Елена Митина
Детский рисунок на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
На всех видах занятий по коррекции речи детей мной используется рисование, что помогает совершенствовать ориентировку в пространстве, зрительное восприятие, моторные навыки (роль мелкой моторики в развитии детской речи подтверждается многолетней практикой педагогов).
Большую роль в развитии речи ребенка играет картинка, созданная его воображением и нарисованная им. «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит» - так писал К. Д. Ушинский.
Любой вид работы со звуками: знакомство, автоматизация произношения, дифференциация – может находить отражение в детских рисунках.
Публикация «Детский рисунок на логопедических занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Рисование. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» сентябрь 2015
Знакомя дошкольников со звуками речи, связываю звук с определенным образом:
«С-С-С» - течет вода из крана; свистит свисток; воздух из насоса…
«Ш-Ш-Ш» - выходит воздух из шарика; шипит гусь; шумит вода в душе…
В работе по закреплению звуков очень важен контакт с родителями. Я предлагаю папам и мамам вместе с детьми нарисовать «Кто или что в природе и дома «шипит», «гудит» и т. д. Родители могут помочь ребенку, нарисовав контур предмета, но раскрашивают малыши сами.
В дальнейшем закрепляют изолированный звук по своим рисункам.
На занятиях по отработке определенного звука дети называют много слов с этим звуком, находят предметы, в названии которых есть этот звук. Затем сами выбирают те слова-предметы, которые смогут нарисовать.
При дифференциации звука в словах дети рисуют по два предмета, в названии которых имеются оппозиционные звуки.
При изучении ударения предлагаю нарисовать замок и з амок. Затем дети делают звуковой анализ этих слов, находят различие в словах.
Любая лексическая тема, закрепленная в рисунке, усваивается быстрее и глубже. Так при изучении темы «Посуда» рисуем предметы посуды и повара, который использует ее в своей работе; признаки осени так же закрепляются в рисунке.
Дети, которые затрудняются самостоятельно нарисовать предмет, используют трафареты (обводят и раскрашивают).
В работе над словом так же используется рисунок. Например, при образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами рисуем большие и маленькие предметы.
Изучая антонимы, рисуем противоположные по значению предметы.
Слова омонимы наиболее сложны для понимания, нарисовав их дети, легче усваивают многозначность слов.
При образовании родственных слов при помощи приставок и суффиксов используем рисунки - схемы, в кругу рисуется главное слово и от него столько лучей, сколько родственных слов дети придумали. У каждого ребенка получается своя схема родственных слов, что позволяет лучше запомнить слова и воспроизвести их при необходимости, опираясь на свой рисунок.
При изучении предлогов рисунок помогает понять пространственные отношения предметов. На занятиях дети рисуют картинку, изображая предметы, ориентируясь в микро пространстве тетрадной страницы.
Большую помощь оказывает рисунок и в развитии связной речи. Дети, прослушав сказку, рисуют понравившегося героя или событие, в дальнейшем рисунок помогает при пересказе. Так же использую рисунки детей для составления описательных рассказов (расскажи о своем предмете по плану); рисунки на свободную тему для составления самостоятельных рассказав.
Опираясь на опыт своей работы, хочется сделать вывод, что использование детских рисунков на логопедических занятиях помогают решать задачи по исправлению и совершенствованию речи детей, вызывают интерес к занятиям, снимают эмоциональное напряжение, совершенствуют мелкую моторику.