Елена Черникова
Формирование культурно-гигиенических навыков дошкольников в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важнейших факторов здоровой личности является формирование у детей культурно-гигиенических навыков. Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешной социализации детей, но и для их здоровья.
Актуальность работы
Проблема формирования культурно-гигиенических навыков подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. У детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания. Приобщение дошкольников к формированию культурно-гигиенических навыков – это, прежде всего сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства и на всю жизнь. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определенных одинаковых или сходных условиях. Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков дошкольников в игровой деятельности» размещена в разделах
Цель работы: разработать познавательную деятельность дошкольников, направленную на решение задач формирования культурно-гигиенических навыков посредством игровой деятельности.
Задачи:
1. Конкретизировать сущность процесса формирования культурно-гигиенических навыков дошкольников посредством игровой деятельности.
2. Отобрать средства и содержание работы воспитателя ДОУ по формированию культурно-гигиенических навыков дошкольников через игровую деятельность.
Формирование культурно-гигиенических навыков дошкольников посредством игровой деятельности в научно-методической литературе
Предметом исследования является влияние игрового метода на формирование культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста. Выбор темы связан с необходимостью решать проблему воспитания культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста, которую можно эффективно решить через игровую деятельность, так как в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, посредством игры ребенок лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи.
Великий педагог Ян Амос Коменский, положивший начало развитию научной педагогики уделял большое внимание воспитанию детей дошкольного возраста. Я. А. Коменский призывал тщательно заботиться о здоровье, гигиене и физическом развитии детей. Он писал, что овладение культурно-гигиеническими навыками и умениями должно непрерывно происходить в форме игры, она – основное средство развития детей.
Воспитание культурно-гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Н. К. Крупская писала, что одной из важнейших задач детского сада является привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее.
Исследователи проблемы Виноградова Н. Ф. и Белостоцкая Е. М. считали, что по мере усвоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры.
В игре дети отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе бытовых процессов. Ребенок так относится к кукле, как родители к нему в соответствующих ситуациях. В игре дети имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи, тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр., а так же отражают правила, которые стоят за выполнением культурно-гигиенических навыков: одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво.
Важнейшим средством разностороннего развития ребенка Н. К. Крупская считала игру, которую она рассматривала как его насущную потребность. Надежда Константиновна вскрыла социальную сущность игры, показа, что «…игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра – для дошкольников – способ познания окружающего». Играя, он уточняет свои представления о предметах и явлениях, изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных. Положительное влияние оказывают игры и на нравственное развитие детей, они способствуют выработке у них чувства коллективизма, организационных навыков, дисциплинированности, самообладания.
В своей работе, по формированию культурно-гигиенических навыков, мы отдаем предпочтение играм и игровому методу, использованию художественного слова, это создает у детей хорошее настроение и формирует положительное отношение к выполнению культурно-гигиенических навыков.
Разработка открытого занятия по формированию культурно-гигиенических навыков старших дошкольников в игровой деятельности
Группа: подготовительная
Тема: «Кто, кто в шкафчике живет?»
Цель игрового занятия: целью данного занятия является переход умения в навык, а навыка в привычку быстро и аккуратно одеваться и раздеваться, следить за порядком в своем шкафу и одежде, в случае необходимости приводить ее в порядок
Задачи игрового занятия:
1. Продолжать знакомить детей с предметами одежды. Учить одеваться правильно, с учетом времени года.
2. Посредством игры совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду.
3. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить товарищу о неполадке в его костюме, обуви, помогать устранять его. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.
Формы работы: беседа ситуативный разговор, отгадывание загадок, соревнования, дидактические игры и упражнения, сюжетно-ролевая игра.
Предварительная работа:
1. Беседа «Каждой вещи свое место», «Как заботиться о своей одежде»
2. Чтение «Глупая история» М. Зощенко, «Все сам» С. Михалкова, «Заплатка» Н. Носов.
3. Сбор художественного слова, загадок по теме.
4. Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро положит свою одежду»
5. Рассказ портнихи о необходимости аккуратности в одежде (мама одного из детей).
6. Рисование на тему «Одежда моей мечты»
7. Сбор экспонатов для музея «Уголок швеи» (пуговицы, виды ниток, ткани, тесьмы, «Гигиенические принадлежности» (мыло, расческа, щетка, зуб. паста и т. д.)
