светлана хименко
Формирование нравственных ценностей у детей через взаимодействие ДОУ и семьи посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование нравственных ценностей у детей через взаимодействие ДОУ и семьи посредством театрализованной деятельности
БДОУ г. Омска «Центр развития ребёнка – детский сад № 302»
Хименко Светлана Викторовна – воспитатель
БДОУ г. Омска «Центр развития ребёнка – детский сад № 302»
Ельцова Мария Александровна – воспитатель
Формирование нравственных ценностей у дошкольного возраста,
через взаимодействие ДОУ и семьи посредством театрализованной
деятельности
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время очень актуальна. В сегодняшнем обществе мы видим недостаток духовности, моральное обнищание. Формировать моральные качества необходимо начинать уже с дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста особенно восприимчивы к духовно-нравственному развитию, и недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Семья это первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама образцы для подражания. Семья и детский сад-два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Задача детского сада добиваться единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи [1, c.9].
Одним из самых эффективных методов обучения при воспитании творческой и гармоничной личности является театрализованная деятельность. Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий. Она является источником развития гуманных чувств, моральных переживаний ребенка и содействует приобщению его к духовным ценностям.
Целью нашей работы является:
Создание условий для более тесного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросе нравственного воспитания детей посредством театрализованной деятельности.
Общая цель вывела на постановку следующих задач:
1. Создание условий для формирования у детей духовно-нравственных ценностей через театрализованную деятельность.
2. Повышение родительской компетенции по вопросам нравственного воспитания детей, посредством театрализованной деятельности.
3. Активизировать совместную деятельность родителей и ДОУ
Содержание работы для реализации задач:
1. Наиболее эффективным методом работы с детьми по ознакомлению с системой ценностей, усвоению представлений о которых обеспечивает нравственное становление растущего человека, мы считаем духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности. Общеизвестно значение сказки для духовно-нравственного и эстетического воспитания детей. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни.
Мы начинали свою работу с детьми первой младшей группы. Т. к. в этом возрасте у детей наглядно-действенное мышление, то наиболее эффективно не просто рассказать, а показать сказку. Так у нас появилась идея создания театрального уголка. Мы с помощью родителей собрали и изготовили различные виды театров : настольный, теневой, пальчиковый, театр на фланелеграфе, печатный театр, вязаный театр, театр мягкой игрушки, кукольный, конусный театр. А так же костюмы для драматизации, атрибуты, декорации, маски, наголовники, ширму, кассу. Устное народное творчество: потешки, прибаутки, считалки, загадки, скороговорки, иллюстрации, книги- раскладушки, книги- картинки, фигурки животных, игры на развитие мелкой моторики.
Народно-прикладное искусство: игрушки, костюмы, иллюстрации, дидактический материал, матрешки.
Нашу работу мы начинали, используя игровые приемы: создание игровой ситуации, появление сказочных персонажей (на занятиях, в режимных моментах, во время игровой деятельности). Развивали навыки и умения в театрализованной деятельности через освоение этюдов, упражнений и подведение детей к игре-драматизации, привлекали детей для участия в кукольном театре. Теперь мы вместе с детьми подготавливаем и показываем инсценировки по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Используем в совместной деятельности театрализованные, режиссерские, дидактические игры, такие как «Угадай сказку», «Кого не хватает?», «Придумай конец» и т. д. Посещаем театрализованные представления Театра студии Ермолаевой, театров : «Артель», «Чудеса», «Сретение».
2. Целью нашей работы с родителями было привлечение их к театральному искусству, к театрализованной деятельности для повышения педагогической культуры родителей в вопросах воспитания духовно-нравственной личности. Для этого нами использовались как групповые, так и индивидуальные формы работы : родительские собрания и индивидуальные консультации на темы нравственного воспитания, к консультациям привлекался психолог детского сада. Особенно понравился родителям мастер класс по теме изготовления и использования дома различных видов театра для совместного проведения досуга с детьми. Были проведены открытые показы непосредственно образовательной деятельности с использованием элементов театрализации. Выставки работ, оформление стенгазет, изготовление кукол все проводилось общими усилиями: воспитателей, родителей, детей.
3. Для того чтобы активизировать совместную деятельность ДОУ и родителей мы использовали различные формы работы. Совместно проводились сезонные праздники: «День осени», «Новый год», «Защитники отечества», «Масленица», «Женский день», «Праздник весны», «Героям посвящается». Проводились конкурсы между семьями «В гостях у сказки» на лучшую театрализацию любимых произведений. Конкурс «Презентация костюма», в котором родители готовили костюм и декорации самостоятельно, а дети читали стихи, отрывки из произведений. Конкурс «Шляпок», где мамы выступили в роли дизайнера, а дети были моделями. День открытых дверей во время которого все желающие могли присутствовать на занятии, поесть вместе с детьми, поучаствовать в совместных играх на прогулке. Ко дню защитника отечества мы с детьми приготовили для пап и дедушек театрализацию сказок : «Репка» и «Теремок», а после мамы пригласили всех на чаепитие. Так же организовывали коллективные трудовые дела для родителей (создание пособий, облагораживание территории и т. п.). Все это способствовало сплочению родительского коллектива, вовлечению в жизнедеятельность группы и ДОУ и развитию творческих способностей родителей.
Вывод
Анализируя проделанную работу, мы с уверенностью можем сказать о том, что она дала положительные результаты: в группе были созданы условия для театрализованной деятельности детей, дети овладели необходимыми знаниями и представлениями о нравственных нормах и правилах поведения в различных ситуациях. У родителей повысился духовно-нравственный потенциал и компетентность в вопросах нравственного воспитания дошкольников. Родители стали проявлять интерес к нравственному становлению личности ребенка и активно участвовать в деятельности ДОУ, направленной на духовно-нравственное развитие детей.
Литература:
1. Программа дошкольного образования От рождения до школы. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2014.
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры,упражнения,сценарии. Сфера ТЦ 2003.