Ирина Калугина
Формирование межличностных взаимоотношений через сюжетно-ролевую игру
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития общества одной из основных задач образования является всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка.
Первое звено общей системы образования, играющее важную роль в жизни нашего общества и осуществляющее заботу об охране и укреплении здоровья детей, создающее условия для их всестороннего развития в раннем и дошкольном возрасте - дошкольное воспитание.
Публикация «Формирование межличностных взаимоотношений через сюжетно-ролевую игру» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Самый благоприятный период для формирования детских взаимоотношениях это старший дошкольный возраст. Именно в этот период дошкольного детства у детей появляется устойчивый интерес к совместной деятельности; повышается активность и самостоятельность - важнейшие предпосылки организованного поведения.
Основным видом дошкольной деятельности является игра, так как взаимоотношения между сверстниками формируются именно в игровой деятельности. Известные отечественные педагоги признают, что игра должна выполнять широкие общевоспитательные функции, так как именно она для детей является способом переработки впечатлений и знаний, полученных из окружающего мира. Игровая деятельность способствует не только проявлению особенностей мышления, воображения, эмоциональности, активности ребенка, но и реализации его потребности в общении.
Методическое оснащение дошкольного образования испытывает недостаток в наличии разработок, направленных на развитие межличностных отношений и взаимодействия детей в игровой деятельности. Так же можно отметить недостаток современных публикаций по исследованию поведения ребенка и его взаимодействия со сверстниками в дошкольном возрасте. Это определяет новизну исследования и ее актуальность.
Цель данной работы: изучить влияниесюжетно – ролевой игры на развитие межличностных отношений старших дошкольников.
Задачи данной работы:
проанализировать проблему исследования теоретически;
провести исследование по изучению особенностей взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: предполагаю, что межличностные взаимоотношения дошкольников определяются их личностными особенностями и формируются в сюжетно-ролевой игре.
Выделяют три основные группы общения у дошкольников: познавательные, деловые, личностные. Для нас представляет особый интерес последняя группа общения. Удовлетворение потребности в общении определяется, с одной стороны, реальными возможностями контакта, с другой - степенью заинтересованности взрослого в общении с ребенком. Только находясь в постоянном контакте со взрослым,настроенным эмоционально положительно, у ребенка формируется правильная способность к эмоциональному контакту.
Реализация потребности в общении приобретает особое значение в процессе формирования и развития личности, недостаток общения ребенка с окружающими способствует формированию отрицательных черт характера и препятствует становлений нормальных взаимоотношений с окружающим миром.
Избирательность выбора партнера в общении играет особую роль, когда происходит оценка ребенком себя и других людей и начинается усвоение нравственного опыта.
Как же можно представить процесс личностного развития ребенка под влиянием взаимоотношений, складывающихся с окружающими людьми?
В разных видах деятельности образуются соответствующие формы общения, в которых ребенком усваиваются правила и нормы человеческих взаимоотношений, формируются интересы и мотивы, которые ведут к дальнейшему расширению сферы общения, к появлению новых возможностей для развития личности.
Дошкольный возраст - возраст расцвета и развития игры, и не случайно, она как важнейшая деятельность ребенка выполняет широкие общевоспитательные, социальные функции. Именно в ней проявляются особенности воображения и мышления ребенка, а так же эмоциональность, активность, реализуетсяпотребность в общении.
Отечественный психолог Л. С. Выгодский так подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры – «…это свобода, самостоятельность играющих в сочетании с безоговорочным подчинением правилам, когда они не навязываются, а вытекают из ее содержания и задач».
Игра способствует психологическому развитию ребенка, где зарождаются и развиваются другие виды деятельности, удовлетворяются основные потребности ребенка.
Благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей складываются в сюжетно-ролевых играх. Именно игра позволяет детям самостоятельно использовать разные формы общения. Составляющими базиса межличностных отношений дошкольников выступают чувства и эмоции детей. Л. С. Выгодский в своих работах обозначил четыре этапа в развитии эмоций детей. Первый этап – «заражение» эмоциональным состоянием другого, где чувства превращаются в мотив поведения. На втором этапе игры зарождается умение подчинять свои действия словесной инструкции взрослого. На третьем этапе эмоции предвосхищают ход выполнения действий и выполняют коррекционную роль. Четвертый этап характеризуется тем, что эмоции определяют возникновение способности действовать в соответствии с принятой внутренней позицией.
Именно в игре дети сталкиваются с собственным неумением контактировать, совершать свои действия с действиями товарища. Чтобы остаться равноправным членом игрового коллектива ребенку необходимо уметь уступать, если ребенок охотно идет на это, это свидетельствует о положительном влиянии дружбы на личность ребенка, на его поведение и поступки.
