Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Система формирования нравственных ценностей у детей»

Раиса Козлова
Консультация для педагогов «Система формирования нравственных ценностей у детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов

Система формирования нравственных ценностей у детей

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Публикация «Консультация для педагогов „Система формирования нравственных ценностей у детей“» размещена в разделах

Духовно-нравственное воспитание на основе православных культурных традиций благотворно влияет на все формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние души и психическое развитие.

Обращение к опыту православной педагогики, когда идет поиск духовного возрождения и новых идеалов России, особенно актуально, т. к. общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей героических, благородных, честных, живших в прошлом, не знают, что стало с теми, кто смог изменить свою жизнь ради нравственных идеалов, и жизнь нашей страны, подавая нам яркий пример.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым звеном в этой деятельности является современная семья, во многом утратившая нравственные и ценностные ориентиры. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. К сожалению, все чаще родители выступают в качестве «антипримера». Православная педагогика помогает обогатить светскую педагогику цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, гармонического развития личности.

Дошкольный возраст - яркая непревзойденно благодатная пора, когда под влиянием окружающего мира ребенок активно формируется как личность с проявлением собственной воли, мировоззрения, способностью понимать и принимать нравственные основы жизни. Успех становления зависит от того, насколько компетентно и органично маленькому человеку будут привиты идеалы нравственности и духовности.

Размышляя на тему воспитания у наших детей нравственных и духовных ценностей, часто посещают нас, педагогов-дошкольников. Почему дети растут черствыми, бездушными? Почему дорогие нашему сердцу сказки об Иване- царевиче, Морозко, мертвой царевне и семи богатырях или более современные о дяде Федоре и коте Матроскине не интересны нашим детям? Почему интересны персонажи, совершенно непонятные для нас – Человек-паук, покемоны, монстры и прочая продукция американских авторов? Наши мальчики практически не играют в моряков, космонавтов; эти герои ушли на задний план, а главное место занимают игры в Бэтмена, трансформеров; там, где дети играют в войну - проявляется грубость, насилие, жестокость. Конечно, мы не можем создать какую-то искусственную, идеальную среду для наших детей, отличную от реальной действительности, это не в наших силах, но все-таки мы способны сделать наших детей добрее, чище, радостнее.

Мы можем с гордостью говорить о том, что в нашем учреждении сложилась определенная система работы и традиции по приобщению наших воспитанников к культурным и православным традициям русского народа и соответственно собственная модель образования нравственной личности дошкольника в различных видах детской деятельности.

Наиболее успешно данная деятельность реализуется в художественно-эстетическом развитии ребёнка.

Конечно, начиная любую деятельность, необходимо определять ее цель и задачи, которые помогут ее достичь.

Цель: сохранение духовно- нравственного здоровья детей через приобщение к культурным и православным традициям и ценностями, стремление возродить традиции семейного воспитания.

Задачи:

-воспитывать уважение к нравственным и моральным нормам поведения; учить понимать и различать добро и зло, быть в состоянии творить добро;

- формировать чувство любви к Родине, семье, близким людям на основе изучения национальных культурных традиций;

- развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащая при этом словарный запас, учить выражать чувства, эмоции; развивать музыкальную культуру через приобщение к классической, духовной и народной музыке;

-учить видеть красоту в окружающем мире и стремиться создавать ее самому;

-ориентировать семью на духовно- нравственное воспитание детей через различные формы деятельности.

В своей работе мы используем разнообразные методы. Условно их можно разделить на три группы: наглядные, словесные и практические.

Наглядный метод используется во время:

-чтения педагогом рассказов, чтения с показом иллюстраций;

-экскурсий в музей;

-театрализованного показа сказок;

-рассматривания иллюстраций, картин, репродукций, предметов народного декоративно-прикладного искусства и быта;

-проведения дидактических игр;

-экскурсий по городу, целевых прогулок;

-моделирования проблемных ситуаций и сказок.

Словесный метод наиболее эффективен в процессе:

-чтения литературных и православных произведений;

-чтения стихотворений;

-бесед воспитателя с детьми, ответов на вопросы и рассуждения детей;

-проведения разнообразных игр «сюжетно- ролевых, малоподвижных, дидактических, игр-драматизаций»;

-загадывания загадок;

-разборов житейских ситуаций;

-проведения викторин, досугов, праздников (тематических, календарных на основе православных традиций, конкурсов, тематических встреч;

-чтения литературных произведений родителями дома.

