Марина Казанцева
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Здоровье детей – богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. Образовательная программа требует от нас формирование у детей привычки к здоровому образу жизни. Именно у детей раннего возраста важно воспитать привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В этом возрасте дети легко осваивают основные культурно-гигиенические навыки. Работая с детьми раннего возраста, я заметила, что у большинства детей, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться, раздеваться, кушать аккуратно, держать правильно ложку, некоторые из них не просятся на горшок.
Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» размещена в разделах
Я считаю, что одинаковые требования к правилам гигиены и навыкам самообслуживания в детском садике и дома, приводят к лучшему запоминанию и закреплению полезных привычек.
С первых дней поступления ребёнка в группу я начала работать с родителями. Выяснилось, что половина родителей не придают серьёзного значения воспитанию самостоятельности у детей и,считая их слишком маленькими стараются всё делать за них сами.
Для того чтобы родители поняли важность воспитания самостоятельности я организовала ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснила родителям, что семья – первое общество, где формируется характер ребёнка, его нравственные качества, привычки, жизненно – необходимые навыки. Оформила консультации на темы «Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста», «Формирование культуры трапезы», «Мама я сам». Провела беседы «Как одевать ребенка в детский сад», «Для чего необходимо маркировать одежду», «Сменная одежда в детском саду».Обязательно акцентирую внимание родителей на том, насколько важны культурно-гигиенические навыки сейчас для малышей, а потом и для взрослых. Систематическое привитие навыков отражается на всем поведении ребенка: он становится более активным, у него развиваются наблюдательность, память и самостоятельность.
В процессе повседневной работы с детьми я стремлюсь к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным процессом, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Мною замечено, что правила легче всего запоминаются в играх, в стихах, а не в обстановке постоянных упреков и наказаний за пролитый суп и мокрые штанишки.
Я использовала в своей работе игры - упражнения на развитие мелкой моторики, а также: дидактическая игра «Подберем куклам одежду», дидактическое упражнение «Найди свой шкафчик», игра «Угостим гостей чаем», Образовательная ситуация «Каждая ножка - в свой домик» и другие.
С течением времени, наблюдая за каждым ребёнком, каждодневно при гигиенических процедурах замечаю, кто из детей, в какой степени уже овладел тем или иным навыком, и постепенно предоставляю этим детям всё больше самостоятельности. Перехожу от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у ребёнка осознанное отношение к правилам, убеждению, разъяснению смысла правил.
За каждое очередное достижение всегда хвалю ребенка, а в случае неудачи – обязательно оказываю помощь, утешаю и говорю, что в следующий раз все получится. Такие методы как похвала, утешения и обещания способны очень помочь крохе, вступающему в большой мир.
Проделанная работа позволила привлечь внимание детей к умению деликатно относиться к окружающим людям, вести себя в зависимости от требований в конкретной ситуации. Родители неоднократно говорили, как дети самостоятельно применяли навыки, полученные в детском саду, у себя дома. Речь у детей стала более образной, появились в речи «волшебные слова», стали более общительные в играх.
Литература:
1. Голицина Н. С Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. – Скрипторий 2003, 2007.
2. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М. : Сфера, 2007.
3. Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. – М. : 2005.