Игра возникает быстрее, если партнеры самостоятельны и инициативны; содержание игры богаче и разнообразнее, если партнеры проявляют творчество; яркое отражение в игре событий и отношения персонажей говорит о глубоких знаниях и представлениях детей.
Количество отдельных детских объединений в подготовительной группе, как правило, больше, чем в других возрастных группах. Они уже начинают понимать дружбу как форму взаимоотношений, и это новое явление в развитии детей имеет огромное значение. Если в младшем и среднем возрасте дети ограничивались таким фактом, что дружить лучше с тем кто «хорошо играет», то в подготовительной группе оценивается взаимопомощь, трудолюбие, доброта, выдержка, умение мирно разрешать конфликты и сообща находить общее решение возникающих проблем.
В игровом коллективе устанавливаются свои «законы» : «в нашей группе мы дружные», «окажи помощь другу, если он не справился с заданием», «все делить поровну» и др. Стремятся коллективно воздействовать на поведение товарищей, нарушающих дисциплину в группе.
Объединяясь в микрогруппы, дети руководствуются личными отношения и симпатиями, а на роли, которые, ни кто не хочет выполнять, попадает непопулярный, игнорируемый ребенок. К концу старшего дошкольного возрастаруководство игрой принимают на себя дети, так как в этом возрасте важнее становятся взаимоотношения с ровесниками, нежели с взрослым.
В процессе игры дети учатся учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать, вносить вклад в общее дело. Игра способствует развитию у детей нравственных мотивов поведения.
Мы, воспитатели, своим поведением показываем примеры доброго, заботливого отношения к людям, побуждаем замечать состояние сверстника, готовность помочь. Воспитателем планируются сюжетно-ролевые игры последовательно, начиная с младшей группы(«Ветер и листочки», «Лиса», «Медвежата», «Кошка с котятами» и др.).
В первой половине дня проводится: знакомство с отличительными признаками животного; чтение стихов, рассказов;игры(«Кто как кричит?», настольная игра «Кто моя мама?»).В спальне после сна проводятся беседы (перед игрой) о повадках, внешнем виде животных. Во второй половине дня дети обыгрывают роли лисят, медвежат, котят (развитие у детей способности принять на себя роль животного, взрослый выступает в роли лисы, медведицы, кошки.
В средней группе это уже будет игра «Зоопарк» (дети уже будут обогащены знаниями о животных, знакомы с профессией ветеринара, «Цирк» (дети сами в роли животных или игра с игрушками, где дети в роли дрессировщиков).
Подготовка к любой игре сопровождается: рассматриванием иллюстраций (на протяжении всей игры находятся на мольберте в группе); дидактическими играми; играми-упражнениями; играми-занятиями; беседами по данной теме; рассказами из личного опыта; этическими беседами; наблюдениями; экскурсиями; чтением художественных произведений; прослушиванием аудиозаписей; просмотром видеозаписей;изготовлением атрибутов своими руками или с помощью родителей.
Между этими играми проходит подготовка к игре «Дочки-матери», где дети сначала поят чаем кукол, обучаются конструированию стульев и столов. Затем, после наблюдения за деятельностью няни и рассматривания постельного белья, обсуждения (для чего необходима каждая принадлежность) конструируют кровати и укладывают кукол спать. Планировать обучение игре необходимо каждое утро, это должна быть работа или индивидуальная или подгрупповая.
Следующий этап - игра «Угощение». Воспитатель может использовать разные варианты игры, в зависимости от того, на что направлены игровые действия. Первый вариант: игровые действия направлены на детей (показ воспитателя «пеку булочки», угощаю); второй - игровые действия направлены на воспитателя (пришла с работы устала, не могу приготовить себе еду, прошу приготовить ребят, третий - игровые действия направлены на игрушки (готовят еду для животных, кукол).
Переходим к игре «Магазин». Так как «мама» уже научилась готовить, то она пойдет за продуктами. Интересна подготовка тем, что атрибуты сделаны своими руками (лепим из соленого теста продукты). Далее следует показ двух воспитателей «Посещение магазина», В процессе просиотра дети учатся ролевым действиям «продавца», «покупателя» и ставятся задачи нравственного воспитания. Магазины могут быть разными (игрушек, одежды, книг и т. д., и игра наполняется различными атрибутами,В старших группах уже играем в игру «Супермаркет». Затем вводится профессия шофера, который занимается доставкой продуктов в магазин, таким образом переходим к обучению игры «Шоферы». Рассказ куклы–шофера об автопарке «Шоферы уходят в рейс», игра–драматизация «Как машина зверят катала» особо запоминающиеся и эффективные в обучении детей. Параллельно с доставкой в магазин продуктов, «шофер» везет на стройку строительный материал (развиваем игру «Строители»). Вопросы: «На каком транспорте можем добраться до магазина? «Автобус», «Автомобиль», «Поезд», «На катере» - особо интересны детям (выбор шофера, машиниста, капитана). Обычно поездка сопровождается пением (подобраны в тему, аудиозаписью (пением птиц, шум воды, леса).
