Приложение МААМ

Взаимодействие с семьями детей раннего возраста по вопросам позитивной социализации

Ирина Анисимова
Взаимодействие с семьями детей раннего возраста по вопросам позитивной социализации
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс вхождения ребенка в социальную среду. Период раннего развития - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. В раннем возрасте зарождается и интенсивно развивается общение детей со сверстниками. Опыт первых отношений со сверстниками во многом определяет особенности самосознания ребенка, его отношение к миру и другим людям. Проблема в социализации детей раннего дошкольного возраста и педагогических условий успешного ее протекания в ДОО, в настоящее время интересует большинство педагогов и психологов, так как дошкольная организация это институт социализации детей на начальной ее стадии.

Публикация «Взаимодействие с семьями детей раннего возраста по вопросам позитивной социализации» размещена в разделах

В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «обучение», «воспитание», «развитие личности». Таким образом, социализация - это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности.

Уровень социализации личности является критерием ее адаптации к жизни в обществе. Л. С. Выготский в теории культурно-исторического развития психики акцентирует внимание на роли социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии личности в течение определенного периода. Она определяет те формы и способы, выбирая и следуя которым ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным [2].

Понятие «социализация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом. Г. М. Андреева предлагает рассматривать социализацию как двусторонний процесс, который с одной стороны, включает в себя усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, а с другой - это процесс активного преобразования системы социальных связей личности [4].

В периода раннего детства (до трех лет) важно осмысление взаимосвязи понятий «социализация» и «адаптация». Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной организации нашла отражение исследованиях Н. М. Аксариной, Н. Д. Ватутиной, Р. В. Тонковой-Ямпольской.

По мнению З. В. Кощеевой под адаптацией, следует понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Социальная адаптация обеспечивает приспособление личности к условиям новой социальной среды. Несомненно, как процесс социализации, так и процесс адаптации детей раннего возраста напрямую зависит от социального партнерства между родителями ребенка и воспитателями детского сада.

В современной науке роль семьи в успешной социализации ребенка рассматривается как совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, проявляющего следующие качества: самостоятельность, инициативность, исполнительность, возложение личностью на себя определенной меры ответственности. Ответственность детей дошкольного и младшего школьного возраста признается важнейшим фактором их позитивной социализации. Социализация детей зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей, от состава семьи. На современное состояние семьи влияют все изменения, происходящие в обществе. В семье ребенок усваивает нормы человеческих отношений, впитывая все позитивное и негативное, что есть в семье. Осуществляя социальную функцию, семья формирует личность ребенка. Именно поэтому так важно осуществлять преемственность между семейным и общественным воспитанием.

Так как в настоящее время формы работы с родителями представляются большим разнообразием, проблема состоит в выборе наиболее эффективных форм взаимодействия ДОО с семьями воспитанников. Все вышесказанное свидетельствует о необходимой более глубокой теоретической разработки вопросов взаимодействия семьи и образовательных учреждений в рамках решения актуальных проблем социализации ребенка дошкольного возраста [ ].

Для обеспечения комфортных условий адаптации детей раннего возраста и их социализации в нашем детском саду функционирует система педагогической поддержки семьи в адаптационный период ребёнка к условиям дошкольного образовательного учреждения. Обеспечение взаимодействия семьи с дошкольной образовательной организацией в вопросах социализации в период адаптации детей раннего возраста является основным компонентом воспитания и образования, так как в дальнейшем оказывает большое влияние на развитие ребенка.

В нашей ДОО присутствует своя специфика реализации данного взаимодействия. Основными принципами работы являются:

1. Индивидуальный подход к проблемам, возникающим у родителей в период адаптации;

2. Уважение к личностям воспитанников и его родителей;

3. Системность в организации взаимодействия;

4. Целенаправленность педагогического взаимодействия;

5. Творческий подход к организации взаимодействия ДОО и семьи.

Модель организации работы ДОО с родителями в период адаптации ребенка строится по следующим направлениям:

1. Психолого-педагогическое просвещение родителей в период адаптации детей раннего возраста

2. Консультирование родителей по вопросам адаптации детей к детскому саду.

3. Информационно-аналитическая деятельность (сбор и анализ данных о здоровье ребенка, о его интересах, сбор данных о семье, потребностях и запросах родителей).

4. Привлечение семьи ребенка к активному участию в деятельности ДОУ (совместное создание предметно-развивающей среды, игровое взаимодействие родителей и детей, досуговые формы организации общения).

Наша дошкольная образовательная организация предлагает следующие эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации детей раннего возраста, это:

- организация работы фокус-группы (обсуждение интересующих проблем родителей, обмен опытом);

- организация заседаний консультационного пункта (практическое взаимодействие педагогов ДОО и родителей по вопросам воспитания детей раннего возраста);

- «почта доверия» (возможность анонимно задать интересующие вопросы специалистам ДОО и получить компетентные ответы);

- взаимодействие через электронные ресурсы – вебсайт, группа в социальной сети «Одноклассники» и «Вконтакте» (возможность обмена опыта в режиме on-line).

В настоящее время все большую актуальность приобретает использование ИКТ-средств в организации взаимодействия с родителями. Общение через социальные сети, сайт образовательного учреждения, или иные интернет приложения (WhatsApp) дают некоторые преимущества:

-возможность обмена опыта в режиме on-line;

-экономия времени;

-доступность и открытость информации;

-установление общения в любое время и в любом месте;

-возможность получить ответы специалистов на интересующие вопросы, а также обмена опыта между родителями.

Данная модель взаимодействия с родителями показывает позитивную динамику развития. Взаимообщение через социальную сеть «Одноклассники» ведется с февраля 2015 года и продолжается в настоящее время. Число активных пользователей стремительно увеличивается. На сентябрь 2016г насчитывает 100 участников, из них 6 % мужчин и 94% женщины. В настоящий момент группа насчитывает 110 участников.

В группу входят как родители воспитанников, так и воспитатели детского сада, а так же иные заинтересованные пользователи.

Вместе с этим свои преимущества не теряют и традиционные формы взаимодействия, такие как индивидуальные консультации, круглые столы, родительские собрания, составление наглядной информации.

Осуществляя данные формы взаимодействия с родителями, нам удалось снизить уровень сложной степени адаптации у детей раннего возраста, а так же повысить интерес родителей к взаимообщению как между собой, так и с коллективом детского сада.

Список использованной литературы:

1. Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Калинина А. М. Социальное развитие в ДОУ : Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008.

2. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / 2-е издание, испр. и доп. - М. : Карапуз, 2001.

3. Кислицына Г. В., Шерстнева В. П., Мельник Л. И. [и др. ] Социализация детей раннего возраста в центрах раннего развития : «за» и «против» (из опыта работы мбоу "сош №5 «обыкновенное чудо» г. йошкар-олы, республики марий эл) // Личность, семья и общество : вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LII междунар. науч. -практ. конф. № 5(51). – Новосибирск: СибАК, 2015.

4. Эльконин Д. Б. Психологические игры. – М. : Педагогика, 1978.

5. Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. / Сост. : О. Л. Князева. – М. : Мозаика-Синтез,2003.

Интернет-источники:

6. https://apruo.ru/statyi/obrazovatelnie-statyi/193-sozializaziya-detey-doshkolnogo-vozrasta.html

Публикации по теме:

Ландшафтный стол, как один из ресурсов формирования позитивной социализации детей дошкольного возраста Ландшафтный стол как один из ресурсов формирования позитивной социализации детей дошкольного возраста Социальное развитие ребенка дошкольного.

Методическая разработка по позитивной социализации детей дошкольного возраста «Алгоритм «Счастливый ребенок» Предисловие «Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Выготский Л. С Социально-коммуникативное.

Обзор педагогических технологий позитивной социализации детей дошкольного возраста «ОБЗОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 2 слайд ФГОС дошкольного образования неоднократно.

Презентация «Создание условия позитивной социализации дошкольников» Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический.

Технологии позитивной социализации старших дошкольников в условиях ДОУ Презентация Технологии позитивной социализации старших дошкольников в условиях ДОУ Светлана Головко Презентация Технологии позитивной социализации.

Презентация «Технологии позитивной социализации старших дошкольников в условиях ДОУ» МБДОУ №7 «Радуга» Презентация"Технологии позитивной социализации старших дошкольников в условиях ДОУ. "Педагог: Головко Светлана. Валентиновна.

Реализация вопросов социализации через взаимодействие с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО Реализация вопросов социализации через взаимодействие с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО. М. А. Кадохова, воспитатель подготовительной.

Сюжетно-ролевая игра как средство позитивной социализации дошкольников с ОВЗ https://youtu.be/iWuWU903fUMhttp://www.maam.ru/detskijsad/kak-polzovatsja-redaktorom-v-blogah.html Задержка психического развития характеризуется.

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам воспитания детей дошкольного возраста ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Семья и ребенок — зеркальное отражение друг друга. С семьи.

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения детей дошкольного возраста В последнее время наблюдается заметное ухудшение физического, психического, нравственного и духовного состояния детей. И поэтому, проблема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие с семьями детей раннего возраста по вопросам позитивной социализации
Опубликовано: 16 октября 2019 в 09:21
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие с семьями детей раннего возраста по вопросам позитивной социализации» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Анисимова (УИ 40644) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД