Папки-передвижки

Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством проведения уроков доброты

Нэлли Саванина
Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством проведения уроков доброты
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством проведения уроков доброты

Мастер- класс

Цель: ознакомление педагогических работников с системой работы по формированию у детей с ОВЗ коммуникативных умений посредством проведения уроков доброты

Задачи:

1. Привлечь внимание педагогов к формированию коммуникативных компетенций у детей с ОВЗ как к необходимому условию в их успешной социализации;

Публикация «Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством проведения уроков доброты» размещена в разделах

2. Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.

Оборудование: мультимедийная установка, макет "дерева ожиданий", листы бумаги в форме листьев и яблок дерева, фломастеры, бейджики для участников (10 штук)

Участники мастер-класса: педагогические работники ДОО – 10 человек.

Актуальность

Одна из проблем современных детей - дефицит общения. Интернет, гаджеты, телевизор заменили детям "живое общение". Порой отсутствие элементарных коммуникативных умений затрудняет взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения, препятствует формированию базового доверия к миру.

Особенно уязвимы при общении со сверстниками дети с ограниченными возможностями здоровья.

На сегодняшний день актуальным становится поиск технологий, средств, методов социального воспитания, обеспечивающих преодоление проблем развития детей с ОВЗ : навыков социального взаимодействия, умения оценивать меняющиеся социальные ситуации и уверенно действовать с опорой на собственные знания и отношения. В конечном итоге это обеспечит развитие социальной компетенции, необходимой ребенку для успешного вхождения в социум.

Игра - как основной вид деятельности ребенка незаменима для полноценного развития его личности. Именно в процессе игры коммуникативные умения ребенка формируются наиболее успешно.

Ход мастер-класса

СЛАЙД № 1 Тема мастер-класса " Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством проведения уроков доброты".

А для начала я вам предлагаю подумать, что вы ожидаете от этого мастер-класса, как полученная на мастер-классе информация сможет помочь вам в работе. Свои ожидания напишите на листочках и прикрепите на "Дерево ожиданий".

(пишут ожидания на листиках, прикрепляют к дереву)

СЛАЙД № 2 Мною, в 2022 году была разработана программа дополнительного образования " Уроки кота Леопольда" социально- гуманитарной направленности по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Цель Программы: формирование навыков социально-коммуникативного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Для достижения цели определила задачи:

1. Способствовать развитию речи как средства общения у детей старшего дошкольного возраста; учить детей с помощью речи решать спорные вопросы и улаживать конфликты (убеждать, доказывать, объяснять).

2. Способствовать формированию у детей социально-ценностных установок: скромность, щедрость, забота об окружающих, благодарное отношение к помощи и знакам внимания, использование «вежливых» слов, умение оценивать свои и чужие поступки.

3. Способствовать развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста : воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься.

СЛАЙД № 3 С целью определения результативности работы по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в 2022-2023 учебном году мной был проведен мониторинг социально-коммуникативного развития (общение со сверстниками).

Сравнительный анализ диагностируемых результатов за октябрь и январь, позволяет сделать вывод о положительной динамике по диагностируемому критерию "Общение со сверстниками"

СЛАЙД № 4 При проведении уроков доброты с детьми старшего дошкольного возраста, я активно использую такие методы и формы работы как :

Этические беседы на темы:

• «Что можно сказать о каждом мальчике, девочке, группе детей?» (помогаю детям судить о человеке не по внешним признакам, а по внутренним качествам); Беседа о семье. Как надо называть родных?; «Кому живется интереснее щедрому или жадному. Почему?»; «Как правильно дружить»; «Когда я был упрямым»; «Мы поссорились» и др.

Чтение художественных произведений на нравственную тематику: А. Л. Барто «Вовка – добрая душа»; сказка «Как Мамонтенок искал свою маму»; И. Вачков «Коряга»; стихотворений «Мне купили самокат», «Жадный мишка»; Т. А. Шорыгина «Пластилиновый Буратино»; «Сказки о мальчике, который не умел играть» С. Черняевой и др.

• СЛАЙД № 5 Дидактические и малоподвижные игры: «Поиски добрых слов»; «Через стекло», «Комплимент», «Скульптор», «Кто я?», «Письмо доброго волшебника», «Подари улыбку»; «Чудесное путешествие» (по своему внутреннему миру); «Выбери себе друга, подружку»; «Позовем сказку»; «Узнай сказку по отрывку»; «Мои личные вещи»; «Как я радовался за товарища» и др.

Сюжетно-ролевые игры: «Мышата в гостях у кота Леопольда»; «Дружная семья»; «Родитель и ребенок»; «Ссора друзей»; «Звонок в справочное бюро», в милицию, скорую помощь, пожарную службу; «Разговор с другом по телефону» и др.

• Разбор ситуативных игр-историй, проблемных ситуаций: Игра с элементами театрализации «Котик и ежик на качелях»; «Помощь бельчонку»; «Ириски»; «Машина»; «Ваш друг или подруга пришли печальными»; «Потерялся ребенок, надо составить его описание» и др.