Так же знакомим с профессией врача: игровые занятия «Кукла заболела», «Лесная больница» и т. д. ; показ воспитателем игры «На приеме у врача». Во время показа воспитателем любой игры интересно наблюдать за детьми, как они рвутся играть, в глазах горит желание и они как бы просят: «Все понятно, теперь мы хотим играть». Сюжетно-ролевые игры «Поликлиника», «Скорая помощь» - средняя группа; «Аптека», «Стационар» «Лаборатория» в старших группах соединение всех этих игр.
Так как во второй младшей группе у ребенка нет еще согласованности действий, умения договариваться со сверстниками, (на протяжении учебного года педагог приучает детей играть вместе, стремиться сделать объединения детей длительными и устойчивыми) к концу года постепенно переходим играть от игры «Дочки-матери» к игре «Дом» и в средней группе к игре «Гости» (проводится показ двух воспитателей).
К празднику «День защитника Отечества» проходят тематические сюжетно- ролевые игры «Моряки», «Рыбаки» их обучение продолжается в разновозрастных группах. В старших группах это игры «Летчики», «Российская Армия», «Пограничники», «Космонавты».
Переходим к игре «Парикмахерская» в преддверье 8 марта. Рассказ воспитателя из личного опыта «Как я ходила в парикмахерскую», показ воспитателем действия направлены на детей. В старших группах это будет игра «Салон красоты» с добавлением профессий (косметолог, массажист, дизайнер ногтей, уборщик помещения, и соответственно игровых действий.
У детей средней группы детского сада появляются коллективные игры, что создает возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры самой игры. В изменении тематики игр детей есть определенная закономерность: от игр на бытовые темы к играм с трудовым, производственным сюжетом, а затем к играм, в которых отображаются различные общественные события и явления.
«Семья», «Гости», «День рождение» - в этих играх формируется умение организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные отношения. Также игры–поездки «Автобус», «Троллейбус» (в пути остановки «Больница», «Магазин», «Парикмахерская») «Путешествие по реке».
В старшей группе, когда ребенок уже овладел основами ролевого поведения, педагогу важно научить его развертывать в игре разнообразные сюжеты, центром которых является привлекающая его роль. Для этого ребенку необходимо показать, что роль может быть включена не только в одну, а в различные взаимосвязи с другими ролями. Например, врач может взаимодействовать не только пациентом, но и с медсестрой, другим врачом. Игры повторяются, но вводятся новые роли, новые персонажи («Детский сад», «Семья», «Школа», «Путешествие», «Завод», «Летчики», «Поликлиника», «Парикмахерская»).
Основное содержание игры детей подготовительной группы – отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Все сюжетно-ролевые игры носят совместный, коллективный характер. Объединения в подгруппы в данном возрасте более устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время («Салон красоты», «Супермаркет», «Самолет», «Макдоналдс», «Библиотека», «Школа», «Театр», «Цирк», «Почта»). Особенно запомнилась сюжетно-ролевая игра «Мы - военные», где дети уже, будучи в подготовительной к школе группе, показали себя не только обученными ролевым действиям, заинтересованными, но и с нравственной стороны подкованными, уступали друг другу, регулировали отношения между подчиненными и командирами. Разучив военную терминологию, познакомившись с режимом военнослужащих они так входили в свои роли, что было видно как нравиться им эта игра и, что она будет иметь продолжение. В будущем планируем провести не менее интересные сюжетные игры : «Телевидение», «Ателье. Дом мод», «Моряки. Рыбаки. Подводная лодка», «Пираты», «Модельное агентство», «Исследователи», «Редакция», «Корпорация «Билайн», «Агенство недвижимости», «Исследователи космоса», «Химчистка», «Экологи», «Служба спасения», «Олимпиада», «Первобытные люди», «Музей», «Банк», «Дизайнерская студия».
Организовывая игру, воспитатель вводит каждого ребенка в общество сверстников, где требуется взаимодействия, удовлетворяются интересы и потребности играющих. В ходе игры я наблюдаю за поведением детей, правильное поведение играющих – это пример для подражания. Вызываю у детей симпатию к дисциплинированному, хорошо играющему ребенку. Как только дети почувствовали в друг друге партнеров, они начинают вступать в игровые контакты сами. Так и появляются детские объединения, где дети сами регулируют свои отношения и в меньшей мере нуждаются в руководстве взрослого.
Дружба детей помогает мне, воспитателю, узнать внутренний мир детей, их характеры, склонности, интересы, привычки, она, конечно же, является средством сплочения детского коллектива.