Оборудование: куколки в платьях и платочках, фартуки, тазики, мыло, веревка, карточки с названием команд, карточки с изображением одежды, наклейки-смайлики.
Ход занятия:
Воспитатель: У каждого малыша в детском саду есть свой шкафчик. Давайте откроем его и посмотрим, что должно находиться в нем, и узнаем, как навести в своем шкафчике порядок.
Воспитатель и дети проходят в раздевалку и открывают шкафчик, в котором не убраны вещи, предметы одежды лежат не на месте.
Воспитатель: Дети, почему у нас здесь такой беспорядок? Что произошло? Может кто-то из вас так неудачно пошутил? Это не вы?
Входит Мальвина: Здравствуйте ребята. Заглядывает в шкафчик, разводит руками.
Воспитатель: Ребята, кто это к нам пришел?
Дети: Мальвина.
Воспитатель: Мальвина, посмотри, все вещи в шкафчике перепутались. Как же мы теперь наведем порядок, разложим вещи?
Мальвина: Ребята, я научу вас наводить порядок и выполнять правило «Каждой вещи – свое место». Итак, на самой верхней полке лежат головные уборы, шарфы и перчатки. Верхняя одежда висит на крючке. На самой нижней полке стоит сменная обувь для нахождения в группе или музыкальном зале. (Мальвина аккуратно раскладывает предметы одежды по своим местам).
Воспитатель: Как здорово получилось, такой порядок в шкафчике и каждой вещи – свое место.
Мальвина: Ребята, а вы знаете, какая верхняя одежда бывает? О некоторых из них я вам загадаю загадки.
Черна, а не земля, пушиста, а не снег, греет, а не печка. (Шуба)
У нее есть капюшон, пышным мехом опушен. (Куртка)
Если день стоит пригожий, он не выйдет из прихожей. Если дождик моросит, он на улицу бежит. (Плащ)
Дуйся, не дуйся, через голову суйся. Попляши день-деньской и пойдешь на покой. (Рубашка)
Мальвина: Молодцы! Какой бывает верхняя одежда - мы вспомнили. Но у меня для вас есть еще загадки. А загадаю я вам их в группе.
Дети, Воспитатель и Мальвина проходят в группу, рассаживаются на стульчики.
Мальвина:
Мама вешает в нем платья, свитеры и брюки – братья,
Папа – куртку, плащ и шарф, догадались? Это … (Шкаф)
Я стою в углу, в прихожей, я на дерево похожа.
Вместо листиков на ветках у меня шарфы и кепка. (Вешалка)
Друзья, скажите мне, кто я, взгляните на мои поля:
Их солнце жжет, их дождь мочил не раз.
Мои поля на голове у вас. (Шляпа)
Когда на прогулку идем на полянку,
Всегда одеваем от солнца … (Панама)
Греет он шею холодной зимой, мягкий, пушистый и шерстяной. (Шарф)
Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки отгадали, много мы всего узнали.
Чтобы выполнить следующее задание, вам необходимо разделиться на четыре команды.
Воспитатель раздает карточки с названием команд – «Подснежник», «Снеговик», «Ягодка», «Листопад».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему так называются ваши команды?
Дети: По временам года.
Мальвина: Вот вам и задание. В этой комнате спрятаны картинки с изображением одежды, но вы должны найти и взять только те, на которых изображена одежда согласно названию вашей команды. Например, команда «Подснежник» собирает карточки с изображением той одежды, которую носят весной. Команды играют по очереди, и каждая команда должна найти 10 карточек. Приступайте (пока ребята выполняют задание звучит веселая музыка).
Мальвина проверяет, как дети справились с заданием, и спрашивает название одежды, изображенной на карточке.
Мальвина: Молодцы. Все команды нашли по 10 карточек. Теперь мы с вами всегда будем одеваться по погоде.
Воспитатель: Ребята, а как вы следите за чистотой вещей? Давайте вспомним о правилах ухода за одеждой.
Дети: Одежду надо проветривать. Одежда должна быть чистой. Ее надо стирать и чистить. Одежду надо хранить аккуратно. Одежда должна подходить для твоих занятий. Ходи дома только в домашней одежде.
