Раиса Козлова
Консультация для педагогов «Система формирования нравственных ценностей у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Система формирования нравственных ценностей у детей
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Публикация «Консультация для педагогов „Система формирования нравственных ценностей у детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Духовно-нравственное воспитание на основе православных культурных традиций благотворно влияет на все формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние души и психическое развитие.
Обращение к опыту православной педагогики, когда идет поиск духовного возрождения и новых идеалов России, особенно актуально, т. к. общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей героических, благородных, честных, живших в прошлом, не знают, что стало с теми, кто смог изменить свою жизнь ради нравственных идеалов, и жизнь нашей страны, подавая нам яркий пример.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым звеном в этой деятельности является современная семья, во многом утратившая нравственные и ценностные ориентиры. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. К сожалению, все чаще родители выступают в качестве «антипримера». Православная педагогика помогает обогатить светскую педагогику цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, гармонического развития личности.
Дошкольный возраст - яркая непревзойденно благодатная пора, когда под влиянием окружающего мира ребенок активно формируется как личность с проявлением собственной воли, мировоззрения, способностью понимать и принимать нравственные основы жизни. Успех становления зависит от того, насколько компетентно и органично маленькому человеку будут привиты идеалы нравственности и духовности.
Размышляя на тему воспитания у наших детей нравственных и духовных ценностей, часто посещают нас, педагогов-дошкольников. Почему дети растут черствыми, бездушными? Почему дорогие нашему сердцу сказки об Иване- царевиче, Морозко, мертвой царевне и семи богатырях или более современные о дяде Федоре и коте Матроскине не интересны нашим детям? Почему интересны персонажи, совершенно непонятные для нас – Человек-паук, покемоны, монстры и прочая продукция американских авторов? Наши мальчики практически не играют в моряков, космонавтов; эти герои ушли на задний план, а главное место занимают игры в Бэтмена, трансформеров; там, где дети играют в войну - проявляется грубость, насилие, жестокость. Конечно, мы не можем создать какую-то искусственную, идеальную среду для наших детей, отличную от реальной действительности, это не в наших силах, но все-таки мы способны сделать наших детей добрее, чище, радостнее.
Мы можем с гордостью говорить о том, что в нашем учреждении сложилась определенная система работы и традиции по приобщению наших воспитанников к культурным и православным традициям русского народа и соответственно собственная модель образования нравственной личности дошкольника в различных видах детской деятельности.
Наиболее успешно данная деятельность реализуется в художественно-эстетическом развитии ребёнка.
Конечно, начиная любую деятельность, необходимо определять ее цель и задачи, которые помогут ее достичь.
Цель: сохранение духовно- нравственного здоровья детей через приобщение к культурным и православным традициям и ценностями, стремление возродить традиции семейного воспитания.
Задачи:
-воспитывать уважение к нравственным и моральным нормам поведения; учить понимать и различать добро и зло, быть в состоянии творить добро;
- формировать чувство любви к Родине, семье, близким людям на основе изучения национальных культурных традиций;
- развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащая при этом словарный запас, учить выражать чувства, эмоции; развивать музыкальную культуру через приобщение к классической, духовной и народной музыке;
-учить видеть красоту в окружающем мире и стремиться создавать ее самому;
-ориентировать семью на духовно- нравственное воспитание детей через различные формы деятельности.
В своей работе мы используем разнообразные методы. Условно их можно разделить на три группы: наглядные, словесные и практические.
Наглядный метод используется во время:
-чтения педагогом рассказов, чтения с показом иллюстраций;
-экскурсий в музей;
-театрализованного показа сказок;
-рассматривания иллюстраций, картин, репродукций, предметов народного декоративно-прикладного искусства и быта;
-проведения дидактических игр;
-экскурсий по городу, целевых прогулок;
-моделирования проблемных ситуаций и сказок.
Словесный метод наиболее эффективен в процессе:
-чтения литературных и православных произведений;
-чтения стихотворений;
-бесед воспитателя с детьми, ответов на вопросы и рассуждения детей;
-проведения разнообразных игр «сюжетно- ролевых, малоподвижных, дидактических, игр-драматизаций»;
-загадывания загадок;
-разборов житейских ситуаций;
-проведения викторин, досугов, праздников (тематических, календарных на основе православных традиций, конкурсов, тематических встреч;
-чтения литературных произведений родителями дома.
Практический метод используется тогда, когда необходимо:
-организовать художественно-продуктивную деятельность детей (рисование, аппликацию, лепку, художественный труд);
- провести различные виды игр, в том числе народные, хороводные, драматизации, инсценировки и др. ;
-оформить творческие художественные работы, изготовить куклы для театрализованной деятельности;
-организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а также конкурсы, викторины, праздники;
-организовать вечера с родителями, для родителей или сверстников;
-провести экскурсии различной направленности.
Принципиально важными для себя направлениями мы считаем работу с воспитанниками и родителями, а формы используем достаточно разнообразные, такие как познавательные занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания:
-занятия по рукоделию и всем видам творческой художественной деятельности детей;
-проведение праздников, в том числе и православных (Светлая Пасха, Рождество Христово, Покров Пресвятой Богородицы и др.)
-просмотр фильмов и прослушивание музыки духовной направленности;
-экскурсии и целевые прогулки;
-тематические вечера эстетической направленности;
-организация совместных с родителями творческих выставок и конкурсов;
-постановка музыкальных сказок духовно-нравственного и православного содержания;
-творческие вечера, например День матери.
Эффективными являются такие формы работы с родителями :
-родительские собрания на духовно-нравственные темы;
-обмен опытом семейного воспитания, распространение лучших образцов воспитания;
-лекторий для родителей;
-открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
-вечера вопросов и ответов;
-индивидуальные консультации специалистов ДОУ;
-наглядные виды работы: информационные стенды в возрастных группах, папки-передвижки, выставки литературы и творческих работ детей;
-совместные экскурсии;
-совместные с родителями праздники, театрализованные представления, творческие встречи;
-помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, театральных спектаклей, ремонт и хозяйственные работы). Эта деятельность весьма разнообразная и, к счастью, приносящая и успехи, и результаты.
При интеграции различных видов деятельности, где все виды имеют духовную окрашенность, в воспитании ребенка органично сочетаются высокое классическое искусство, православная культура и народное творчество.