Ирина Каргина
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование сюжетно-ролевой игры
Игра - один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Кроме того, повышение речевой активности невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации.
Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Какие же формы совместной деятельности педагога с детьми по повышению речевой активности выбрать для работы с детьми младшего дошкольного возраста?
Детям трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными; внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес. Следовательно, игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребенка.
Необходимо не просто стимулировать, но и активизировать любые доступные ребенку голосовые, звуковые реакции и речевые высказывания (слова и фразы). Для этого нужно создавать педагогические условия, обеспечивающие поэтапное развитие и совершенствование лексической стороны речи, а также усвоение грамматических категорий.
Воспитание звуковой культуры речи многоаспектная задача, которая предлагает: развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овладение звуковой выразительностью речи. Дети учатся пользоваться средствами звуковой выразительности с учетом задач и условий общения.
Прежде чем начать игру, надо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использование художественного слова (песенки, потешки, загадки); сюрпризы (чудесный мешочек, волшебная коробочка и др.).
Во время игры предлагается детям такие игровые действия, как покормить куклу или мишку, покачать их, уложить спать. Эти действия показываются и объясняются на своем примере. Например: «Таня, хочет спать, я сейчас заверну ее в одеяльце и покачаю. Спою песенку: А-А-А». Как правило, ребенок начинает действовать самостоятельно. Если он затрудняется в воспроизведении игрового действия, можно воспользоваться приемом совместной игры, предложить: «Давай, Оля, вместе кормить Катю, ты тоже держи ложку. Ам, еще ложечку, Ам.». Для игры следует подбирать простые сюжеты с одним-двумя персонажами и элементами-действиями – «шофер» загружает машину кубиками и везет её (БИ-БИ-гудит машина); «мама» катает дочку в коляске (а-а-а-поет мама, кормит её.) В процессе таких игр развивается звуковая сторона речи. В ходе игры ребенок вслух подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.
Овладение словарным запасом составляет основы речевого развития, в словаре отражается содержание речи. Для закрепления цвета используются игры-упражнения «Подбери кукле платье», «В гости приехали куклы», «Давайте погладим куклам платья», и др. В повседневной жизни также необходимо обращать внимание детей на цвет предметов в групповой комнате, на прогулке.
Для формирования словаря необходимо наблюдать за окружающими, связывая их с игрой. Так в сознание детей образуется непосредственная связь между окружающей жизнью и игрой. Во время неоднократной игры малыши выполняют несколько связанных между собой игровых действий. Например, Алеша, играет с Олей, лечит ее, ставит градусник. Необходимо фиксировать внимание ребенка на сходство его действий с действиями взрослых: «Ты как доктор лечишь». До игры или в начале её можно предложить малышу: «Доктору нужен белый халат, возьми, Алеша, халат, ты у нас доктор».
Так формируются начальные навыки ролевого поведения, умению связывать ряд действий с названием роли и атрибутами, необходимыми для этой роли; а также согласовывать существительные с глаголами, составлять фразы из трех-четырех слов. Общим в сюжетно-ролевых играх и занятиях является направленность их содержания на ознакомление детей с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни.
Предлагается детям такие серии игр: «Встреча куклы», «Уход за куклой», «Лечение куклы», «К кукле приходят гости» и др. Используются игры-занятия с куклой как своеобразный образец для подражания, выполнения игровых действий и нравственных взаимоотношений, следует стараться обогатить самостоятельную деятельность детей. Кроме того, с помощью игр развиваются способности детей к более устойчивому проявлению добрых чувств, активности, целеустремленности.
Планирование нескольких видов игр-занятий позволяет установить взаимосвязь между играми «в строительство» и образно-ролевыми играми «Дочки-матери», «Детский сад» и др. Для того, чтобы развить образно-ролевую игру «Дочки-матери» следует привлекать к участию в игре каждого ребенка, дать возможность самостоятельно действовать с игрушкой. Включать новые слова (маленький, хорошенький, умница, сыночек, доченька и др.) С помощью таких игр интенсивно растет словарный состав речи.
Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи. Развитие связной монологической речи предлагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, строить самостоятельно высказывания разных типов.
Развивается грамматический строй речи. Ребенок не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую деятельность, начинает употреблять сложные придаточные предложения.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре). Игра в больницу, доктор и пациенты; играя в магазин, продавец и покупатели. Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. Именно называние предметов новыми именами, обозначение действий, совершаемых с этими предметами, дает новый смысл каждой отдельной вещи, действию, поступку. Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Причем речь ребенка, объясняющая игру, должна быть кому-то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие. Играя в больницу, обязательно следует договориться, кто врач, а кто больной, где шприц, а где градусник, когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать и рассыпается.
В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. В младшем дошкольном возрасте в играх детей наблюдаются целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам, в которые они играли и раньше (в семью, больницу, строителей, транспорт и др.). Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, когда каждый вносит что-то свое, индивидуальное. Например, у ребенка папа капитан речного парохода, предлагает «воспитательнице» покатать детей по реке. Получив согласие, строит из стульев пароход, встречает пассажиров на его борту.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Таким образом, для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное. Смысл игры для дошкольника заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны (воспитательница заботится о детях, доктор лечит людей, парикмахер делает прическу). Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов.
Все умения и навыки, которые ребёнок приобретает в игре, связаны с развитием речи.
Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на ребенка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.
В период младшего дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется кругозор, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь.
Используя игру как средство наибольшего развития речи детей, где сюжетно-ролевая игра является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее усвоение языка.
Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.