Светлана Авдеева
Дидактическая игра «Найди картинку» с развитием мелкой моторики и сенсорным развитием
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие для логопедов и воспитателей: «Найди картинку».
Цель: развитие мелкой моторики у ребенка параллельно с автоматизацией, дифференциацией звуков и развитием речи.
Задачи:
1. Развитие мелкой моторики за счет расстёгивания – застёгивания пуговиц, шнуровки.
Публикация «Дидактическая игра „Найди картинку“ с развитием мелкой моторики и сенсорным развитием» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
2. Сенсорное развитие за счет, перебирания пальцами, ощупывания деталей.
3. Легкий массаж пальчиков за счет прикосновения к разнообразным деталям, поверхностям.
4. Развитие у ребенка ориентации в пространстве ( понятия: выше, ниже, правее, левее).
5. Воспитание усидчивости, внимания, самостоятельности, целеустремленности.
Всем известна важность развития мелкой моторики для детей любого возраста. Ведь когда работают пальцы рук – активизируется речь!
Раньше у детей было больше естественных возможностей выполнять сложные мелкие движения руками. Почти все кофточки были со множеством пуговиц, которые дети сами расстёгивали и застёгивали несколько раз в день. А обувь была на шнуровке или со сложными замочками. Сейчас почти вся верхняя одежда на молнии, а обувь на липучках. Детям проще, а мелкая моторика не развивается. Соответственно и речь хуже.
Ученые давно доказали, что при работе пальцев рук у детей лучше развивается логическое мышление, память, внимание, воображение, связная речь.
Сенсорные ощущения также важны для полноценного развития ребенка, особенно дошкольного возраста.
Логопеды прекрасно знают роль мелкой моторики и сенсорного развития в стимуляции речи. Но времени на занятия с ребенком в саду отводится мало. И работа пальчиками часто несколько отодвигается ради постановки звуков и автоматизации.
Поэтому, мне захотелось попытаться совместить процессы автоматизации звуков, дифференциации и развития связной речи с развитием мелкой моторики.
Я придумала волшебную чудо-книгу, в которой под каждой дверцей спрятана интересная картинка. Дети любят сюрпризы. Это стимулирует их приложить старание и расстегнуть сложные замочки. А картинки можно менять, так что под одной и той же дверцей в следующий раз будет уже другая картинка. Кармашки для картинок сделаны из прозрачных файлов-вкладышей.
Книга сделана из мягкого, приятного на ощупь флиса. Внутри страниц толстый картон. Некоторые детали связаны из толстых шерстяных ниток для лучших тактильных ощущений. Ощупывание мягких вязаных изделий благоприятно сказывается на самочувствии ребенка, успокаивает нервную систему. Дверцы открываются при помощи расстегивания пуговиц, кнопок, липучек, шнуровки. Петельки для пуговиц двух видов. Чтобы открыть книгу тоже нужно постараться, расстегнуть замочки. После просмотра картинок ребенок должен сам застегнуть все пуговицы и замочки.
Также по книге можно изучать цвета (найди оранжевый цвет, а это какой цвет, геометрические фигуры (покажи где здесь круг, отстегни треугольник, что это за фигура). Можно развивать ориентацию в пространстве (открой дверцу слева от конвертика).
Картинки можно подобрать по теме автоматизации (или дифференциации) нужного звука. Либо это могут быть сюжетные картинки для составления предложения или рассказа с преобладанием нужного звука.
В моём примере взяты картинки для автоматизации звука Ль (лев, лиса, коляска, медаль, лягушка, лимон, павлин, верблюд, тюльпан, дельфин, лебеди летят над полями).
Змею используем чтобы тянуть звук, двигая по ней пальчиком от хвоста к голове. Гусеница нужна для того, чтобы раскладывать слова на слоги (ве-ло-си-пед) или говорить цепочку слогов (да-та-та-да….). При произнесении каждого слога пальчик перемещается на следующий сегмент гусеницы.
В конвертик лучше всего вложить подарок для ребенка (наклейку или картинку).
Шнуровка и цепочка из резинок на обложке служат для тренировки детей старшего дошкольного возраста.
Иногда можно брать на занятие двух детей. И пока идет логопедическое индивидуальное занятие с одним ребенком, другому дается задание по книге. Он должен самостоятельно открыть все окошки и подумать каким общим словом можно объединить найденные картинки (мебель, транспорт, птицы и т. д.). Либо можно найти лишнюю картинку или придумать другие задания. Потом дети меняются местами.
Книгу можно отдавать в группу для игр детей с воспитателем.