Екатерина Романенко
Инновационный подход к формированию нравственных качеств у детей посредством разных видов детской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
2. слайд.
Нравственность – это разум сердца.
Генрих Гейне
«Воспитание должно опираться на две основы — нравственность и благоразумие : первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков»
Николя де Шамфор
3 – 4 слайд.
Формирование нравственных качеств детей младшей группы осуществляется через задачи реализуемой программы Н. Вераксы «От рождения до школы» в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» подраздел (Социализация, развитие в общении, нравственное развитие)
Задачи:
Темочки:
• формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, селу.
• - формировать умение называть своё имя, фамилию, называть всех членов своей семьи.
• - учить заботиться о близких. Знать об обязанностях отца, матери, детей.
• - формировать первичное представление детей об окружающем мире, учить детей заботиться о живой природе.
• - воспитывать доброе отношение к родителям, вызывать чувство гордости за своих родителей.
• - воспитывать желание помогать заботиться о птицах и животных.
• - учить детей строить отношения в группе на основе взаимоуважения, не обижать, жалеть, мириться, прощать друг друга. Развивать умение играть и не ссориться.
• - побуждать детей делать добро.
• - закреплять знания детей об элементарных правилах поведения, нормах общения.
• - воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности.
5. слайд.
Реализуя задачи, использовала различные формы и методы, обеспечивала условия для нравственного воспитания детей, создавая игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия.
Мной велась ежедневная работа над воспитанием нравственных качеств у детей во время всех режимных процессов: утренний прием детей, зарядка, мытье рук, прием пищи, одевание на прогулку и т. п. ; ласково встречала вернувшегося после болезни ребенка, предлагала помочь упавшему малышу, утешить его; предлагала помочь другим в одевании на прогулку и т. п. ; старалась не оставить без внимания ни один положительный или отрицательный поступок ребенка, выбирая ту или иную форму работы с детьми.
6. слайд.
1. В процессе ознакомления с художественной литературой использовался метод сказкатерапия.
С детьми проводились различные беседы на основе поступков сказочных литературных героев. Использовала такие сказки, как «Заюшкина избушка», «Теремок», «Кот, петух и лиса»; литературные произведения: Л. Воронкова «Маша-растеряша», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», А. Л. Барто «Девочка – рёвушка» и др. ;
7. слайд.
1. В процессе театрализованной деятельности, после прочтения произведений, помогала детям увидеть, показать, передать образ и характер персонажа, оценить те или иные поступки.
8. слайд.
2. В игровой деятельности
С детьми проводились различные ситуативные беседы, если возникала необходимость обсудить чей-то поступок как положительный, так и отрицательный (Егор уступил игрушку Всеволоду, Варя поздоровалась, когда к нам пришла м/сестра, Элина отняла игрушку у Ксюши, Максим ударил Матвея и т. п.). Такие беседы я проводила, не откладывая на потом. Во время игр я учила детей вежливости, умение проявить сочувствие, внимание и другим нравственным качествам. Главную роль в игре я брала на себя.
9. слайд.
В проектной деятельности «Что такое доброта?» мы учились различать добро и зло, знакомясь с поговорками, потешками, просмотрели М/ф «Приключения кота Леопольда»
Возвращаясь к хорошо знакомым сказкам, помогали персонажам в трудных ситуациях.
10. слайд.
3. В процессе художественно – продуктивной деятельности, перед началом работы напоминала о необходимости работать дружно, не мешая друг другу, в зависимости от ситуации, проводила индивидуальные беседы. Формированию дружеских взаимоотношений нам очень помогают совместное изготовление разнообразных панно, что стало нашей групповой традицией.
11. слайд.
4. Важную роль в воспитании дружеских взаимоотношений играют трудовые поручения в группе, на прогулке. Привлекая детей к выполнению индивидуальных, совместных поручений придумала песенку – речё вку:
Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаем прибирать!
Что – то здесь, а что-то там!
Все расставим по местам!
Во время прогулок, в группе приучала детей к элементарному сотрудничеству. Оценивая результаты работы, подчеркивала пользу труда для всех детей (например, на прогулке обратила внимание детей на то, как Катя и Яна хорошо сметали листья в кучки, а Матвей и Максим с особым усердием перевозили много листьев в больших грузовиках. В процессе переодевания после сна девочки стремятся помочь своим одногруппникам, после чего помимо похвалы напоминаю детям о необходимости поблагодарить за помощь.
12. слайд.
Я считаю, что дети, в силу своего возраста, в основном соблюдают правила поведения в детском саду, вместе пользуются игрушками, учатся уступать игрушки друг другу, стараются помочь друг другу при одевании и раздевании. Дети (пока не все) здороваются с детьми и взрослыми утром, приходя в д/с, прощаются, уходя из д/сада, благодарят за помощь. Большинство детей умеют правильно оценить хороший или плохой поступок, доброжелательны друг к другу, взрослым, проявляют заботу о товарищах не только по побуждению воспитателя, но и самостоятельно. Конечно же, есть дети, которые требуют особого внимания, индивидуального подхода.
Работа по воспитанию нравственных качеств у детей мной будет вестись и в дальнейшем.
13. – 14. слайд.
Для родителей мной были предоставлены:
- Адресная консультация семьи Усачевой Саши, Петренко Максима «Формирование нравственных чувств у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»,
- буклет «Нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу» позволил родителям увидеть книгу как элемент воспитания положительных качеств ребенка,
- выставка художественной литературы, способствующая нравственному воспитанию детей, дополнила содержание буклета,
- рукописный журнал для родителей «О нравственном развитии в картинках» раскрыл, что эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступка.
- фото- акция «Поделись добротой» - это подбор фотоматериала где изображены добрые поступки. Фотоматериал помогали подбирать родители.
- выставка работ «Творим красоту» сблизила детей и родителей,т. к. они вместе создавали поделки
Накапливается семейный опыт семьи Усачевой Саши по теме: «Духовно – нравственное воспитание в семье»
- викторина с родителями «Что такое доброта», на котором родители вспомнили народные мудрости, пословицы и поговорки о нравственности. Родителями были даны положительные отзывы о работе с детьми по формированию нравственных качеств через разные виды детской деятельности.
Прогнозирование работы:
1. Участие в смотре конкурсе рукописных журналов «Традиции моей группы»
2. Реализация проекта «Воспитание сказкой» (через театрализованную деятельность)
3. Проведение совместного с родителями праздника для мам.
4. Реализация задач нравственного воспитания согласно рабочей программе.