лидия шатрюк
Развитие исследовательских проектных навыков у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проект – самостоятельная (коллективная) творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, и для её рещения необходим исследовательский поиск. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически: ребёнок рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать являются важнейшими чертами детского поведения.
Публикация «Развитие исследовательских проектных навыков у старших дошкольников» размещена в разделах
В педагогике существует термин - исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребёнком представлений о мире, это такой подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего.
Главная цель исследовательского обучения – формирование у детей способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Маленькому исследователю нужно ответить на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. А для этого ему необходимы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, среди которых: видеть проблемы, выдвигать гипотизы, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.
Педагоги для развития исследовательских проектных навыков дошкольников предлагают специальный тренинг. Эту тренинговую форму я применила в своей работе по организации исследовательской деятельности детей. Подбирая упражнения для развития исследовательских навыков, учитывала возрастные особенности детей и руководствовалась принципом постепенного усложнения заданий.
• Для решения такой сложной задачи, как видеть проблему, использовала следующие упражнения: «Назовите как можно больше признаков предмета» (можно провести в форме увлекательного командного конкурса); «Сколько значений у предмета?» (это задание позволяет углубить и одновременно проверить уровень развития способности к мысленному перемещению, позволяющей иначе смотреть на проблемы; учить сосредоточиваться, нахолить в обычном новые, неожиданные возможности, например: найти варианты нетрадиционного, но реального использования предмета; «Посмотри на мир чужими глазами» (уметь изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон); «Составь рассказ по ключевым фразам»; «Продолжи рассказ»; «Составь рассказ, используя данную концовку».
• Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, здесь необходимо умения исследователя выдвигать гипотезы, строить предложения. Для этого я предлагала детям выполнять следующие упражнения: «Если бы.», Что случилось?» (необходимо сформулировать возможные причины и последствия в описанных событиях (Катя поссорилась с подругами).
• Для того, чтобы вырабатывать гипотезы, следует учиться задавать вопросы. Этому можно научить, используя такие упражнения, как: «Данетка», «Угадай, о чём спросили».
• Для решения исследовательских задач важным является умения давать определение понятиям. В связи с этим рекомендую следующие упражнения: «Отгадай» (описать предмет, который ты загадал); «Трудные слова» (молоковоз, звездочёт, бетономешалка, доброжелательный.); «Отгадай загадку», «Разгадай кроссворд».
• Важным для исследователя является умение классифицировать. Обучая этому виду исследовательской деятельности, использовала такие упражнения, как: «Составим кластер» «Четвёртый лишний», «Диаграмма Венна», «Объедини эти фигуры» и т. п.
• Наблюдение – это самый популярный и доступный метод исследования. Чтобы ребёнок научился пользоваться этим методом исследования, необходимо развивать внимание и наблюдательность. Для развития этих умений предлагала детям выполнить следующие упражнения: «Рассматривание», «Кто пропал?», «Парные картинки», «Найди отличия».
• Эксперимент – важнейший метод исследования.
В нашем детском саду интересной и продуктивной формой работы стала реализация проектной деятельности по по созданию мини – музеев, подобран теоретический и практический материал и оборудование для опытов и экспериментов; собрана коллекция экспонатов.
На базе нашей группы организован мини – музей «Земля и растения». Большую помощь в организации музея оказали родители, особенно в сборе экспонатов (открытки о растениях, образцы глины и угля, подбор слоёв земли).
Цель организации нашего мини – музея – создать условия для развития исследовательских навыков в процессе реализации проекта,
а задачи состаят в следующем:
1. Формирование у детей первоначального представления о внутреннем содержании земли и растения;
2. Развитие любознательности и интереса к разнообразным природным ресурсам;
3. Формирование исследовательских проектныхнавыков;
4. Развитие умения определять возможные методы решения проблем с помощью взрослых, а затем и самостоятельно;
5. Обогащение словарного запаса дошкольников.
В рамках проекта с детьми были проведены следующие опыты:
- «Песок движется»
- «Почва содержит воздух, воду, песок и глину»
- «Песок пропускает воду лучше, чем глина»
- Был разработан проект в картинках на тему : «Кто построил дом у нас под ногами?».
В результате дети овладели исследовательскими навыками, получили представления о внутреннем содержании земли и растений, проявили интерес к разнообразным природным ресурсам, научились определять возможные методы решения проблем с помощью взрослых, пополнили свой словарь.
• Формой связи понятий друг с другом является суждение.
Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Для развития такой формы мышления я в своей работе предлагала детям: «Проверьте правильность утверждений».
• Важным средством мышления является вывод. Чтобы научить детей делать выводы им были предложены задания типа «Что на что похоже?»,
и «Как люди смотрят на мир».
Таким образом, развитие исследовательских проектных навыков у старших дошкольников (и младших школьников) оказало позитивное влияние на развитие их познавательных способностей.
Несомненно положительным моментом явилось то, что:
- в процессе исследовательской работы у детей стала проявляться культура мышления;
- появилось умение видеть проблему и выдвигать гипотезы, а также умение задавать вопросы и давать определения некоторым понятиям;
- сформировались классификационные умения;
- появилось умение выдвигать идеи и их оценивать;
- были приобретены навыки исследовательского поведения.