Папки-передвижки

Формирование навыков экспериментирования у дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром

Нина Петрова
Формирование навыков экспериментирования у дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Наблюдая окружающий мир, они постигают законы природы и мира людей каждый день, совершая свои маленькие открытия.

Организуя исследования, поставила перед собой цель - помочь ребёнку познать свойства реальных предметов и объектов окружающего мира, доступными его пониманию способами и средствами, и определила основные направления работы.

1) формирование осознанно правильного отношения к природным объектам и явлениям;

Публикация «Формирование навыков экспериментирования у дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром» размещена в разделах

2) обучение основам экспериментирования и исследования на примере различных материалов и предметов;

3) установление взаимосвязей и взаимозависимостей между объектами живой и неживой природы.

Содержанием исследований является всё то, что окружает ребёнка, то, что он видит ежедневно, и то, что от него скрыто: это живая и неживая природа, мир растений, рукотворный мир и мир человеческих отношений. Исследования, опыты, эксперименты, проводимые в дошкольном детстве, побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов, действий, проявлению творчества. Кроме того, подбираемый дидактический материал обеспечивает развитию двух типов детской активности:

1) активности, инициируемой и стимулируемой взрослым;

2) собственной активности ребёнка полностью определяемой им самим.

Исходя из вышесказанного, мы выделили два пути постановки проблемы и выбора темы исследования (или эксперимента).

Вариант 1 - на основе анализа актуального развития детей группы.

Вариант 2 - когда тема или проблема формируется по запросу детей, то есть ребёнок задаёт вопрос или ставит определённую задачу и подключает к её решению других детей.

Как же происходил поиск путей решения какой - либо проблеме? Ребёнок самостоятельно говорит, рассуждает, участвует в разработке алгоритма или плана исследования. Все предложенные варианты выслушиваются, и дети являются активными участниками в обсуждении всех предлагаемых решений.

Конечно, ребёнок имеет право на ошибку, но эту ошибку он должен найти и осознать сам, и сам найти способ её исправить. Детей 5-7 лет не устраивает простая констатация фактов. Им интересно знать, как предметы или объекты зависят друг от друга, какое влияние оказывает человек на окружающий мир и отдельные его объекты.

Для развития и поддержания познавательной активности у детей необходима система практико - ориентированной деятельности, т. е. постепенное усложнение практических познавательных задач, и использование специальных методов, побуждающих детей к поиску. Это проблемные вопросы и проблемные ситуации, задания исследовательского характера различной продолжительности (от нескольких минут до нескольких недель, опытно - экспериментальная деятельность, лонгитюдное наблюдение и др.

Рассмотрим, каким образом формируется познавательная компетентность ребёнка на примере объекта неживой природы " Песок" (занятие " Сыплем, лепим"). Уже в младшем возрасте дети знакомы с такими физическими свойствами песка, как мелкий,светлый, сыпучий. Рассматривая его через лупу, дети обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок потому и сыплется. Далее предлагаю детям слепить фигурку из песка, дети выясняют, что из сухого песка слепить невозможно. Сами предлагают добавить воды. В процессе обсуждения дети приходят к выводу, что объекты неживой природы (вода и песок) связаны между собой. Так вода позволяет изменить свойства песка. Таким же образом выявляется влияние солнечного света и естественного тепла на песок: под лучами солнца он нагревается и становится тёплым и даже горячим, мокрый песок быстро высыхает. Но стоит солнцу скрыться, как песок очень быстро остывает и становится холодным, а мокрый песок долго сохраняет влагу. Используя эти свойства песка, человек давно научился использовать его для своих нужд. Из него делают стекло, используют в строительстве, он нужен для и отдыха. Больше всего песка в пустынях.

Далее необходимо установить, как песок взаимосвязан с другими объектами живой и неживой природы. Вспомним тему " Пустыня" и выясняем, что песок, растения, животные связаны между собой.

Накопление знаний и практических умений требует от старшего дошкольника определённого уровня речевого развития. Ведь ребёнку необходимо сформулировать вопрос, собственный вывод или суждение, уметь отстоять своё мнение в споре или диалоге допустимыми языковыми и этическими средствами.

