МААМ-картинки

Развитие исследовательских проектных навыков у старших дошкольников

лидия шатрюк
Развитие исследовательских проектных навыков у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Проект – самостоятельная (коллективная) творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, и для её рещения необходим исследовательский поиск. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически: ребёнок рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать являются важнейшими чертами детского поведения.

Публикация «Развитие исследовательских проектных навыков у старших дошкольников» размещена в разделах

В педагогике существует термин - исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребёнком представлений о мире, это такой подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего.

Главная цель исследовательского обучения – формирование у детей способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Маленькому исследователю нужно ответить на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. А для этого ему необходимы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, среди которых: видеть проблемы, выдвигать гипотизы, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.

Педагоги для развития исследовательских проектных навыков дошкольников предлагают специальный тренинг. Эту тренинговую форму я применила в своей работе по организации исследовательской деятельности детей. Подбирая упражнения для развития исследовательских навыков, учитывала возрастные особенности детей и руководствовалась принципом постепенного усложнения заданий.

• Для решения такой сложной задачи, как видеть проблему, использовала следующие упражнения: «Назовите как можно больше признаков предмета» (можно провести в форме увлекательного командного конкурса); «Сколько значений у предмета?» (это задание позволяет углубить и одновременно проверить уровень развития способности к мысленному перемещению, позволяющей иначе смотреть на проблемы; учить сосредоточиваться, нахолить в обычном новые, неожиданные возможности, например: найти варианты нетрадиционного, но реального использования предмета; «Посмотри на мир чужими глазами» (уметь изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон); «Составь рассказ по ключевым фразам»; «Продолжи рассказ»; «Составь рассказ, используя данную концовку».

• Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, здесь необходимо умения исследователя выдвигать гипотезы, строить предложения. Для этого я предлагала детям выполнять следующие упражнения: «Если бы.», Что случилось?» (необходимо сформулировать возможные причины и последствия в описанных событиях (Катя поссорилась с подругами).

• Для того, чтобы вырабатывать гипотезы, следует учиться задавать вопросы. Этому можно научить, используя такие упражнения, как: «Данетка», «Угадай, о чём спросили».

• Для решения исследовательских задач важным является умения давать определение понятиям. В связи с этим рекомендую следующие упражнения: «Отгадай» (описать предмет, который ты загадал); «Трудные слова» (молоковоз, звездочёт, бетономешалка, доброжелательный.); «Отгадай загадку», «Разгадай кроссворд».

• Важным для исследователя является умение классифицировать. Обучая этому виду исследовательской деятельности, использовала такие упражнения, как: «Составим кластер» «Четвёртый лишний», «Диаграмма Венна», «Объедини эти фигуры» и т. п.

• Наблюдение – это самый популярный и доступный метод исследования. Чтобы ребёнок научился пользоваться этим методом исследования, необходимо развивать внимание и наблюдательность. Для развития этих умений предлагала детям выполнить следующие упражнения: «Рассматривание», «Кто пропал?», «Парные картинки», «Найди отличия».

• Эксперимент – важнейший метод исследования.

В нашем детском саду интересной и продуктивной формой работы стала реализация проектной деятельности по по созданию мини – музеев, подобран теоретический и практический материал и оборудование для опытов и экспериментов; собрана коллекция экспонатов.

На базе нашей группы организован мини – музей «Земля и растения». Большую помощь в организации музея оказали родители, особенно в сборе экспонатов (открытки о растениях, образцы глины и угля, подбор слоёв земли).

Цель организации нашего мини – музея – создать условия для развития исследовательских навыков в процессе реализации проекта,

а задачи состаят в следующем:

1. Формирование у детей первоначального представления о внутреннем содержании земли и растения;

2. Развитие любознательности и интереса к разнообразным природным ресурсам;

3. Формирование исследовательских проектныхнавыков;

4. Развитие умения определять возможные методы решения проблем с помощью взрослых, а затем и самостоятельно;

5. Обогащение словарного запаса дошкольников.

В рамках проекта с детьми были проведены следующие опыты:

- «Песок движется»

- «Почва содержит воздух, воду, песок и глину»

- «Песок пропускает воду лучше, чем глина»

- Был разработан проект в картинках на тему : «Кто построил дом у нас под ногами?».

В результате дети овладели исследовательскими навыками, получили представления о внутреннем содержании земли и растений, проявили интерес к разнообразным природным ресурсам, научились определять возможные методы решения проблем с помощью взрослых, пополнили свой словарь.

• Формой связи понятий друг с другом является суждение.

Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Для развития такой формы мышления я в своей работе предлагала детям: «Проверьте правильность утверждений».

• Важным средством мышления является вывод. Чтобы научить детей делать выводы им были предложены задания типа «Что на что похоже?»,

и «Как люди смотрят на мир».

Таким образом, развитие исследовательских проектных навыков у старших дошкольников (и младших школьников) оказало позитивное влияние на развитие их познавательных способностей.

Несомненно положительным моментом явилось то, что:

- в процессе исследовательской работы у детей стала проявляться культура мышления;

- появилось умение видеть проблему и выдвигать гипотезы, а также умение задавать вопросы и давать определения некоторым понятиям;

- сформировались классификационные умения;

- появилось умение выдвигать идеи и их оценивать;

- были приобретены навыки исследовательского поведения.

Публикации по теме:

Формирование навыков согласования прилагательных и существительных в роде и числе у старших дошкольников с ОНР Цель: формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде и числе; Задачи: • направлять внимание детей с ОНР на окончание.

«Развитие коммуникативных навыков у дошкольников посредством организации театрализованной деятельности» Дошкольный возраст – важнейший период развития личности каждого ребенка. Именно он обеспечивает общее развитие ребенка, формирует его отношение.

Дополнительная общеобразовательная программа «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Пояснительная записка Актуальность. Неживая природа – это объективная реальность мира, которая непосредственно и непрерывно оказывает влияние.

Мастер-класс. Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников. Из опыта работы. Мастер класс. Проблема готовности дошкольников к предстоящему.

Развитие певческих навыков дошкольников. Вокально-хоровая работа Вокально-хоровая работа для развития певческих навыков дошкольникoв Вначале занятия напоминаем детям как нужно сидеть во время занятия пением.

Опыт работы «Значение перспективного планирования в формировании навыков культуры поведения у старших дошкольников» Содержание. Введение: Актуальность проблемы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста …. 2 Глава.

Практические игры-тренинги на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения Цель: познакомить педагогов с играми-тренингами, которые помогут дошкольникам расширить социальный опыт безопасного общения и поведения;.

Проект «Педагогическое сопровождение процесса формирования навыков связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР» Практико – значимый проект Тема: «Педагогическое сопровождение процесса формирования навыков связной описательной речи у старших дошкольников.

Развитие исследовательских навыков детей в домашних условиях Развитие исследовательских навыков детей в домашних условиях. С первых месяцев жизни ребёнок стремится познать окружающий мир. Лёжа в колыбели,.

Развитие коммуникативных и речевых навыков у дошкольников через театрализованную деятельностьРазвитие коммуникативных и речевых навыков у дошкольников через театрализованную деятельность .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие исследовательских проектных навыков у старших дошкольников
Опубликовано: 17 апреля 2016 в 12:52
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие исследовательских проектных навыков у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем лидия шатрюк в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД