Снежана Сидоренко
Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста с использованием проектного метода
▼ Скачать + Заказать документы
Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно.
Выбор моей темы связан с необходимостью решать проблему навыков самообслуживания, именно в раннем возрасте, так как этот период является наиболее благоприятным для личностного развития, поэтому именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Самое главное нельзя забывать, что именно в этом возрасте у детей в яркой степени начинает проявляться собственное «Я», а значит и его самостоятельность, которая и будет способствовать ребенку в развитии полезных навыков.
Публикация «Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста с использованием проектного метода» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Работая в первой младшей группе, я столкнулась с проблемой неумения и нежелания одеваться и раздеваться у детей, поэтому попыталась решить ее с помощью проектного метода, в рамках которого роль родителей становится особенно значимой. Представляю Вашему вниманию мою работу по реализации проекта «Я сам!».
Актуальность этого проекта состоит в необходимости владения детьми навыками самообслуживания, неприятии самого процесса, не желании детьми одеваться.
Обозначила цели:
- освоение детьми одевания как целостного процесса самообслуживания на первом этапе с помощью взрослого, в последствии самостоятельного.
- содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.
Выделила задачи:
-Формировать умение с помощью взрослого одеваться и раздеваться.
-воспитывать бережное отношение к своим вещам, инициативу, самостоятельность.
-закрепление последовательности и способов рационального выполнения действий.
-обучение элементарному самоконтролю по предметно-схематической модели последовательности одевания на прогулку.
Для эффективного достижения поставленных целей и задач я подобрала разные формы и способы работы с детьми. Для того, чтобы заинтересовать ребенка, вовлечь в процесс, мною создавалась игровая проблемная ситуация «Как научить куклу Катю одеваться и раздеваться», «Почему туфельки поссорились?», «Что забыла одеть кукла Катя?», «Каждая ножка в свой домик» и т. д.
Основная деятельность маленьких детей — игра, поэтому в течении дня я организовывала с детьми игры-забавы, дидактические игры: «Уложим куклу Катю спать», «Оденем куклу Катю на прогулку», «Научим куклу раздеваться». В играх были заняты как группа детей, так и индивидуально каждый ребенок.
Мною было подмечено, что у некоторых детей из моей группы, слабый мышечный тонус, не достаточно развита мелкая моторика. И поэтому были изготовлены авторские дидактические упражнения, направленные именно на развитие мелкой моторики:
«Собери бусы»
Цель: продолжать развивать умение действовать пальцами - хватать щепотью; нанизывать бусины на шнурок; соотносить цвет бусины и шнурка.
«Туфельки поссорились-помирились»
Цель: учить детей определять эмоциональное настроение, зрительно различать левую и правую туфельку, различать и соотносить цвета.
«Коврик занимательный»
Цель: совершенствовать умение застёгивать маленькие пуговицы.
В ходе работы по формированию навыков самообслуживания, проводились наблюдения на прогулке за старшими дошкольниками и прохожими, с целью познакомить детей с предметами одежды окружающих людей.
«Во что одета кукла Катя»
Цель: уметь называть предметы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь».
«Подбери правильно»
Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь».
Научить детей последовательно одеваться и раздеваться, проявлять большую самостоятельность в этой форме самообслуживания, позволил алгоритм «Алгоритм одевания на прогулку». Кроме этого, я знакомила их с этим процессом при рассматривании сюжетных картинок (например, картинка «Идём на прогулку»).
При обучении раздеванию и одеванию после сна и на прогулку я целенаправленно направляла детскую самостоятельность от микропроцесса (снять сандалики, носки, надеть колготки) до целостного процесса (одеться полностью). Старалась детей побуждать не только к самостоятельности в процессе одевания и раздевания, но и к обращению за помощью к взрослому, так как в этом возрасте важен контакт малыша с воспитателем. По мере овладения детьми навыками одевания и раздевания я постепенно переходила от непосредственной помощи им к напоминанию действий. Главное, постоянно отмечала успехи детей.
Положительных результатов мне удалось достичь только при условии согласования действий воспитателей и семьи. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно - образовательном процессе необходимы для успешного развития ребенка. Взрослым хочется все сделать самим – быстрее, лучше, аккуратнее. Они не задумываются над тем, что если ребенку все время отказывать в желании помочь, что-то сделать самому, то в скором времени таких желаний у ребенка появляться не будет. Для повышения педагогической компетенции родителей по вопросам развития у детей культурно-гигиенических навыков мною использовались следующие формы работы с родителями : индивидуальные беседы, консультации, стенды, родительские собрания, опрос, памятки. Необходимо было ознакомить родителей с алгоритмом одевания, который и был мною изготовлен.
Таким образом каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка и воспитателя чувство гордости за полученный результат. Наш проект позволил освоить детьми навыки одевания и раздевания; сформировать у детей представление об одежде; проявлять инициативу со стороны детей в процессе одевания и раздевания. (ожидаемые результаты)
Но в тоже время я не считаю, что эта работа завершена, поскольку на каждом возрастном этапе дошкольного детства будут решаться другие задачи по воспитанию КГН в рамках ООП ДОУ. В результате, дети должны при переходе из детского сада в школу овладеть навыками самостоятельности и самообслуживания для успешной адаптации к учебной деятельности в школе.