Ирина Анисимова
Взаимодействие с семьями детей раннего возраста по вопросам позитивной социализации
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс вхождения ребенка в социальную среду. Период раннего развития - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. В раннем возрасте зарождается и интенсивно развивается общение детей со сверстниками. Опыт первых отношений со сверстниками во многом определяет особенности самосознания ребенка, его отношение к миру и другим людям. Проблема в социализации детей раннего дошкольного возраста и педагогических условий успешного ее протекания в ДОО, в настоящее время интересует большинство педагогов и психологов, так как дошкольная организация это институт социализации детей на начальной ее стадии.
Публикация «Взаимодействие с семьями детей раннего возраста по вопросам позитивной социализации» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «обучение», «воспитание», «развитие личности». Таким образом, социализация - это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности.
Уровень социализации личности является критерием ее адаптации к жизни в обществе. Л. С. Выготский в теории культурно-исторического развития психики акцентирует внимание на роли социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии личности в течение определенного периода. Она определяет те формы и способы, выбирая и следуя которым ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным [2].
Понятие «социализация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом. Г. М. Андреева предлагает рассматривать социализацию как двусторонний процесс, который с одной стороны, включает в себя усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, а с другой - это процесс активного преобразования системы социальных связей личности [4].
В периода раннего детства (до трех лет) важно осмысление взаимосвязи понятий «социализация» и «адаптация». Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной организации нашла отражение исследованиях Н. М. Аксариной, Н. Д. Ватутиной, Р. В. Тонковой-Ямпольской.
По мнению З. В. Кощеевой под адаптацией, следует понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Социальная адаптация обеспечивает приспособление личности к условиям новой социальной среды. Несомненно, как процесс социализации, так и процесс адаптации детей раннего возраста напрямую зависит от социального партнерства между родителями ребенка и воспитателями детского сада.
В современной науке роль семьи в успешной социализации ребенка рассматривается как совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, проявляющего следующие качества: самостоятельность, инициативность, исполнительность, возложение личностью на себя определенной меры ответственности. Ответственность детей дошкольного и младшего школьного возраста признается важнейшим фактором их позитивной социализации. Социализация детей зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей, от состава семьи. На современное состояние семьи влияют все изменения, происходящие в обществе. В семье ребенок усваивает нормы человеческих отношений, впитывая все позитивное и негативное, что есть в семье. Осуществляя социальную функцию, семья формирует личность ребенка. Именно поэтому так важно осуществлять преемственность между семейным и общественным воспитанием.
Так как в настоящее время формы работы с родителями представляются большим разнообразием, проблема состоит в выборе наиболее эффективных форм взаимодействия ДОО с семьями воспитанников. Все вышесказанное свидетельствует о необходимой более глубокой теоретической разработки вопросов взаимодействия семьи и образовательных учреждений в рамках решения актуальных проблем социализации ребенка дошкольного возраста [ ].
Для обеспечения комфортных условий адаптации детей раннего возраста и их социализации в нашем детском саду функционирует система педагогической поддержки семьи в адаптационный период ребёнка к условиям дошкольного образовательного учреждения. Обеспечение взаимодействия семьи с дошкольной образовательной организацией в вопросах социализации в период адаптации детей раннего возраста является основным компонентом воспитания и образования, так как в дальнейшем оказывает большое влияние на развитие ребенка.
В нашей ДОО присутствует своя специфика реализации данного взаимодействия. Основными принципами работы являются:
1. Индивидуальный подход к проблемам, возникающим у родителей в период адаптации;
2. Уважение к личностям воспитанников и его родителей;
3. Системность в организации взаимодействия;
4. Целенаправленность педагогического взаимодействия;
5. Творческий подход к организации взаимодействия ДОО и семьи.
Модель организации работы ДОО с родителями в период адаптации ребенка строится по следующим направлениям:
1. Психолого-педагогическое просвещение родителей в период адаптации детей раннего возраста
2. Консультирование родителей по вопросам адаптации детей к детскому саду.
3. Информационно-аналитическая деятельность (сбор и анализ данных о здоровье ребенка, о его интересах, сбор данных о семье, потребностях и запросах родителей).
4. Привлечение семьи ребенка к активному участию в деятельности ДОУ (совместное создание предметно-развивающей среды, игровое взаимодействие родителей и детей, досуговые формы организации общения).
Наша дошкольная образовательная организация предлагает следующие эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации детей раннего возраста, это:
- организация работы фокус-группы (обсуждение интересующих проблем родителей, обмен опытом);
- организация заседаний консультационного пункта (практическое взаимодействие педагогов ДОО и родителей по вопросам воспитания детей раннего возраста);
- «почта доверия» (возможность анонимно задать интересующие вопросы специалистам ДОО и получить компетентные ответы);
- взаимодействие через электронные ресурсы – вебсайт, группа в социальной сети «Одноклассники» и «Вконтакте» (возможность обмена опыта в режиме on-line).
В настоящее время все большую актуальность приобретает использование ИКТ-средств в организации взаимодействия с родителями. Общение через социальные сети, сайт образовательного учреждения, или иные интернет приложения (WhatsApp) дают некоторые преимущества:
-возможность обмена опыта в режиме on-line;
-экономия времени;
-доступность и открытость информации;
-установление общения в любое время и в любом месте;
-возможность получить ответы специалистов на интересующие вопросы, а также обмена опыта между родителями.
Данная модель взаимодействия с родителями показывает позитивную динамику развития. Взаимообщение через социальную сеть «Одноклассники» ведется с февраля 2015 года и продолжается в настоящее время. Число активных пользователей стремительно увеличивается. На сентябрь 2016г насчитывает 100 участников, из них 6 % мужчин и 94% женщины. В настоящий момент группа насчитывает 110 участников.
В группу входят как родители воспитанников, так и воспитатели детского сада, а так же иные заинтересованные пользователи.
Вместе с этим свои преимущества не теряют и традиционные формы взаимодействия, такие как индивидуальные консультации, круглые столы, родительские собрания, составление наглядной информации.
Осуществляя данные формы взаимодействия с родителями, нам удалось снизить уровень сложной степени адаптации у детей раннего возраста, а так же повысить интерес родителей к взаимообщению как между собой, так и с коллективом детского сада.
Список использованной литературы:
1. Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Калинина А. М. Социальное развитие в ДОУ : Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
2. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / 2-е издание, испр. и доп. - М. : Карапуз, 2001.
3. Кислицына Г. В., Шерстнева В. П., Мельник Л. И. [и др. ] Социализация детей раннего возраста в центрах раннего развития : «за» и «против» (из опыта работы мбоу "сош №5 «обыкновенное чудо» г. йошкар-олы, республики марий эл) // Личность, семья и общество : вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LII междунар. науч. -практ. конф. № 5(51). – Новосибирск: СибАК, 2015.
4. Эльконин Д. Б. Психологические игры. – М. : Педагогика, 1978.
5. Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. / Сост. : О. Л. Князева. – М. : Мозаика-Синтез,2003.
Интернет-источники:
6. https://apruo.ru/statyi/obrazovatelnie-statyi/193-sozializaziya-detey-doshkolnogo-vozrasta.html