Anastasiya Kaplun
Формирование корпоративной культуры как новый стиль управления развитием ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время все чаще появляются публикации, в которых авторы размышляют о том, что такое корпоративная культура, и каково её влияние на формирование коллектива и учреждение в целом. У детского сада, как и у любой другой организации, со дня ее создания формируется своя особенная внутренняя атмосфера, своя культура. Всё чаще руководители дошкольных учреждений задумываются о том, что формирование корпоративной культуры может стать, как стилем управления ДОУ, так и основным направлением развития учреждения.
Публикация «Формирование корпоративной культуры как новый стиль управления развитием ДОУ» размещена в разделах
Собственно, назвать это понятие новым, наверное, было бы не правильным. Так что же это такое – корпоративная культура детского сада? На наш взгляд это внутренняя культура учреждения, состоящая из идей, взглядов, ценностей, которые разделяются всеми сотрудниками. Это та же совокупность норм и правил, которые формируются в процессе деятельности и непосредственно сама работа учреждения, как результат успешного решения внутренних проблем. Формирование корпоративной культуры процесс длительный и сложный, идущий по нескольким основным направлениям:
- определение ценностей и норм, разделяемые большинством сотрудников коллектива, которые в дальнейшем выступают, как основа культуры организации и формируют корпоративный стиль;
- осознание каждым работником своего места в организации;
- формирование традиций детского сада;
- разработка собственной символики.
Конечно, привести всю стратегию развития корпоративной культуры ДОУ в рамках одной статьи не представляется возможным, поэтому рассмотрим основные моменты и эффективные приемы на примере нашего детского сада.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 17 - семигрупповое учреждение, его посещают 138 детей в возрасте от 3 до 7 лет. В МДОУ ЦРР – д/с № 17 работают 55 сотрудников, из них педагогов 25 человек. Всех их отличает любовь к детям и высокий профессионализм.
Детский сад является городской базовой площадкой «Школы педагогических инноваций» по организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ по программе «Развитие» (автор Л. Б. Венгер). Пятнадцатый год, с 1996 года, в детском саду организованна и успешно работает группа для детей с повышенным уровнем интеллектуального развития «Одаренный ребенок». Группа формируется для детей с трех лет и, надо заметить, таких групп в городе Ижевске всего три. В таких условиях инновационная деятельность для коллектива - естественный процесс, жизненно необходимый в работе с детьми.
Два года назад, возглавив уже сложившийся коллектив, мне, как руководителю необходимо было разработать стратегию дальнейшего развития учреждения. Главной моей задачей было понять внутренний мир каждого сотрудника, определить его ценность для учреждения, и, не «ломая» людей, сформировать корпоративный стиль ДОУ.
Любому руководителю известно, что объединить в единый организм коллектив от обслуживающего персонала до высококвалифицированного специалиста очень непросто. И еще сложнее определить те ценности и нормы, которые будут понятны и близки каждому работнику детского сада. Именно руководитель должен грамотно определить тот свод внутренних правил, которыми будет регламентироваться работа в учреждении, а общепринятые понятия станут «производственной необходимостью» для каждого сотрудника.
Тогда доброжелательность, подчеркиваемая вежливым и корректным общением воспитателей и родителей, отражается в оформлении каждой группы, всего здания и территории детского сада. Понятие ответственности – это, прежде всего ответственность каждого сотрудника за обеспечение безопасности любого воспитанника в детском саду. Персональная ответственность педагога за свою профессиональную деятельность и результат своего труда. Увлеченность станет не просто красивым и модным понятием, а слагаемым от новых впечатлений, эмоций, знаний, получаемых детьми, воспитателями, родителями – тем, что влечёт в детский сад. Она проявляется в проводимых вместе с родителями мероприятиях, в организации методических семинаров, постоянном самосовершенствовании сотрудников.
И тогда основные базовые ценности формулируются всем коллективом, а не насаживаются сверху. Сегодня для каждого из нас:
- ребенок, уникально развивающаяся личность, в отношении которой необходима ориентация на его индивидуальные и возрастные особенности;
- педагог, как личность, требующая уважения, нуждается в доверии и предоставлении ему возможности проявлять инициативу;
- семья, как основная среда личностного развития ребенка, со своими традициями запросами и потребностями;
- наличие профессиональных и личностных отношений базируется на порядочности, понимании и желании сотрудничества.
В результате формируется осознание каждым работником своего места в коллективе.
Зачастую у педагогов, как у людей творческих, рождаются интересные идеи, которые руководителю необходимо услышать и помочь сформулировать. В нашем коллективе на протяжении долгого времени обсуждался вопрос названия групп и разработки какой-то символики. В итоге родился проект разработки логотипа МДОУ, в реализации которого принимал участие весь коллектив. Логотип стал отражением внутренней культуры присущей именно нашему учреждению. Смысловая нагрузка изображения заключается в объединении всех групп и отражает деятельность детского сада, обозначает перспективы развития учреждения.
Сегодня у каждой группы есть своё название: «Солнышко», «Облачко», «Ветерок», «Дождик», «Ручеек», «Радуга», «Одаренные дети». Получился целый разноцветный мир, центром которого являются, конечно же, все наши дети, все безусловно одаренные.
Мы педагоги тот попутный ветер, который помогает детству подняться в заоблачные, манящие,
загадочные дали. Ведь так важно, что бы он был теплым, в меру сильным, чтобы полет продолжался даже тогда, когда ребёнок покинет стены детского сада.
В данном случае сила ветра как раз и является той силой корпоративного единства коллектива, и только в этом случае детский сад станет учреждением, твёрдо стоящим на ногах, уверенным в завтрашнем дне, причем как в материальном плане, так и методическом.
Без ложной скромности мы можем причислить себя к категории именно таких учреждений. Детский сад стабильно работает, имеет определенный имидж учреждения с богатыми традициями (в том числе и педагогическими, методическими).
Мы являемся базовой площадкой в рамках сетевого методического взаимодействия по проблемам «Организация игровой деятельности дошкольников, с учетом регионального компонента», «Использование новых информационных технологий в обучении детей дошкольного возраста», «Роль заведующего в организации и проведении педагогических советов ДОУ». В рамках этой работы ежегодно проводятся городские методические семинары-практикумы, для педагогов детских садов города Ижевска. В детском саду ведется работа над инновационными проектами по темам: «Экология и мы», «Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников», «Профессиональное выгорание педагогов ДОУ. Как его предотвратить?», «Дошкольник и новые информационные технологии», «Творческие игры старших дошкольников». Неоднократно МБДОУ№ 17 становился победителем и лауреатом различных конкурсов, таких как «Детский сад года», «Фестиваль инновационных проектов и программ», «Дни защиты окружающей среды от экологической опасности», «Ижевск – цветущий город».
Всё это вполне под силу сделать любому руководителю, понимающему, что лишь та система работоспособна и результативна, где понятие корпоративной культуры не формула для отчётов, а действенный механизм работы и управления.