татьяна романькова
Опыт работы по теме «Формирование элементарных математических представлений детей младшего возраста через дидактическую игру»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра- это открытое светлое окно, через которое, в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений об окружающем мире.
Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности-В. А. Сухомлинский
Актуальность: развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления и развитие ФЭМП закладываются в дошкольном детстве.
Публикация «Опыт работы по теме „Формирование элементарных математических представлений детей младшего возраста через дидактическую игру“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Темочки
Ни для кого не секрет, что познание ребёнком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, тем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в сознании человека строится индивидуальная картина мира. Сознание маленького ребёнка синкретично, благодаря чему он воспринимает мир целостно и гармонично.
«Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от детей. И сколько радости они получают, когда мы соглашаемся хоть на несколько минут побыть больными или пассажиром, учеником или серым волком. Однако игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.
Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребёнка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина.
Заинтересовавшись этим вопросом, я взяла тему «Формирование элементарных математических представлений детей младшего возраста через дидактическую игру». На основе наблюдений за ребенком в совместных с педагогом организованных видах деятельности и самостоятельных играх; на основе оценки результатов выполнения ребенком различных действий в специально разработанных игровых упражнениях, были сделаны следующие выводы:
- в начале года дети не различали предметы по размеру;
- затруднялись в определении цвета и формы;
- в дидактических играх математического содержания дети не соблюдали последовательность игровых действий, не проявляли инициативы, предлагая свой ход развития событий в игре;
- игровые действия детей не проявлялись в речи (дети не могли пояснить, что сделали, что получилось и почему).
Теоретическое обоснование опыта. В связи с тем, что опыт моей педагогической деятельности невелик, стала изучать литературу по математическому развитию детей. Анализируя результаты теоретических исследований литературы, передового опыта педагогов новаторов, современных педагогов, психологов и практической деятельности по проблеме сделала вывод о том, что дидактическая игра имела огромное значение в обучении дошкольников во все времена, начиная с древности. Педагогов всех времен волновала проблема развития психических и познавательных процессов у дошкольников, стимулирования их деятельности, в чем большое предпочтение отдавали именно дидактической игре.
У истоков разработки современных дидактических игр и материалов стоят М. Монтессори и Ф. Фребель.
Разработкой видов дидактических игр занимались следующие педагоги и психологи: А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, А. Валлон, Н. П. Аникеева, В. М. Букатов, О. С. Газман, Д. И. Кавтарадзе, М. В. Кларин, П. И. Пидкасистый, Л. С. Выготский, С. А. Шмаков и др.
С. Л. Рубинштейн писал: «Игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность. … В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры».
Хорошо известно высказывание Л. С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие. Дети дошкольного возраста познают окружающий мир в игре, в труде, на прогулке, занятиях, в общении с взрослыми и сверстниками.
Французский психолог А. Валлон сравнивал дидактическую игру с вдохновенным исследованием, в котором психические функции раскрываются во всех их возможностях. Поэтому средства игры становятся сначала предметами исследования, а затем уже средствами игры. И сам процесс игры содержит много того, что подлежит исследованию. Таким образом, дидактические игры создают прекрасные условия для воспроизведения и освоения окружающего, правил и отношений, существующих в мире.
Развитию и формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста уделяли особое внимание и такие авторы, как З. А. Михайлова, Е. А. Носова, Е. В. Сербина, А. А. Столяр. Данные авторы предлагают идею развития у дошкольников логико-математических представлений на основе использования серии обучающих игр.
Изучив литературу, опыт работы коллег из других дошкольных учреждений, поставила перед собой.
Цель: Формирование элементарных математических представлений детей младшего возраста через дидактическую игру.
В соответствии с поставленной целью выделила задачи (свои действия по реализации цели).
Задачи:
создать условия, способствующие освоению детьми свойств предметов, отношений идентичности, порядка, простых зависимостей между предметами в повседневной детской деятельности, в процессе игр и практических действий;
развивать самостоятельность познания, поощрять проявление детской инициативы;
поощрять детей в освоении и применении познавательных и речевых умений по выявлению свойств и отношений, речевых высказываний в процессе игрового сотрудничества;
организовать разнообразную, интересную детям деятельность, направленную на их сенсорное развитие.
Ведущая идея опыта : Дидактическая игра является и игровым методом формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений, и формой организации данного вида деятельности, и самостоятельной игровой деятельностью, а главное, средством всестороннего развития личности ребенка. Поэтому ведущей педагогической идеей моего опыта является создание эффективных условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр в разного рода видах деятельности детей, посредством дифференциации и индивидуализации процесса воспитания, развития и обучения детей младшего дошкольного возраста.