Практическая часть

Сейчас хочу предложить игры для детей старшего дошкольного возраста, направленными на сплочение группы и эффективное внутригрупповое взаимодействие.

СЛАЙД № 6 Игра: "Окажи внимание другому"

Цель: развитие умения выражать свое положительное отношение к другим людям, учить оказывать и принимать знаки внимания.

Ход: Играющие становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т. д. В ответ участник говорит: "Спасибо, я тоже так думаю, что я. (повторяет сказанное ему, а затем подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: "А еще я думаю, что я. ")

СЛАЙД № 7 Игра: "Дотронься до. "

Цель: снятие напряжения, сплочение участников.

Ход: участники стоят в хаотичном порядке.

Инструкция: рассмотрите друг друга, кто во что одет и какого цвета одежда. Воспитатель предлагает: "Дотронься до. синего!" Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Ведущий следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

СЛАЙД № 8 Упражнение "Да и нет"

Цель: сплочение коллектива, умение действовать сообща.

Инструкция: играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий в центре. Он объясняет задание: если вы согласны с утверждением, то поднимайте руки вверх и кричите: "Да!". Если вы не согласны с утверждением, то топайте и кричите: "Нет!"

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у теленка?

Есть ли клюв у поросенка?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли рифма у стиха?

Есть ли в нем ошибки?

Организация обратной связи с участниками мастер-класса

Чтобы сформировать у воспитанников коммуникативные умения предлагаю детям решение проблемных игровых ситуаций. Например, «отнял игрушку», «толкнул», «долго качается на качелях», «нечаянно разрушил постройку товарища», «в группу пришел новенький и играет один».

СЛАЙД № 9 Все игры-ситуации имеют одинаковую структуру:

• Беседа с постановкой проблемной задачи (обсуждение причин ссор, отражающее тематику игры).

• Подготовка к инсценировке ситуации.

• Инсценировка-драматизация проблемной ситуации.

• Обсуждение проблемы (направлено на понимание детьми ситуации, дети проговаривают проблему своими словами).

• Поиск путей выхода из проблемной ситуации (ответ на вопрос «Как помирить друзей, избежать ссоры?»).

• Театрализация ситуации с внесенными изменениями.

• Подведение итогов, выводы.

Сейчас предлагаю вам в группе участников самостоятельно решить одну из проблемных ситуаций согласно структуре.

СЛАЙД № 10

Ситуация №1

Саша до сих пор не научился завязывать шнурки. Никита в раздевальной комнате кричит: "Ха, посмотрите, скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать". Саша оттолкнул Никиту и заплакал. Как разрешить данную ситуацию?

Ситуация №2

Дети рисуют. У Оли сломался карандаш. Оля выхватила из рук, сидящей рядом, Риты карандаш и продолжила рисовать. Рита встала и пересела на другое место. Почему Рита ушла за другой стол? Как разрешить данную ситуацию?

СЛАЙД № 11 Упражнение "Топтыжка"

Цель игры: обучение технологии формирования толерантности и конструктивного поведения в конфликтных ситуациях у детей.

Ход: "Начиная с меня, выполняем задание по кругу. Правой ногой будем наступать на левую ногу соседа. Тот, кому наступили, попытается оправдать обидчика, называя по имени. Например, я наступаю на ногу Инне. Инна говорит: "Я прощаю тебя, Нэлли, потому, что ты спешила на работу" и наступает на ногу Марине. Марина говорит: "Я не обижаюсь на тебя, Инна. В этом автобусе так тесно и всем надо ехать" и т. д.

Объяснения могут быть любыми, но не должны повторяться.

Примечание: Наступать на ногу необходимо чисто символически, без усилия.

СЛАЙД № 12 Рефлексия

- А теперь я предлагаю вам вернуться к нашему "Дереву ожиданий", вспомните, на листочках вы писали свои ожидания от мастер-класса, а теперь на "яблоках" напишите, что вы получили от него, что новое узнали. Теперь найдите на дереве ваш листик и сравните, совпали ли ваши ожидания с полученным результатом (проговариваем) и, если совпали, прикрепите яблоко рядом с листочком. Посмотрите, как много плодов появилось на нашем "Дереве ожиданий".

- Я очень рада, что ваши ожидания от нашего мастер-класса оправдались, надеюсь, каждый из вас узнал для себя что-то новое и сможет применить полученные знания в своей работе.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Формирование знаний и умений у обучающихся 2 класса по нумерации чисел посредством разноуровневых заданий Формирование знаний и умений у второклассников по нумерации чисел посредством разноуровневых заданий. Терещук Марина Алексеевна «Формирование.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений.

Приобретение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков по ПДД у детей дошкольного возрастаПриобретение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков по ПДД у детей дошкольного возраста Ребенок в большом городе - это ребенок рядом с дорогой. Ему приходится сталкиваться с переходами, мчащимися автомобилями, автобусами и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством проведения уроков доброты
Опубликовано: 5 мая 2023 в 19:19
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством проведения уроков доброты» (включая файлы) размещена пользователем Нэлли Саванина (УИ 596228) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД