Марина Калинкина
Формирование осознанно-правильного отношения к природе в процессе организации определённых форм детской деятельности у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
В. Берестов
На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - экологическая безответственность.
Публикация «Формирование осознанно-правильного отношения к природе в процессе организации определённых форм детской деятельности у детей» размещена в разделах
Обретение экологической культуры, экологического сознания - это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является первой его ступенью. Под экологическим воспитанием понимается процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют (З. Н. Мишанина, Г. Филиппова, С. Н. Николаева, С. А. Рыжова).
Сухомлинский В. А. писал, что у ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца, речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному». Однако далеко не всё может быть правильно понятно детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней - важнейшая задача экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Ведущую роль в воспитании ребёнка играет детский сад, организующий прогресс формирования экологической культуры. Чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, я в своей педагогической работе стараюсь реализовать задачи экологического воспитания через интегрированный подход к обучению, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а так же организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизации различных видов деятельности ребёнка.
Игры для детей - способ познания окружающего. Всевозможные игры – путешествия: «Экспедиция в тайгу», экскурсия в зоопарк, «Путешествие к морю» и т. д. Во всех этих случаях – это сюжетно-дидактическая игра, присутствующая на занятиях, в наблюдениях, в труде.
В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями и объектами в качестве путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и т. д. Воспитатель, взяв на себя роль экскурсовода, рассказывает и показывает детям всё интересное, ради чего отправились в путь.
Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации («Я- дерево», «Я – солнышко», «Я - ветер», «Я – дождь» и т. д.) дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы, и её изменениях; пробуждают интерес к природе и формируют осознанно- правильное отношение к ней. В разных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.
Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей леса, луга, сада, огорода и т. д. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу своего края или всей планеты.
Информационно-компьютерные технологии прочно входят в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми.
В своей работе, знакомя детей с природой, я использую разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи, при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия. Использую следующие виды иллюстративно-наглядных материалов на электронных носителях:
- звуковые материалы - это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д. ;
-экранные материалы - это слайды, т. е. серия отдельных кадров, посвященных отдельной теме;
- мультимедийные презентации - это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.
Мультимедийные экологические игры включаю, как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность : игры–путешествия, игры-загадки, дидактические игры, физминутки.
Эффективным методом расширения знаний, формирования осознанно-правильного отношения к природе является использование жемчужин народной мудрости – сказок, поговорок, загадок на экологическую тематику, цель которых «ум обогащать и душу волновать». Не столько давать готовые ответы на поставленные вопросы, сколько развивать умения ребёнка самостоятельно размышлять, используя свой опыт и предыдущие наблюдения. «Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади» и т. д.
Одной из форм нетрадиционного экологического образования дошкольников является экологический театр. В организацию экологического театра вовлекаются родители воспитанников. Они пишут стихи, частушки для выступления, помогают в создании костюмов и декораций.
Проведение конкурсов, викторин, праздников экологического характера таких как «Осенние фантазии», «Праздник птиц», «Мы - друзья природы» и т. д., так же помогают детям ощутить себя частью природы.
Кроме того, в нашем ДОУ в течение всего учебного года проходят различные природоохранные акции. Для ребёнка – дошкольника большое значение имеет пример взрослого, поэтому очень важно, когда рядом с собой дети видят увлечённых и любящих природу людей - своих родителей. Экологические акции: «Чудесные цветы посадим вместе с мамой», «Птичья столовая», «Сохраним ель-красавицу наших лесов» и т. д. Каждая акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию, (листовки, буклеты, плакаты). С помощью родителей решали проблему формирования осознанно-правильного отношения детей к природе. Родители не только принимали активное участие в акциях, но и оказывали помощь в создании развивающей среды, благоустройству участков на территории детского сада, сочинении экологических сказок, оформлении книг «Деревья нашей местности», «Красная книга», сбор коллекций природных и других материалов и т. д.
Одним из важнейших компонентов экологической развивающей среды является экологическая тропа, которую мы используем как форму экологического образования.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. На тропинке мы проводим наблюдения, игры, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе. На тропинке с детьми мы рассматриваем, обсуждаем, анализируем. Свои впечатления об увиденном, приобретённые знания о природе, дети выражают в разных видах деятельности : изобразительной, музыкальной, что содействует закреплению этих знаний в памяти ребёнка.
Таким образом, в процессе работы дети заметно расширили свои экологические представления, возрос интерес к объектам и явлениям природного мира, появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного мира, формированию осознанно-правильному отношению к нему.
Используемая литература:
1. Иванова Т. В. Экологические ценности в общественном сознании//Вопросы психологии. -1999.-№- 3.
2. Мир природы и ребёнок. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие для пед. уч. по спец. «Дошкольное образование» Под ред. Л. М. Маневцевой, П. Г. Саморуковой. – СПб. :АКЦИДЕНТ, 1998
3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М. : Академия, 1999\
4. Попова Т. И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М. : Linka- Press. 1998
5. Посылкина Р. Ю. Природоведческая деятельность и развитие ребёнка в ней. Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях Нижегородской области: материалы первой научно- практической конференции. 12 октября 1999г. -Н. Новгород, 2000
6. Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика. -М. : 1999
7. Рыжова Н. А. Наш дом природа. М. ,1998
8. Сухомлинский В. А. О воспитании. - Политиздат, 1975