Новизна опыта состоит в создании системы и определении эффективных условий применения дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Диапазон опыта представлен различными видами дидактических игр, которые используются как в непосредственно образовательной деятельности, в образовательной деятельности в режимных моментах, так и в самостоятельной деятельности детей, как в групповой, так и в индивидуальной работе. Дидактические игры пронизывают весь процесс развития, воспитания и обучения дошкольников. Это позволяет обеспечить оптимальные условия формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.
Система работы.
Одним из направлений развития ребенка-дошкольника является познавательное развитие. Зная о том, что игра является основным видом деятельности дошкольников, решала использовать дидактические игры в развитии познавательных способностей дошкольников.
Полученные в результате мониторинга данные помогли мне проанализировать как созданную в группе предметно-игровую развивающую среду, так и используемые технологии развития и обучения, взаимодействия с родителями воспитанников.
Чтобы работа была эффективной, необходимо было создать условия, а именно организовать развивающую предметно-пространственную среду. Поэтому первым шагом было создание и совершенствование предметно- развивающей среды и непосредственно дидактических игр. При создании среды придерживалась принципа доступности, новизны и учета личностно-ориентированной модели взаимодействия. Для развития игровой деятельности и поддержания у детей интереса к играм и были изготовлены и приобретены игры и игровые материалы. Своими руками, были сделаны игры «Подбери по цвету шарфик снеговику», «Спрячь мышку», «Воздушные шарики» - на закрепление цвета. «Сбор фруктов», «Три медведя» - на закрепление величины предмета.
После того, как дети овладевали игровым правилом и игровым действиями, выставляла игры для совместной деятельности со сверстниками и самостоятельной деятельности детей.
Так в группе появился уголок «Занимательная математика». В нем я разместила и разнообразный занимательный материал. Игры в уголке расположены так, чтобы каждый ребенок мог выбрать себе игру по интересам. Уголок мобильный, игры в нем меняю в соответствии с тематикой непосредственно образовательной деятельности и интересами детей.
Предлагаемые детям игры, соответствуют возрасту детей и ориентированы на уровень их умственного развития. Организуя совместную с детьми деятельность в уголке занимательной математики, вовлекаю в игры малоактивных и пассивных детей. Разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых в ходе образовательной деятельности в режимных моментах и в самостоятельной детской деятельности, помогает детям лучше усвоить программный материал.
Играя с детьми в дидактические игры, отметила их положительное влияние на формирование элементарных математических представлений у детей. Например, использовала дидактические игры «Подбери по цвету», «Воздушные шары», «Спрячь мышку» для закрепления представлений о шести цветах, учила выделять цвета, отвлекаясь от других признаков. В играх «Подбери по форме», «Чудесный мешочек» учила детей выделять форму в конкретных предметах и на ощупь. В играх с пирамидками и башенками, закрепляла у детей представления о цвете, форме, величине и размере предмета. В процессе игр у детей возникало желание узнать, как правильно выполнять задание, а затем и выполнить его. Рассказывая детям правила игры и способ действия, учила их играть. В некоторых случаях приходилось показывать способ действия. Он содержал в себе одновременно развитие игрового действия и новое игровое правило. Например, играя с детьми в игру «Собери пирамидку», выбирала колечко за колечком, надевала его на стержень, давала детям наглядный образец игрового действия. Затем обращала внимание детей, какая ровная и красивая пирамидка. Это потому, что мы собрали ее правильно. Играя в игру «Найди свой домик», закрепляла с детьми умение различать цвет, форму. Формировала представления о символическом изображении предметов. Эта игра очень нравится детям. Помимо закрепления цвета и формы, у детей развивается умение классифицировать по одному-двум признакам, расширяется словарный запас.
Дидактическая игра «Разрезные картинки» позволяла формировать у детей представления о целостном образе предмета и его частях, кроме того, развивать внимание и восприятие. Для создания целенаправленной мотивации детей на деятельность, говорила детям, что у них должна получиться волшебная картинка для Мишки или Зайчика.
Для развития представлений у детей о сенсорных эталонах – цвете, форме, величине, толщине использовала логические блоки Дьенеша. Сначала дала детям их для рассматривания. Манипулируя ими, дети выясняли, что каждая фигура имеет цвет, форму, размер и толщину. Затем, осваивая качества логических блоков, дети играли с ними как с конструктором, называя одно из свойств предмета.
Когда дети научились находить предметы по одному свойству, задания стала усложнять: учились различать и находить предметы по форме, цвету и величине. Сначала зрительно, а затем и на ощупь (игры «Найди такой же» и «Чудесный мешочек»). Следующие игры были сложнее предыдущих, например, «Выложи дорожку с условием, чтобы фигуры не повторялись по форме или цвету», «Подари Незнайке все красные фигуры, а Лисенку – все синие». В работе с блоками использовала карточки-схемы, символы.
Дидактические игры с использованием блоков Дьенеша, способствуют активизации мыслительной деятельности детей младшего дошкольного возраста, формированию элементов логического мышления, повышению интереса к образовательной деятельности.
Заканчивая игру, считаю должным вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно говорю: «В следующий раз будем играть ещё лучше» или: «Новая игра будет ещё интереснее». И с учетом этого, разрабатываю варианты знакомых детям игр и создаю новые, полезные и увлекательные.
Чтобы знания, даваемые детям в процессе дидактических игр, не были разрозненными, составила перспективный план дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста. План составлен в соответствии с рекомендациями авторов. Игры были распределены в порядке усложнения заданий - от простого к сложному. Все игры распределила по группам.
1. Игры для сенсорного развития:
- на закрепление цвета предмета : «Посади бабочку на свой цветочек» «Разноцветные бусы», «Подбери по цвету», «Воздушные шарики», "Найди пару" и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.
- на закрепление формы предмета : «Какой это формы?», «Круг и квадрат», «Заплатки для коврика», «Найди предмет по форме» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
- на закрепление величины предмета : «Большие и маленькие», «Найди такое же колечко», «Какой мяч больше», «Три медведя» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
2. На ориентировку в пространстве. Такие игры, как «Кукла Маша купила мебель» и «Новоселье куклы». Эти игры учат детей ориентироваться в пространстве, развивать у них образное мышление.
3. Игры с палочками: «Собери по образцу»
С помощью счетных палочек можно с успехом:- закрепить название геометрических фигур; -закрепить знание основных цветов: зеленый, красный, синий, желтый и др;- закреплять счет; - развивать у детей воображение, мышление, мелкую моторику пальцев рук;- воспитывать отзывчивость, желание помогать другу.
4. Игры с предметами : «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Построй башенку». Задача этих игр – способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет). Перед ребенком всегда ставится задача умственная задача. Он старается добиться результата - собрать бусы, башенку и т. д.
Работая с детьми младшего возраста, воспитатель должен сам включаться в игру. Вначале следует привлекать детей играть с дидактическим материалом (кубиками, башенки). Воспитатель должен вместе с детьми разбирать и собирать их, тем самым вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, желание играть с ним.
Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, на мой взгляд, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.
Следующим шагом продумала возможность использования игр в непосредственно образовательной деятельности.
Непосредственно образовательную деятельность по формированию у детей элементарных математических представлений провожу в игровой форме, что соответствует возрастным особенностям детей младшего дошкольного возраста. Определяя объем знаний, опираюсь на результаты диагностики и собственные наблюдения, чтобы не допустить недооценки и переоценки возможностей малышей, и избежать их пассивности в ходе образовательной деятельности.
Включаю дидактические игры непосредственно в содержание образовательной деятельности, как одно из средств реализации программных задач. Если в ходе непосредственно образовательной деятельности использую дидактическую игру, то ее место в структуре непосредственно образовательной деятельности определяю в соответствии с целью, назначением и содержанием образовательной деятельности.
Есть занятия, полностью состоящие из набора дидактических игр, объединенных одним сюжетом или игровым персонажем. Например, в гости к детям часто приходят Незнайка и Лисенок приносят им задания. Или же дети отправляются в гости к Мишке, преодолевая по дороге ряд препятствий и решая занимательные упражнения.
Организуя дидактические игры в непосредственно образовательной деятельности в режимных моментах и самостоятельной детской деятельности, закрепляю, углубляю, расширяю представления детей, одновременно решая обучающие и игровые задачи.
Деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители. Поэтому родители являются моими помощниками. В уголке для родителей постоянно размещаю информацию о развитии элементарных математических представлений и о роли дидактических игр в данном процессе.
Результативность.
Целенаправленная работа по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста дала свои результаты. Диагностика уровня развития познавательных способностей детей показала, что в целом наблюдается динамика в развитие познавательных способностей детей младшей группы. Увеличилась доля детей с высоким и средним уровнем развития познавательных способностей, и, соответственно, уменьшилась доля детей с низким уровнем развития познавательных способностей.
Таким образом, результатом своей работы считаю углубление и обобщение знаний у детей, посредством развития их познавательных способностей и активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи) в результате использования, в процессе развития, воспитания и обучения детей, различного рода дидактических игр.
Дети знают и умеют находить заданный предмет по нескольким признакам (цвету, форме, размеру, толщине); умеют различать предметы по размеру : длине, ширине, высоте; научились обследовать и группировать предметы по 1-2 свойствам; в процессе игры дети умеют последовательно выполнять 2-3 шага игрового действия.
Некоторые могут предложить свой ход развития событий в игре, не соглашаясь с чем-либо; могут пояснить, что значит «не такой, как», «такой же».
Дети используют дидактические игры математического содержания в самостоятельной деятельности.
Перспектива. Система работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр является долгосрочной. Поэтому продолжить работу по данной теме нужно дальше.