Айгуль Мухамедзянова
Формирование навыков самообслуживания
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание в детском саду начинается с формирования у детей навыков самообслуживания.
Самообслуживание - удовлетворение естественных потребностей в еде, чистоте, одежде. Объединяет: одевание, раздевание, умывание, прием пищи, уход за внешним видом.
Основные условия формирования навыков самообслуживания – это рационально организованная обстановка, четкий режим дня, руководство взрослых.
Публикация «Формирование навыков самообслуживания» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В своей работе я продолжаю закреплять в старшей группе у детей навыки самообслуживания. Формирую у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников.
Аккуратно складывает и вешает одежду. На конкретных примерах разъясняю, что нужно посторониться в раздевальной, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся; при умывании не задерживаться у крана, чтобы все умылись вовремя; при полоскании горла не отвлекать друг друга.
Также я подчеркиваю, что беречь одежду и обувь следует не только потому, что надо быть всегда опрятным, но и из чувства благодарности к родителям, купившим эти вещи.
Стараюсь поощрять умение самостоятельно подготовить рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол и т. д.).
Делаю лишь небольшие напоминания о необходимости аккуратно складывать в раковину посуду после еды.
Показывала ребенку правильные приемы, облегчающие выполнение в таких действиях, как например (застегивать пуговицы на рубашке лучше снизу, а не сверху, тогда можно контролировать, что ты делаешь, видеть последнюю пуговицу и последнюю петлю и соединять их).
Старшие дети способны замечать, кому из сверстников нужно оказать помощь. Я поощряю у детей желание помогать друг другу. Так, вместо того чтобы сказать: «Помоги Илье сложить кубики», можно сказать: «Спроси у Ильи, может быть, ему помочь убрать кубики?»
Дети замечают и устраняют непорядок в своем внешнем виде, Например, Артем, посмотри в зеркало, все ли у тебя в порядке? Если он сам не может найти непорядок в своем внешним виде, то уже помогают дети, подсказывают (поправить воротничок, заправить майку).
В подготовительной группе труд по самообслуживанию становится обязанностью детей. Здесь закрепляется навыки, которые доводятся до автоматизма. То есть они уже без напоминания выполняют все действия связанные с самообслуживанием.
Я только отмечаю, как повешена одежда в шкаф, аккуратно ли сложил, позаботился ли ребенок о том, чтобы намокшие вещи были положены для просушки, привел ли он себя в порядок.
Таким образом, и на этой возрастной ступени продолжается работа по закреплению у детей привычки проявлять самостоятельность в самообслуживании, оказывать сверстникам, окружающим помощь в этом виде деятельности.
Развивая навыки самообслуживания, мы стараемся воспитать в детях потребность трудиться.