Формирование познавательно - речевой компетентности старшего дошкольника можно проследить на примере объекта живой природы "Одуванчик". Наблюдая за одуванчиками, дети уже имели базовые представления. Они знали, что одуванчик цветёт, пахнет, колышется, пьёт, гнётся, гибнет, размножается; на ощупь цветок мягкий, влажный, шершавый; им украшают жилища, делают головные уборы (венки, а пчёлы собирают с него нектар для мёда, а люди варят целебное варенье.

Во время утреннего приема на участке дети заметили, что бутоны одуванчика закрыты и сначала подумали, что они завяли. После предложения педагога понаблюдать в течение дня за одуванчиками, дети заметили, что бутоны на некоторых одуванчиках раскрылись, а некоторые остались закрытыми. Дети начинают предполагать, почему же это произошло? Выглянуло и пригрело солнышко, распустились те бутоны, которые были на солнечной стороне, корне одуванчиков напились воды. и бутон распустился.

Почему утром бутон закрыт, а днём раскрывается? Подобный вопрос является замечательным поводом для установления связи между небесными телами (солнцем) и земными растениями.

Для обучения основам экспериментирования и исследования в группе созданы специальные условия для работы с детьми, и для самостоятельной деятельности детей.

В " Центре воды", дети опытным путём знакомятся с различными её свойствами, с круговоротом воды в природе, проводят опыты с растениями по выращиванию их в разных средах.

Центр " Взвешивания" оснащё н различными видами измерительных приборов: медицинскими, бытовыми, лабораторными, напольными весами, безменами, а также гирьками разной массы. В этом центре дети работают с различными сыпучими веществами, предметами разных размеров и форм, измеряют, взвешивают, сравнивают, соотносят.

В центре " Этот бумажный мир" знакомятся со свойствами бумаги.

В центре" Экология" изучают и наблюдают различные семена, полезные ископаемые, природные материалы и др.

Наиболее практический интерес, особенно у девочек, вызывает работа в центре " Фитодизайна". Здесь можно придумать, и главное, осуществить различные творческие проекты: выложить мозаику из семян, сделать витраж из сухоцветов и даже попробовать себя в роли составления икебаны.

На протяжении всего периода работы с детьми по данной теме были сформулированы и старалась придерживаться следующих принципов:

Меньше учите, больше делитесь.

Поощряйте поисковую активность детей.

Активизируйте внимание ребёнка.

Учите детей наблюдать и соблюдать правила поведения в природе.

Знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным.

В результате проведённой работы дети научились проявлять интерес к ярким явлениям природы - листопаду, дождю, радуге, снегопаду и даже грозе. У детей отмечена высокая творческая активность, самостоятельность. инициативность в деятельности, умение работать в коллективе. Дети умеют устанавливать простейшие причинно - следственные связи; быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи взрослого; владеют основными нормами и правилами поведения в природе.

В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:

" Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнять, а огонь, который надо зажечь". То есть, задача педагога не дать ребёнку готовые знания, а поддержать его интерес, подсказать способ и вселить в ребёнка уверенность, что он обязательно добьётся успеха.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Дидактические игры для ознакомления с окружающим миром во второй младшей группе «Деревья и кустарники»Дидактические игры для ознакомления с окружающим миром во второй младшей группе «Деревья и кустарники» Дидактические игры для ознакомления с окружающим миром во второй младшей группе "Деревья и кустарники". На занятиях, прогулках и экскурсиях.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Конспект интегрированного сеанса ознакомления с окружающим миром и лепки «Воробей» в ГКП детей с ОВЗКонспект интегрированного сеанса ознакомления с окружающим миром и лепки «Воробей» в ГКП детей с ОВЗ Цель: дать общие представления о строении птиц (у птиц две лапки, два крыла, на голове клюв, глаза, хвост, тело покрыто перышками); о размере.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода».П/с: Обобщить знания.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром»Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром» Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления с окружающим миром природы Патриотическое воспитание-это основа формирования личности. Патриотическое воспитание, есть результат длительного воспитательного процесса.

Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миромВоспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Острота современных экологических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков экспериментирования у дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром
Опубликовано: 21 февраля 2021 в 18:32
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыков экспериментирования у дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром» (включая файлы) размещена пользователем Нина Петрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД