия Шакирова
Повышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Положительная мотивация
— залог успеха любого начинания. В логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями эта проблема стоит особенно остро. Основной вид деятельности у детей — это игра, однако коррекционная работа представляет собой необходимость выполнять различные задания и упражнения, порой однотипные и требующие усилий.
Публикация «Повышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» размещена в разделах
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Однако дошкольники и младшие школьники (а именно они представляют собой основной контингент занимающихся у логопедов) пока еще не готовы к смене игровой деятельности на классический учебный формат. Даже при общем положительном отношении к школе, их мотивация именно к «учебе» довольно низкая.
Актуальность проблеме придает еще и тот факт, что довольно часто нарушениям речи сопутствует и определенное отставание высших психических функций. Несформированность эмоционально-волевой сферы не позволяет ребенку достаточное время удерживать внимание, стремиться к получению результата.
Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду.
Результативным обучение становится только в том случае, когда дети сами проявляют познавательную активность. Поэтому одной из важных задач коррекционной работы является поиск методов для развития мотивации у детей.
Главная цель мотивации старших дошкольников и младших школьников – формирование познавательной активности, повышение качества познавательной деятельности и развития речи.
Высокому уровню познавательной активности детей на логопедических занятиях соответствует:
- эмоционально положительная реакция детей на приглашение к занятию;
- адекватная скоростная реакция на начало занятия;
- вопросы к логопеду о предстоящем занятии, его теме;
- устойчивость внимания к предлагаемым заданиям;
- интерес к занятию от его начала до конца;
- живая эмоциональная реакция на предлагаемую деятельность;
- искреннее желание справиться со всеми трудностями, встречающимися по ходу занятия.
Среднему уровню познавательной активности детей на логопедических занятиях соответствует:
- спокойная реакция детей на приглашение к занятию (не наблюдается резкого оживления, но нет и проявлений негативизма);
- поведение ребенка на занятии можно оценить, как пассивное: интереса не проявляет, активного участия не наблюдается);
- при непосредственном обращении, ребенок реагирует адекватно;
- внимание неустойчивое;
- эмоциональный фон пассивный.
Низкому уровню познавательной активности детей на логопедических занятиях соответствует:
- резко отрицательная эмоциональная реакция детей на приглашение к занятию;
- попытки отсрочить время начала занятия;
- отсутствие каких-либо вопросов о предстоящем занятии;
- повышенная отвлекаемость детей в течение всего занятия;
- пассивная или негативная реакция на предлагаемые задания;
- нежелание преодолевать встречающиеся трудности, равнодушие к происходящему.
Показателями выраженности познавательной активности являются: эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»); целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца); степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога о содержании деятельности).
Виды мотивации
Внешняя мотивация - не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами (например, если я буду хорошо заниматься, то мама купит мне машинку).
Внутренняя мотивация – связанная с самим содержанием деятельности. В свою очередь внутренняя мотивация делится на положительную и отрицательную мотивацию. Положительная мотивация основывается на положительных стимулах (например, я научусь делать «чашечку», и мама обрадуется). Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах (например, если я не буду делать «моторчик», то родители меня накажут).
На логопедических занятиях оценивается не столько правильность выполненных заданий, сколько учебная деятельность ребенка в целом, т. е. его внимательность на занятии, старательность, активность:
- оцениваются старание, малейшие заметные успехи детей;
- категорически запрещается высмеивать ошибки, промахи, неправильные ответы и неверные высказывания, как самим педагогом, так и детьми;
- ребёнок соревнуется сам с собой, у каждого свои индивидуальные задачи и цели;
- допускается и поощряется коллективное обсуждение вопроса, вызвавшего затруднение
С целью стимулирования мотивации и познавательного интереса у детей на логопедических занятиях использовала различные приёмы. Наиболее эффективным и полюбившимся детям оказалось коллективное создание больших аппликаций. Я готовлю основу (рисую или распечатываю на цветном принтере) и маленькие картинки, которыми дети наполняют эту основу. Сюжет для коллективной работы выбираю в соответствии с временем года: «Осенний клён» (дети наклеивают разноцветные листья, создают листопад,
«Зимнее дерево» (наклеиваем снежинки, снеговиков, снегирей и повторяем родственные слова,
Новогодняя ёлка» (украшаем ёлку новогодними игрушками, звездой, наклеиваем снежинки и снеговиков).
Наклеить картинку можно только если ребёнок работал на занятии, проявлял познавательную активность, не нарушал дисциплину. Ещё до начала занятия дети активно интересуются: «Что мы сегодня будем наклеивать?», «Можно я наклею красный листочек, жёлтую ёлочную игрушку, снеговика с волшебной палочкой (письмом, подарком, звёздочкой) и т. п.» В самом начале занятия дети замотивированы на активную работу с целью получения приятного бонуса в виде наклеивания желаемой картинки, украшения нашей общей картины. Дети заинтересованы в создании коллективных аппликаций и в дальнейшем: «Что мы будем наклеивать зимой (весной?»
Критерием оценки стал не конечный результат, а приложение усилий на пути к нему, т. е. оценка стараний. Именно такой подход позволяет всем детям, независимо от их возможностей и логопедических диагнозов, чувствовать себя успешными и принять участие в увлекательной коллективной работе - наклеивании картинок.
При этом подключение эмоций, стремления получить поощрение (возможность наклеить картинку) побуждает ребенка прикладывать усилия, а значит добиваться результата.
Таким образом, можно предполагать, что правильный выбор поощрения будет способствовать формированию устойчивой мотивации на логопедических занятиях.