В группе все дети разные: спокойные и раздражительные, дисциплинированные и непослушные, чуткие и невнимательные, но их сближает единство интересов, желание играть вместе, потребность в общении. В нашей группе игре уделяется особое внимание, поэтому они разнообразны по своей тематике, интересны детям, поэтому дружеские взаимоотношения развиваются успешно.
Особой заботы и внимания со стороны взрослых требуют замкнутые и молчаливые дети, так как им трудно вступить в контакт со сверстниками. Здесь важно заботливое и внимательное отношение воспитателя, теплый и ласковый тон, осторожное, постепенное сближение со сверстниками.
Постоянные конфликты с товарищами характерны вспыльчивым, неуравновешенным детям они быстро возбудимы и недисциплинированны. Воспитателю необходимо проектировать качества, какими ребенок еще не обладает, но должен обладать.
В каждом ребенке есть что–то свое, особенное, и это необходимо выявить, развить, опираясь на лучшие черты его характера, интересы и способности ребенка и поэтому в индивидуальном подходе и поощрении взрослого нуждаются дети по каким-либо причинам выделяющиеся из общей массы.
Во время игры, изучая характер детей и их поведение, я стараюсь предотвратить проявления недостаточной организованности, возникновения споров, чрезмерное возбуждение, несоблюдение правил игры. Так же содействую воспитанию смелости, настойчивости, коллективизма, помогаю развитию творческой деятельности ребенка, появлению его личной инициативы.
Дружба положительно влияет на детей у которых слабо развиты определенные нравственные качества. Вызывая у дошколят стремление быть лучше, рождает желание не подвести товарища, не потерять его доверия, стать лучше, смелее, активнее самому. Отношения с другими детьми ребенок часто начинает строить по образцу отношений своего друга.
Анализируя и подводя итог игры, я выделяю самых дружных игроков, побуждая других детей задуматься над тем, «а каков я был в игре». Игроки, в зависимости от качества выполнения ролей, могут заслужить поощрение или порицание со стороны товарищей. Дети приучаются к ответственности за свои поступки, привыкают быть внимательными к сверстникам только при правильном выполнении ролей. Задача воспитателя заключается в том, чтобы раскрыть содержание, сущность взаимоотношений воспитанников, позаботиться о необходимом условиях для игры.
Исследования ученых показали, что уже в дошкольных коллективах достаточно устойчивы симпатии и антипатии детей и связаны они с личностными качествами. Дети, которых предпочитают их сверстники, обладают такими качествами как, дружелюбие, умение помочь товарищу, аккуратны, опрятны и т. д. На ряду с положительными чертами они обладают властностью, зазнайством, стремлением командовать. Изолированные (не принимаемые) дети отличаются – грубостью, замкнутостью, молчаливостью, ябедничеством и т. д. В более старшем возрасте, сделав выбор, дети уже становятся способными к пониманию, сопереживанию, духовному общению.
У детей 5-6 лет возникает позиция признания достоинств ровесника, появляются чувства восхищения ровесником, доверия своих секретов, желаний, намерений, вкусов. У них возникает способность сочувствия (присоединятся к страдающему, плачут вместе с ним, а вот способность к состраданию обладает малым запасом прочности или является крайне неустойчивой.
Таким образом, в сюжетно - ролевой игре дружеские отношения способствуют формированию способности понимать, оценивать себя, но не через выявление своих возможностей, а через раскрытие отношений к другим детям. Это более высокий уровень.
Проведя диагностические исследования особенностей взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, можно сделать выводы: если в начале года наблюдалось 65% детей с теми или иными нарушениями в сфере общения (агрессия, занижена или завышена самооценка, недоброжелательность и др., то на конец года выявлены 15% детей с несформированностью навыков благополучных взаимоотношений со сверстниками и неумением вести себя в игре.
Дети стали активны в общении, коммуникабельны как со сверстниками, так и с взрослыми, научились играть, стали проявлять эмоциональный отклик на неудачи или огорчения сверстников. Все это определило влияние сюжетно - ролевых игр, которые благоприятно воздействовали на формирование благополучных взаимоотношений дошкольников.
Таким образом, изучая данную тему, и проведя теоретическое и практическое исследование в соответствии с поставленными задачами пришла к следующему выводу, что гипотеза, выдвинутая мной подтверждена и доказана: межличностные отношения дошкольников определяются их личностными особенностями и формируются в сюжетно– ролевой игре.
Литература
1. Выготский Л. С. Собр. соч. : В 6 т. М., 1983, 1984. Т. 3, 4. //// https://www.voppsy.ru/issues
2. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей// Избр. Пед. соч. / А. С. Макаренко. - М. :Педагогика, 2007.
3. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / Д. В. Менджерицкая. - М. :Педагогика, 2002.-235 с.
4. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М. :Педагогика. -1978.-304 с. // https://www.voppsy.ru/issues
5.https://diplomba.ru
6.https://diplomba.ru
7.https://tfolio.ru