Воспитатель: Ребята, покажем Мальвине, как мы умеем стирать одежду? А что нам нужно для того, чтобы постирать платье и платочек куколки?
Дети перечисляют: фартуки, тазики с водой, мыло.
Воспитатель: Перед работой необходимо вспомнить правила труда, которые нам помогут быстро и качественно справиться с работой.
Дети: Нельзя отвлекаться от работы; любую работу надо выполнять до конца; аккуратно обращаться с водой; помогать своему товарищу, если он не справляется с работой советом и делом.
Сюжетно-ролевая игра «Прачечная».
Воспитатель: От каждой команды выходят по две девочки, нужно одеть фартуки, подойти к тазикам с водой, взять мыло, постирать платье и платочек, потом отжать и повесить на веревочку. А мы все будем им помогать.
Дети хором приговаривают: Чтобы платье чище было, и платок белее был –
Тру я, не жалея мыла, тру я, не жалея сил.
Мальвина: Молодцы девочки, справились с заданием. А как хорошо их поддерживали команды. Теперь куколки оденутся в нарядные чистые платья и платочки. Ах, как я рада, ах, как я счастлива (хлопает в ладоши).
Воспитатель: Ребята, каждый день мы с вами собираемся на улицу, в детский сад или на прогулку. Я хочу поиграть с вами в игру, которая называется «Собираюсь в детский сад». На стульчиках лежит одежда. Двое ребят из каждой команды подбегают к стульчикам, выбирают вещи, и раскладывают их последовательно в том порядке, в котором будут одевать. А команды их поддержат. Раз, два, три.
Воспитатель: Мальвина, ребята правильно разложили вещи?
Мальвина: Конечно. Все большие молодцы. Вы хорошо усвоили все правила.
Воспитатель: Я хочу прочитать вам стихотворение, а вы внимательно послушайте, есть ли у нас в группе такие ребята?
Что такое быть опрятным? Значит чистым, аккуратным,
Чтоб штаны не знали дыр. Это брюки, а не сыр.
Но, бывает, у детишек на коленях по дыре, от сражений во дворе.
Так знакомый «Поросенок» проводил свой день в саду.
Очень пачкался ребенок папе с мамой на беду.
Мама сына баловала, утром часто одевала,
Приходила забирать – не могла его узнать!
За сынка она стыдится.
Так ребята, НЕ ГОДИТСЯ!
Воспитатель: Ребята, есть у нас такие мальчики и девочки?
Дети: нет.
Мальвина: Ребята, я хочу пожелать вам, чтобы вы всегда соблюдали правило «Каждой вещи – свое место», были опрятными и аккуратными. Чтобы ваши шкафчики всегда улыбались. А мне пора возвращаться домой. До новых встреч!
Воспитатель: Ребята, наведем порядок в своих шкафчиках?
Дети: Да.
Воспитатель, дети проходят в раздевалку и наводят порядок каждый в своем шкафчике.
Воспитатель раздает ребятам наклейки-смайлики на шкафчики.
Воспитатель: Посмотрите ребята, шкафчики улыбаются. Занятие наше закончилось. Пора возвращаться в группу.
Заключение
Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, разнообразные сюжетные картинки и символы, игровую деятельность дошкольников. Интересны детям и литературные сюжеты. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки. Распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания. Именно в дошкольном детстве ребенок с удовольствием выполняет простейшие умения и навыки гигиенической культуры, с интересом изучает себя, радуется самостоятельным и совместным действиям и их результату.
Результат: ребенок самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома; умеет замечать непорядок в одежде и устраняет его; имеет представление о необходимости соблюдения правила «Каждой вещи – свое место» в повседневной жизни в детском саду и дома; ребенок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.
Таким образом, воспитание культурно-гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребенка. Забота о здоровье детей начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.
Список использованных источников
1. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 – М. : Просвещение, 1991
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1991
3. Дуброва В. П., Милашевич Е. П. Педагогическая практика в детском саду. – М. : издат. центр «Академия», 1998
4. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста – Изд. 5-е. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010
5. Крупская Н. К. О дошкольном воспитании. – М. : Просвещение, 1973
6. Смирнова Е. Т., Гигиенические основы воспитания в дошкольных учреждениях – Москва, 1973