Нэлли Саванина
Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством проведения уроков доброты
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством проведения уроков доброты
Мастер- класс
Цель: ознакомление педагогических работников с системой работы по формированию у детей с ОВЗ коммуникативных умений посредством проведения уроков доброты
Задачи:
1. Привлечь внимание педагогов к формированию коммуникативных компетенций у детей с ОВЗ как к необходимому условию в их успешной социализации;
Публикация «Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством проведения уроков доброты» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
2. Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Оборудование: мультимедийная установка, макет "дерева ожиданий", листы бумаги в форме листьев и яблок дерева, фломастеры, бейджики для участников (10 штук)
Участники мастер-класса: педагогические работники ДОО – 10 человек.
Актуальность
Одна из проблем современных детей - дефицит общения. Интернет, гаджеты, телевизор заменили детям "живое общение". Порой отсутствие элементарных коммуникативных умений затрудняет взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения, препятствует формированию базового доверия к миру.
Особенно уязвимы при общении со сверстниками дети с ограниченными возможностями здоровья.
На сегодняшний день актуальным становится поиск технологий, средств, методов социального воспитания, обеспечивающих преодоление проблем развития детей с ОВЗ : навыков социального взаимодействия, умения оценивать меняющиеся социальные ситуации и уверенно действовать с опорой на собственные знания и отношения. В конечном итоге это обеспечит развитие социальной компетенции, необходимой ребенку для успешного вхождения в социум.
Игра - как основной вид деятельности ребенка незаменима для полноценного развития его личности. Именно в процессе игры коммуникативные умения ребенка формируются наиболее успешно.
Ход мастер-класса
СЛАЙД № 1 Тема мастер-класса " Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством проведения уроков доброты".
А для начала я вам предлагаю подумать, что вы ожидаете от этого мастер-класса, как полученная на мастер-классе информация сможет помочь вам в работе. Свои ожидания напишите на листочках и прикрепите на "Дерево ожиданий".
(пишут ожидания на листиках, прикрепляют к дереву)
СЛАЙД № 2 Мною, в 2022 году была разработана программа дополнительного образования " Уроки кота Леопольда" социально- гуманитарной направленности по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Цель Программы: формирование навыков социально-коммуникативного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Для достижения цели определила задачи:
1. Способствовать развитию речи как средства общения у детей старшего дошкольного возраста; учить детей с помощью речи решать спорные вопросы и улаживать конфликты (убеждать, доказывать, объяснять).
2. Способствовать формированию у детей социально-ценностных установок: скромность, щедрость, забота об окружающих, благодарное отношение к помощи и знакам внимания, использование «вежливых» слов, умение оценивать свои и чужие поступки.
3. Способствовать развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста : воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься.
СЛАЙД № 3 С целью определения результативности работы по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в 2022-2023 учебном году мной был проведен мониторинг социально-коммуникативного развития (общение со сверстниками).
Сравнительный анализ диагностируемых результатов за октябрь и январь, позволяет сделать вывод о положительной динамике по диагностируемому критерию "Общение со сверстниками"
СЛАЙД № 4 При проведении уроков доброты с детьми старшего дошкольного возраста, я активно использую такие методы и формы работы как :
Этические беседы на темы:
• «Что можно сказать о каждом мальчике, девочке, группе детей?» (помогаю детям судить о человеке не по внешним признакам, а по внутренним качествам); Беседа о семье. Как надо называть родных?; «Кому живется интереснее щедрому или жадному. Почему?»; «Как правильно дружить»; «Когда я был упрямым»; «Мы поссорились» и др.
• Чтение художественных произведений на нравственную тематику: А. Л. Барто «Вовка – добрая душа»; сказка «Как Мамонтенок искал свою маму»; И. Вачков «Коряга»; стихотворений «Мне купили самокат», «Жадный мишка»; Т. А. Шорыгина «Пластилиновый Буратино»; «Сказки о мальчике, который не умел играть» С. Черняевой и др.
• СЛАЙД № 5 Дидактические и малоподвижные игры: «Поиски добрых слов»; «Через стекло», «Комплимент», «Скульптор», «Кто я?», «Письмо доброго волшебника», «Подари улыбку»; «Чудесное путешествие» (по своему внутреннему миру); «Выбери себе друга, подружку»; «Позовем сказку»; «Узнай сказку по отрывку»; «Мои личные вещи»; «Как я радовался за товарища» и др.
• Сюжетно-ролевые игры: «Мышата в гостях у кота Леопольда»; «Дружная семья»; «Родитель и ребенок»; «Ссора друзей»; «Звонок в справочное бюро», в милицию, скорую помощь, пожарную службу; «Разговор с другом по телефону» и др.
• Разбор ситуативных игр-историй, проблемных ситуаций: Игра с элементами театрализации «Котик и ежик на качелях»; «Помощь бельчонку»; «Ириски»; «Машина»; «Ваш друг или подруга пришли печальными»; «Потерялся ребенок, надо составить его описание» и др.
Практическая часть
Сейчас хочу предложить игры для детей старшего дошкольного возраста, направленными на сплочение группы и эффективное внутригрупповое взаимодействие.
СЛАЙД № 6 Игра: "Окажи внимание другому"
Цель: развитие умения выражать свое положительное отношение к другим людям, учить оказывать и принимать знаки внимания.
Ход: Играющие становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т. д. В ответ участник говорит: "Спасибо, я тоже так думаю, что я. (повторяет сказанное ему, а затем подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: "А еще я думаю, что я. ")
СЛАЙД № 7 Игра: "Дотронься до. "
Цель: снятие напряжения, сплочение участников.
Ход: участники стоят в хаотичном порядке.
Инструкция: рассмотрите друг друга, кто во что одет и какого цвета одежда. Воспитатель предлагает: "Дотронься до. синего!" Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Ведущий следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
СЛАЙД № 8 Упражнение "Да и нет"
Цель: сплочение коллектива, умение действовать сообща.
Инструкция: играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий в центре. Он объясняет задание: если вы согласны с утверждением, то поднимайте руки вверх и кричите: "Да!". Если вы не согласны с утверждением, то топайте и кричите: "Нет!"
Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у теленка?
Есть ли клюв у поросенка?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ у скрипки?
Есть ли рифма у стиха?
Есть ли в нем ошибки?
Организация обратной связи с участниками мастер-класса
Чтобы сформировать у воспитанников коммуникативные умения предлагаю детям решение проблемных игровых ситуаций. Например, «отнял игрушку», «толкнул», «долго качается на качелях», «нечаянно разрушил постройку товарища», «в группу пришел новенький и играет один».
СЛАЙД № 9 Все игры-ситуации имеют одинаковую структуру:
• Беседа с постановкой проблемной задачи (обсуждение причин ссор, отражающее тематику игры).
• Подготовка к инсценировке ситуации.
• Инсценировка-драматизация проблемной ситуации.
• Обсуждение проблемы (направлено на понимание детьми ситуации, дети проговаривают проблему своими словами).
• Поиск путей выхода из проблемной ситуации (ответ на вопрос «Как помирить друзей, избежать ссоры?»).
• Театрализация ситуации с внесенными изменениями.
• Подведение итогов, выводы.
Сейчас предлагаю вам в группе участников самостоятельно решить одну из проблемных ситуаций согласно структуре.
СЛАЙД № 10
Ситуация №1
Саша до сих пор не научился завязывать шнурки. Никита в раздевальной комнате кричит: "Ха, посмотрите, скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать". Саша оттолкнул Никиту и заплакал. Как разрешить данную ситуацию?
Ситуация №2
Дети рисуют. У Оли сломался карандаш. Оля выхватила из рук, сидящей рядом, Риты карандаш и продолжила рисовать. Рита встала и пересела на другое место. Почему Рита ушла за другой стол? Как разрешить данную ситуацию?
СЛАЙД № 11 Упражнение "Топтыжка"
Цель игры: обучение технологии формирования толерантности и конструктивного поведения в конфликтных ситуациях у детей.
Ход: "Начиная с меня, выполняем задание по кругу. Правой ногой будем наступать на левую ногу соседа. Тот, кому наступили, попытается оправдать обидчика, называя по имени. Например, я наступаю на ногу Инне. Инна говорит: "Я прощаю тебя, Нэлли, потому, что ты спешила на работу" и наступает на ногу Марине. Марина говорит: "Я не обижаюсь на тебя, Инна. В этом автобусе так тесно и всем надо ехать" и т. д.
Объяснения могут быть любыми, но не должны повторяться.
Примечание: Наступать на ногу необходимо чисто символически, без усилия.
СЛАЙД № 12 Рефлексия
- А теперь я предлагаю вам вернуться к нашему "Дереву ожиданий", вспомните, на листочках вы писали свои ожидания от мастер-класса, а теперь на "яблоках" напишите, что вы получили от него, что новое узнали. Теперь найдите на дереве ваш листик и сравните, совпали ли ваши ожидания с полученным результатом (проговариваем) и, если совпали, прикрепите яблоко рядом с листочком. Посмотрите, как много плодов появилось на нашем "Дереве ожиданий".
- Я очень рада, что ваши ожидания от нашего мастер-класса оправдались, надеюсь, каждый из вас узнал для себя что-то новое и сможет применить полученные знания в своей работе.