Светлана Горбунова
Формирование позитивной социализации и индивидуализации в процессе организации музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование позитивной социализации и индивидуализации в процессе организации музыкальной деятельности
«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш".
(Л. Н. Толстой)
Публикация «Формирование позитивной социализации и индивидуализации в процессе организации музыкальной деятельности» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Увеличение общей численности детей с ОВЗ, детей - инвалидов дошкольного возраста с различными патологиями в целом по всей стране требуют совершенствования системы оказания им социальной помощи. Социально-реабилитационная деятельность- обеспечивает подготовку таких детей к полноценной жизни в обществе. Современная жизнь общества определила основную цель системы образования- подготовку подрастающего поколения к жизни в демократическом, многонациональном и поликультурном обществе. Дошкольный возраст- яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия – миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка, время, когда определяются траектории его дальнейшего развития.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечивается целостным процессом социализации-индивидуализации.
К числу этих требований относятся:
-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
-развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
-развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-становление социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
-готовности к совместной деятельности со сверстниками;
-уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в Организации;
-формирование позитивных установок к разным видам труда и творчества;
-безопасного поведения в социуме, природе, быту.
Отечественные ученые А. С Белкин, В. В Давыдов, Д. И Фельдштейн, Д. Б Эльконин и др. считают, что каждый ребенок проходит огромный путь в своем индивидуальном развитии именно в период дошкольного детства. Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен важными достижениями в социализации детей. Социализация является важным условием развития ребенка, формирования духовного мира человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволит в дальнейшем ему комфортно жить в обществе людей; быть успешным, благодаря общению он не только познает другого человека (взрослого или сверстника, но и самого себя. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную его адаптацию в современном социокультурном пространстве.
В нашем детском саду создано единое образовательное пространство для детей с ОВЗ которое включает следующие компоненты: пространство интеллектуального, социального, эстетического развития - игровые уголки в группах, музыкальный зал с набором инструментов и аудиоаппаратуры, набор атрибутов для детского творчества, музыкально -дидактические игры. Таким образом, развивающая среда в дошкольном учреждении способствует формированию представлений о социальной действительности, эмоционально-ценностному отношению к ней и способствует включению ребенка в разнообразную деятельность и общение. Учитывая эти компоненты развивая личности ребенка, можно выработать у него способность к творческой деятельности (это важное условие успешной социализации личности ребенка, закрепить знания и сформировать необходимые личностные качества.
Дети с ОВЗ -это особые дети, при работе с ними нужно найти взаимосвязь. Музыкальное воспитание в нашем детском саду, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, и имеет помимо общеразвивающей, коррекционно-компенсаторную направленность. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. У детей с ОВЗ круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а так же слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам- зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство подражательность, которое проявляется как в музыкально -ритмических движениях, так и в подпевании и пении, игре на музыкальных инструментах.
Музыка организует детей, заражает их своим настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия, и речевой деятельности.
У детей с ОВЗ много проблем:
-непроизвольность движений;
-отсутствует координация движений;
-плохой пространственный ориентир;
-боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;
-речевые нарушения или отсутствие речи;
-замкнутость, неактивность детей;
-неустойчивое внимание и память у дошкольников.
Особенность работы с такими детьми состоит:
-не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка;
-не в совершенствовании произношения, а в развитии простейших звукоподражаний;
-не в разучивании песен, а в поиске способов побудить ребенка к песеннному творчеству.
Главное на занятиях- это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров- детей и педагога. Это игровое общение. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. В этой игровой форме не все дети должны делать то же, что остальные, но каждый…со своим личным опытом может участвовать в игре. Своеобразная ритуализация (повторяющаяся структура занятия) помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим и радоваться их успехам и удачным находкам. У нас в таких детей верят, любят и поддерживают.
Особое место в системе воспитания детей с ОВЗ занимают утренники и развлечения. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, стихов, что делает коррекционно -воспитательную работу более эффективной. Нужно учитывать возраст детей. Уровень речевого развития и индивидуальные особенности каждого ребёнка. В проведении праздников для детей есть своя специфика. На начальных этапах обучения на утреннике основными исполнителями являются взрослые, дети принимают лишь посильное участие. Дети принимают участие в танцах, играх с несложными движениями, хороводах. Дети участвуют в небольших сценках, где их действия сопровождаются комментариями воспитателя. Для активизации речи возможны хоровые односложные ответы детей при отгадывании загадок, ответы на вопросы героев сказок. Каждому ребенку даём возможность выступить на празднике и продемонстрировать свои успехи. Сценарии утренников и развлечений занимательные по форме, с обязательным наличием сюрпризных моментов, непродолжительными по времени (от 20 до 30минут). При подготовке праздников и развлечений совместно работают все специалисты (муз. руководитель, учитель логопед, воспитатель). Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его представления об окружающем мире, способствуют закреплению знаний и умений, полученных на различных видах занятий, побуждают ребенка к творчеству и общению.
Особое место в системе эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья занимает концертная деятельность. Дети тесно контактируют друг с другом в ходе подготовки к концертной деятельности. Вся проводимая работа способствует созданию дружного, жизнерадостного и работоспособного детского коллектива, воспитанию толерантности и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников. Выступление развивает у детей артистичность, умение держать себя на сцене, что требует значительной собранности и присутствия волевых качеств. Выступая перед публикой, ребенок с нарушением развития ощущает себя творческой социально значимой личностью. В процессе концертной деятельности ребенок с проблемами получает яркие незабываемые впечатления, приобретает художественно-эстетический опыт, получает возможности для самореализации, раскрытия своих способностей в различных видах художественной деятельности, восприятия музыки.
Музыкально-эстетическое воспитание помогает развивать психоэмоциональное состояние ребёнка с ОВЗ, повышает интерес к познанию окружающего мира, позволяет ощутить себя комфортно и успешно, социально-реабилитироваться.