Татьяна Мельникова
Формирование мышления у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Важной составной частью содержания умственного воспитания является развитие мышления. В дошкольном возрасте тесно взаимодействует три основных формы :
1)Наглядно–действенное - способом преобразования ситуации служит практическое действие, которое осуществляется методом проб и ошибок.
2)Наглядно–образное (внутренний план действия) – способность к оперированию образами (в уме).
3)Словесно-логическое.
Необходим обучать ребенка способам логического запоминания, развивать логическую память, формировать такой важный способ, как классификация.
Публикация «Формирование мышления у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Классификация –распределения предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеют свое место. Очень важен выбор основания классификации. Классификация может проводиться по существенным признакам (основная) и по несущественным (вспомогательное).
- Ребенок старшего дошкольного возраста Должен уметь классифицировать предметы – относить их к определенной группе (одежда, мебель, животные и т. д.).
- Называть группу предметов обобщающим понятием.
- Выделять «лишний» предмет из группы предметов, объясняя, почему он не подходит к остальным.
-Называть признак, объединяющий предметы («это все белое», «это все деревянное»).
- Подбирать предметы к обобщающему понятию («малина, клубника, смородина – это ягоды»).
Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или не существенным признакам. Ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь сравнивать предметы, выделяя их существенные признаки, сходства и различия.
Рассмотрев картинку, ребенок должен быстро найти сходства и различия. Если задание предлагается выполнить устно, малыш должен с начала подумать, представить сравниваемые предметы, а потом назвать их признаки сходства и различия.
Задания на сравнение оценивают уровень произвольного внимания, зрительного восприятия, и памяти ребенка.
Умозаключения – форма мыслительной деятельности, при помощи которой из одного или нескольких суждений делается заключение. Ребенок старшего дошкольного возраста может уже самостоятельно делать простые умозаключения. Один из видов умозаключения – это умозаключение по аналогии. Ребенку предлагается установить связь между предметами, а за тем по аналогии подобрать к другому подходящий предмет ( например : собака – шерсть, рыба – чешуя).
Очень полезное упражнение решение логических задач. Если ребенок самостоятельно способен решать несложные задачи, значит, логическое мышление у него развито на достаточном уровне.
Например :
- «Подбери подходящее слово в каждом ряду :
Дерево – ствол
Цветок – (лепесток, стебель, бабочка)
- «Закончи предложение»
Если береза выше дуба, то дуб - …
- «Назови слова противоположные по смыслу»
Веселый – грустный
Богатый - …
Закономерности - установление связей между предметами и явлениями, основанными на действия определенных законов. Дети должны уметь устанавливать несложные закономерности.
Предложите ребенку продолжить ряд рисунков, выбрав для этого подходящую фигуру, которая не нарушит данной закономерности. Малыш должен обязательно объяснить свое решение. Одно из упражнение – установление последовательности действий или событий. Ребёнок должен рассказать, почему он расставил картинки в таком порядке. Хорошо, если ребенок составит связный рассказ по картинкам, объединив их одним сюжетом.
- «Рассмотри, как расположены фигуры. Найди закономерность»
- «Выбери подходящую картинку вместо пустого квадрата»
- «Найди ошибки в составлении бус»
-«Подумай и скажи, что было сначала, а что потом»
Пространственное мышление – способность воспринимать и анализировать пространственные отношения между предметами.
Ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь устанавливать несложные связи и отношения между объектами, расположенными в пространстве.
Хорошо, если он умеет, соотносить предметы, по форме и размеру, подбирать детали или фрагменты, подходящие друг к другу или к предложенному образу.
Очень полезными для развития пространственного мышления игры с различными конструкторами, мозаикой, строительным материалом, а так же пазлами и головоломками.
-«Подумай к каким домикам ведут эти дорожки»
-«Подбери недостающий фрагмент»
-«Определи, в какую сторону будет вращаться каждое колесо»
В процессе работы по формированию мышления происходят положительные изменения в области развития личности детей. При встрече с трудностями в мыслительной деятельности у них наблюдается желание преодолеть их самостоятельно, найти выход из затруднения, что очень важно для развития их эмоционально-волевой сферы.