Елена Евсеева
Воспитание навыков самообслуживания у детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация на тему: "«Воспитание навыков самообслуживания у детей младшего возраста».
Младший возраст является для ребёнка очень насыщенным. Появляется стремление к самостоятельности. И если его в этот момент не поддержать, не дать или не закрепить определённые навыки самообслуживания, то впоследствии ребёнок не приобретёт такие качества как трудолюбие и аккуратность, бережное отношение к вещам. Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка.
Публикация «Воспитание навыков самообслуживания у детей младшего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Самообслуживание – это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков : навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук.
Базовые навыки самообслуживания :
Навыки опрятности :
При небольшой помощи взрослых пользоваться: носовым платком; полотенцем; горшком; расчёской; салфеткой.
Замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых.
Навыки приёма пищи :
Жевать с закрытым ртом.
Пользоваться ложкой (умение держать ложку, набрать в неё еду, поднести ко рту).
Пить из чашки, держа её двумя руками.
Брать самостоятельно, откусывать кусочки хлеба.
Навыки одевания и раздевания:
Умение одевать (снимать) различные предметы одежды в определённой последовательности при небольшой помощи взрослых.
Застёгивание пуговиц, завязывание поясков, бантов на одежде при небольшой помощи взрослых.
Формирование навыков самообслуживания в ДОУ осуществляется в двух формах: индивидуальной (отрабатываются отдельные операции); групповой (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка : поведение ребёнка подчиняется общему для всей группы детей правилу; при этом работает механизм подражания).
Цель: Обеспечить создание у детей практического опыта общественного поведения
-Показ действия.
-Пример взрослого или других детей (деятельность подражания).
- Метод приучения (систематические упражнения).
-Целенаправленное наблюдение (питает детский опыт, исподволь формирует отношение к наблюдаемому и положительно влияет на формирование навыка). Метод игры (даёт возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой – одеть куклу, умыть и т. д.)
Задачи: - учить детей под контролем, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, вытирать сухо личным полотенцем.
-формировать навыки пользования индивидуальными предметами /носовым платком, расческой, полотенцем/.
-учить держать ложку в правой руке во время еды.
-обучать детей порядку одевания и раздевания одежды.
-повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей навыков самообслуживания.
СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ. Для успешной реализации поставленных задач в группе была создана развивающая предметно – пространственная среда: разработан перспективный план по воспитанию культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
ИЗГОТОВЛЕНЫ :
-дидактические игры: «Одень Машу», «Оденем кукол». «Бусы», «Вкладыши»…
-наборы кукольной посуды, утюги.
- сюжетные и предметные картинки по теме: «Одежда», «Посуда», «Режимные моменты», «Личная гигиена», «Правила поведения за столом», «Этикет для малышей».
-художественная литература: М. Дружинина «Вежливые слова», «На зарядку становись», А. Барто «Девочка – ревушка», «Девочка чумазая», «Маша обедает», «Мой мишка». потешки «Ладушки у бабушки»…
ИЗГОТОВЛЕНЫ :
-атрибуты к сюжетным – ролевым играм «Парикмахерская», «Семья», «Дочки – матери», «Детский сад»…
-игры на развитие мелкой моторики по технологии М. Монтессори /рамки с застежками, с кнопками, с молниями, пуговицами, шнурками/; игры в практической зоне/сбивание пены, переливание из чайника в чашку, чистка обуви, мытье рук, мытье посуды, сметание мусора и т. д.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
-совместная деятельность педагога с детьми:
-непосредственно организованная образовательная деятельность.
-образовательная деятельность в ходе режимных моментов.
- самостоятельная деятельность детей.
- совместная деятельность с семьёй.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
-словесные/указание, объяснение, просьбы/.
-наглядные /показ предметов, действий/.
-игровые игры/ дидактические, настольные, подвижные, пальчиковые/.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. Тесное сотрудничество с родителями является залогом успешной работы по данному вопросу, поэтому в нашей группе используются следующие формы:
-родительское собрание: «Воспитание самообслуживания у детей дома».
-выставка художественной литературы: Л. Воронкова «Маша - растеряша», М. Дружинина «Вежливые слова», А. Барто «Девочка - чумазая», потешки «Колыбельные», «Водичка», «Расти коса».
-индивидуальные рекомендации по воспитанию культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дома.
-папка «Уроки воспитания культуры поведения» с консультациями: «Воспитание КГН у малышей», «Как научить малыша кушать», «Воспитание культуры поведения малышей в семье и ДОУ», «Как научить ребёнка одеваться», «Как одевать ребёнка на прогулку», «Как приучить ребёнка к опрятности и аккуратности».
-презентация «Воспитание навыков самообслуживания у детей младшего возраста».
ВЫВОДЫ. На основании проделанной работы по данному вопросу можно сделать следующие выводы:
-создание предметно – развивающей среды способствовало развитию навыков самообслуживания у детей.
-систематичное использование игр и упражнений на формирование навыков самообслуживания, способствовало развитию самостоятельности.
-взаимодействие педагогов и родителей способствовало повышению интересов родителей к данной проблеме и активному участию их в работе по воспитанию навыков самообслуживания у детей.
ПЕРСПЕКТИВЫ НА БУДУЩЕЕ. Мы ежегодно набираем вновь прибывших детей, поэтому работа по развитию навыков самообслуживания будет актуальна для нас всегда.
Спасибо за внимание!