Ксения Петрова
Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время усилилась тенденция самоустранения и возложения всей ответственности решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка на плечи ДОУ многими родителями. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
В Федеральном закон е «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, статья 44, пункт 1, говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.» Это дает полные основания и уверенность – ожидать и рассчитывать совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В сложившихся социально-культурных и экономических условиях взаимодействие, взаимопонимание и сотрудничество с семьёй, является важным направлением в формировании личности ребенка - научить ребенка самостоятельности в самообслуживании. Поэтому мы поставили перед собой цель: достичь единства и активного участия родителей в педагогическом процессе, оказав им помощь в формировании у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания.
Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Задачи:1. Убедить родителей в том, что успех в воспитании возможен только при условии единства в подходе к решению задач формирования навыкам самообслуживания и привитию культурно-гигиенических навыков;
2. Создание достаточных условий для приобщения детей к самообслуживанию;
3. Совместное с педагогом выявление достижений и трудностей в освоении навыков и умений в самообслуживании (одевание, раздевание, умывание, прием пищи, уход за внешним видом);
4. Обучение родителей работе по формированию навыков самообслуживания детьми младшего дошкольного возраста;
5. Организация совместной деятельность детей и взрослых в контексте актуальных проблем по формированию самостоятельности и привитию культурно-гигиенических навыков.
Формы работы с детьми и родителями:
1. Индивидуальная;
2. Групповая;
3. Беседы;
4. Чтение художественной литературы, ее обсуждение, просмотры мультфильмов, их обсуждение;
5. Д/И, сюжетно-ролевые игры
6. Ознакомление с алгоритмами действий;
7. Применение имеющихся навыков на практике;
8. Занятия;
Этапы работы с родителями:
1этап -диагностический:
личное знакомство с родителями и детьми;
анкетирование родителей;
консультации-рекомендации узких специалистов ДОУ;
посещение семей воспитанников на дому;
2этап-теоретический.
Цель: Создание заинтересованности у родителей.
Формы и методы работы с родителями:
инструктирование, беседы, разъяснения, консультации: «Режим – это важно!», «Роль семьи в развитии самостоятельности у детей» «Навыки самообслуживания младшего дошкольного возраста», «Игра- это здорово!», рекомендации по особенностям детей с консультацией узких специалистов ДОУ (логопедом, психологом)
консультация – практикум для родителей: «Роль алгоритмов в освоении последовательности выполнения режимных моментов
оформление наглядно-тематического уголка в группе
выставка настольно - развивающих игр, алгоритмов последовательности действий в самообслуживании : дидактической игры «Что сначала, что потом?», «Неразбериха», «Платочек мой», пазлы;
собрание родителей;
чаепитие;
3 этап – практический.
Цель: Реализация индивидуально-ориентированной программы обучения; разработка индивидуально-ориентированной программы обучения ребенка навыкам самообслуживания и определения вместе с родителями следующего шага в формировании навыка;
инструктирование по отработке дома данного шага;
практическое занятие в присутствии родителей по обучению ребенка данному навыку;
закрепление навыка в игровой деятельности;
домашнее задание закрепить с детьми полученные навыки в домашних условиях (без помощи, зафиксировать с помощью фотоаппарата;
создание групповой странички «В Контакте»;
демонстрирование презентации на тему: "Хочу все делать сам!»
создание фотоальбома «Я сам», где родители делятся семейными результатами по отработанным навыкам у детей;
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, детьми и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми, важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая интересно живет и сплачивается. Это возможно, если глубоко продумана совместная деятельность педагогов, родителей и детей, способствующая установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в детской семье.
Приложение:
1. Игра для активизации родителей «Список прилагательных»
Предлагается каждому родителю назвать прилагательные или определения культурно-гигиенических навыков. Родителям задается вопрос: «Каким вы видите ребенка, владеющего навыками самообслуживания?» Родители предлагают качества и характеристики соответствующие их представлениям (чистым, аккуратным, ухоженным… и т. д).
какой? чей?. опрятный, аккуратный, ухоженный, приятный, прилежный, причесанный, чистый, выглаженный, умытый, выстиранный, приятно пахнущий, подстриженный, вычищенный, холеный, любящий порядок,подтянутый,прилежный,тщательный,чистоплотный,чистый,бережный,точный,порядливый. ,вымытый,почищенный,отглаженный…
2. Игра «Продолжи предложение»
Каждому родителю предлагается продолжить предложение «Мой ребенок умеет или делает…
Задание: Назвать те качества, которыми обладает ребенок.
Н-р: Мой ребенок умывается,
….чистит зубы
…причесывается
…делает утреннюю зарядку
…содержит свою одежду в чистоте
…убирает игрушки
. говорит,здравствуй, говорит до свидания когда уходит
…говорит спасибо
…моет руки с мылом
…моет руки по мере загрязнения
…моет руки после пользования туалетом
…пользуется носовым платком
…пользуется платком при кашле
…при чихании
…отворачивается при чихании
…прикрывает рот и нос носовым платком
. может опрятно есть
. может снимать и одевать одежду
…снимает обувь самостоятельно…может переодеваться после улицы в домашнюю одежду.
…чисти обувь щеткой…
…моет сапоги от уличной грязи
…складывает вещи…
При формировании навыков самостоятельности у детей, мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться с предложенным заданием. Как действовать в подобных ситуациях?
Ситуация (разбор ситуации)
-1. Илюша (3 года) с усердием натягивает колготки. Трудное задание! Наконец, после долгих усилий, колготки почти надеты, но…наизнанку. Малыш этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает эту «бесцельную возню», быстрым движением старается натянуть ребенку колготки. Малыш кричит: «Я сам!». мама отвечает: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».
Правильно ли поступила мама?
Обоснуйте ваше мнение.
Как вы думаете, почему она так поступила?
(ответ родителей….
Что ваш ребенок делает сам?
2. Алеше четвертый год, но он по сравнению с детьми его возраста совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность. Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напоминают, что надо есть самому, как все, мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно заявляет: «Не хочу!», «Не умею!». Зато дома со взрослыми у Алеши властный, требовательный тон, на глазах всегда дежурные слезы. И взрослые спешат предупредить их, его жалеют.
–«Он такой беспомощный!», «Он еще очень маленький!» -это часто произносится в присутствии ребенка.
-Чем обусловлена беспомощность Алеши?
-Проанализируйте линию поведения взрослых и дайте ей оценку.
-Можно ли такими методами воспитывать самостоятельность?