Практический метод используется тогда, когда необходимо:

-организовать художественно-продуктивную деятельность детей (рисование, аппликацию, лепку, художественный труд);

- провести различные виды игр, в том числе народные, хороводные, драматизации, инсценировки и др. ;

-оформить творческие художественные работы, изготовить куклы для театрализованной деятельности;

-организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а также конкурсы, викторины, праздники;

-организовать вечера с родителями, для родителей или сверстников;

-провести экскурсии различной направленности.

Принципиально важными для себя направлениями мы считаем работу с воспитанниками и родителями, а формы используем достаточно разнообразные, такие как познавательные занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания:

-занятия по рукоделию и всем видам творческой художественной деятельности детей;

-проведение праздников, в том числе и православных (Светлая Пасха, Рождество Христово, Покров Пресвятой Богородицы и др.)

-просмотр фильмов и прослушивание музыки духовной направленности;

-экскурсии и целевые прогулки;

-тематические вечера эстетической направленности;

-организация совместных с родителями творческих выставок и конкурсов;

-постановка музыкальных сказок духовно-нравственного и православного содержания;

-творческие вечера, например День матери.

Эффективными являются такие формы работы с родителями :

-родительские собрания на духовно-нравственные темы;

-обмен опытом семейного воспитания, распространение лучших образцов воспитания;

-лекторий для родителей;

-открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

-вечера вопросов и ответов;

-индивидуальные консультации специалистов ДОУ;

-наглядные виды работы: информационные стенды в возрастных группах, папки-передвижки, выставки литературы и творческих работ детей;

-совместные экскурсии;

-совместные с родителями праздники, театрализованные представления, творческие встречи;

-помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, театральных спектаклей, ремонт и хозяйственные работы). Эта деятельность весьма разнообразная и, к счастью, приносящая и успехи, и результаты.

При интеграции различных видов деятельности, где все виды имеют духовную окрашенность, в воспитании ребенка органично сочетаются высокое классическое искусство, православная культура и народное творчество.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для формирования нравственных качеств личности детей 3–4 лет «Порадуй солнышко»Дидактическая игра для формирования нравственных качеств личности детей 3–4 лет «Порадуй солнышко» Игра цель:учить здороваться при встрече, развивать нравственные навыки. Ход игры: Дети должны при входе порадовать солнышко, приклепив на.

Формирование социально-культурных и нравственных ценностей у дошкольников .

Фольклор как средство формирования нравственных ориентиров у детей младшего дошкольного возраста Маслова Н. В., Кулагина Е. В Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска «Центр развития ребенка-детский сад №356» «Фольклор.

Формирование духовно — нравственных ценностей у дошкольников при взаимодействии со взрослыми Авторы: Карачарова Надежда Павлиновна, Крылова Ольга Юрьевна Практико-значимый проект «Формирование духовно - нравственных ценностей у.

Формирование нравственных ценностей у детей посредством приобщения семьи к истокам русской народной культуры Маслова Н. В. – воспитатель Кулагина Е. В. – воспитатель БДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 356» Формирование нравственных ценностей.

Консультация для педагогов «Что такое репрезентативная система» Во ФГООС ДО прописаны основные принципы дошкольного образования, одним из которых является построение воспитательно-образовательной деятельности.

Развитие духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста на основе освоения историко-культурного наследия России Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества.

Развитие личности ребенка на основе духовных и нравственных ценностей в рамках реализации ФГОС дошкольного образованияРазвитие личности ребенка на основе духовных и нравственных ценностей в рамках реализации ФГОС дошкольного образования В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет.

Система работы по подготовке дошкольников к занятию по составлению рассказов. Консультация для педагогов Как подготовить детей к занятию по составлению рассказов по картине? Для того, чтобы у детей формировалась связная речь, необходимы практические.

Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Хименко С. В. – воспитатель Ельцова М. А. – воспитатель БДОУ г. Омска «Центр развития ребёнка – детский сад № 302» Формирование нравственных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Система формирования нравственных ценностей у детей»
Опубликовано: 13 апреля 2016 в 16:58
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Система формирования нравственных ценностей у детей»» (включая файлы) размещена пользователем Раиса Козлова (УИ 590054) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД