Татьяна Беспалова
Проект «Формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Детский сад №175»
Г. Пермь
Краткосрочный проект
«Формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Подготовила воспитатель
Беспалова Т. В.
Пермь 2016
«Формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Актуальность темы.
Публикация «Проект „Формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы.
Выделяются две основные сферы общения дошкольника — со взрослыми и со сверстниками. В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями, он тем самым активно откликается на его высказывания и жесты, «чинит» диалог (Е. И. Исенина, интерпретируя, «развертывая», распространяя неполные ситуативные высказывания своего маленького собеседника, достраивает их до полной формы. Опыт речевого общения со взрос-лым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражено потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Но дети испытывают большие трудности в общении. Дети испытывают большие трудности в -усвоении родного языка - его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава. Известно, не владея родным языком, ребенок не сумеет усвоить навыки диалогического общения. Так как диалог, как вид общения, предполагает знание языка, умение им пользоваться при построении связного высказывания и налаживании речевого взаимодействия с партнером. Наблюдения за развитием диалогической речи показали, что возраст (3-5 лет, особо чувствителен, сензитивен в усвоении диалогической речи детьми. Наблюдая за своими воспитанниками, за тем, как развивается у них диалогическая речь, педагог может выделить две линии: во-первых, совершенствуется ли понимание ими речи взрослых; во-вторых, складывается ли собственная активная речь.
Дети четырех-пяти лет испытывают насущную потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта, охотно откликаются на предложение рассказать о своих встречах в природе, о четвероногих друзьях, любимых игрушках. У них не хватает терпения выслушать собеседника, все начинают говорить одновременно. В диалоге со сверстником дети получают опыт равенства в общении; учатся контролировать друг друга и себя; учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать. Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения диалогического общения со сверстниками. Чтобы дети могли содержательно общаться друг с другом, необходимы оп-ределенные условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх, в повседневной жизни. Прежде всего для общения детей необходимы материальные условия, т. е. развивающая среда. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Анализ исходной ситуации
Первичная диагностика, с целью выявления уровня знаний детей :
- Проявление творческих способностей,
- Не четкое изъяснение,
- Нет четких представлений о жанрах, их специфических особенностях, хотя они назвают много сказок,
-Культура диалога (не соблюдение правил ведения диалога).
-Вызывает затруднение в умении вступить в диалог с окружающими людьми
Проблема.
Известно, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей, неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша.
Уровень развития диалогической речи не соответствует возрасту. Дети не умеют использовать доступные вербальные и невербальные средства, не владеют способами построения диалога, не устанавливают взаимодействия друг с другом в ходе диалога т. е. не умеют слышать, слушать друг друга, инициативно высказываться, ясно, четко, понятно изъясняться.
Проблемный анализ.
Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы.
Такой формой мною была выбрана театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.
Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется.
Цели и задачи проекта
Цель: развитие диалогической речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию диалогической речи дошкольников.
2. Разработать перспективные планы по театрализованной деятельности.
3. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.
4. Развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую форму речи.
Сроки реализации.
3 недели
Ожидаемые результаты
1. Развитие речи дошкольников : совершенствуются навыки диалогической речи, ее грамматический строй, речь становится эмоционально насыщенной, выразительной. Дети уверенно высказываются, отстаивают свою точку зрения.
2. Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.
3. Обогащение театрального уголка
4. Повышение культурного уровня дошкольников.
Ресурсное обеспечение.
Материально-техническое обеспечение.
Наименование учреждения Имеется Необходимо приобрести
МАДОУ «Детский сад №175» Музыкальный центр
Ноутбук
Проектор
Ширма Изготовить атрибуты к инсценировкам
Изготовить теневой театр
Изготовить декорации для спектакля
Костюмы для постановки спектакля
Методическое.
1. Разговор воспитателя с детьми.
Воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально. Нужно правильно организовывать диалог с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребёнка, его интересов, уровня речевого развития.
2. Чтение литературных произведений.
Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяет дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить разные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.
3. Словесные поручения.
Ребёнку можно дать поручение сходить в соседнюю группу за книгой, попросить у методиста картину, попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья кубиков, показать новому ребёнку игрушки, передать что-либо родителям и т. д.
4. Речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалогов :
на трансформацию содержания беседы в диалог; на составление диалога по речевой ситуации [138.-С., 86-88]. Такие ситуации направлены на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.
5. Разнообразные игры
(сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры инсценировки и игры-драматизации).
- Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений
- Словесные дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное.
-Подвижные игры, которые содержат диалоги («Коршун», «Гуси-гуси», «Краски» и др., способствуют приучению детей к очерёдности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнёров. Это необходимо, чтобы вовремя вступить в игру и вовремя убежать.
- Игры-инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомых с текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий.
Кадровое
Воспитатель Беспалова Т. В. ;
Дети среднего дошкольного возраста;
Родители воспитанников группы.
Этапы и сроки реализации проекта
Этапы проекта Сроки
этапов
проекта Задачи этапов проекта
I этап
(подготовительный) неделя 1. Выявить уровень развития связной речи детей через наблюдение, беседы.
2. Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству.
3. Повысить уровень теоретической подготовленности педагогов
4. Изготовить дидактические пособия, необходимые для реализации проекта.
5. Пополнить атрибутами развивающую среду
II этап
(основной) неделя
1. Выполнение плана работы с детьми
2. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.
3. Познакомить детей с искусством театра и его видами
4. Развивать артикуляционную и мелкую моторику
5. Совершенствовать диалогическую форму речи
III этап
(заключи-тельный) неделя 1. Выпустить тематический альбом «Театры родного города»
2. Организовать открытый просмотр спектакля «Муха-цокотуха» с участием детей подготовительной группы, для родителей и воспитанников средней группы.
3. Подведение итогов работы над проектом; опрос детей; презентация проекта
Система управления и контроль за реализацией проекта
1 этап-подготовительный
Деятельность педагога Деятельность детей
Наблюдает за детьми;
Проводит диагностику;
Анкетирование родителей;
Организует предметно развивающую среду;
Подбирает литературу, игры, иллюстрации.
Рассматривают иллюстрации;
Выполняют поручение;
Играют.
2 этап-основной
Деятельность педагога Деятельность детей
Вводит в игровую ситуацию формулирует проблему :
Организует занятия, беседы.
Организует игры.
Читает художественную литературу.
Оказывает помощь детям при реализации замыслов.
Привлекает родителей.
Описывает и анализирует работу над проектом.
Вживаются в игровую ситуацию,
Пытаются найти способы решения проблемы.
С помощью воспитателя и самостоятельно выбирают предметы-заместители, материалы для игр, книги для рассматривания.
Повторяют за педагогом действия, слова.
Поддерживают беседу с воспитателем, отвечают на вопросы.
3 этап-заключительный
Деятельность педагога Деятельность детей
Описывает и анализирует работу над проектом.
Предоставляет конспекты, планы и другие материалы.
Проводит диагностику. Дети овладевают навыками общения, диалогической речью.
Выразительно рассказывают и показывают различные сказки и потешки.
Мониторинг результатности проекта
Сравнительная диагностика. Аналитическая справка по результатам работы.
Библиография
1. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников : кн. Для воспитателей дет. сада [Текст] / Л. В. Артемова. - М. : Просвещение, 1991. – 127с.
2. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. - №5. –
3 Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М. : Просвещение, 1981.
4. Даскалова Ф. Г. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучение родному языку в детском саду // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. – М., 1989.
5. Ерофеева, Т. И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре [Текст] / Т. И. Ерофеева, Зверева, О. Л. - М. : Просвещение, 1994. – 128с.
6. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов [Текст] / М. Д. Маханева. – М. : Сфера, 2001. – 128с.
7. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М. : Изд-во ин-та психотерапии, 2001. – с. 93.
8. Гончарова, О. В. Театральная палитра : Программа художественно-эстетического воспитания [Текст] / О. В. Гончарова. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
9. Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду. [Текст] / Е. В. Мигунова. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
10. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду : Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. [Текст] / Е. А. Антипина. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
11. Антипина, Е. А. Театрализованные представления в детском саду. Сценарии с нотным приложением. [Текст] / Е. А. Антипина. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (Детский сад с любовью).
12. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников, 6-е издание