Алевтина Бурматова
Развитие коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами логоритмики
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы, в связи с введением в теорию и практику образования компетентного подхода, проблема компетентности и ее формирования становится все более актуальней. Разработкой проблем компетентности занимались такие отечественные исследователи, как: Л. П. Алексеева, И. А. Зимняя, Д. А. Иванов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, К. П. Зайцева, О. В. Дзюба, С. А. Игнатьева и др.
Публикация «Развитие коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами логоритмики» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи» (О. Н. Сомкова).
Проблема развития коммуникативной компетентности детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.
У дошкольников с ТНР отмечаются нарушения коммуникативной функции речи. Социальные проблемы очень часто не дают родителям возможность уделять должное внимание всестороннему развитию своих детей. Телевизор, компьютер и компьютерные игры заменяют детям и взрослым общение и игровую деятельность. Дефицитарность речевого опыта детей приводит к ограничению в использовании языковых средств. У них наблюдается неустойчивое внимание, плохая память, быстрая утомляемость, недостаточное развитие познавательной деятельности, беден словарь, нарушен грамматический строй речи. У многих детей сохраняется «страх речи». Их речь монотонна и невыразительна. Сохраняются недостатки темпо-ритмической организации речи. Они не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, правильно задать и ответить на вопросы, затрудняются в установлении контакта как со взрослыми, так и сверстниками, не могут вести сдержанно разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём в вежливой форме. Наряду с просодическими проблемами отмечаются нарушения эмоционально-волевой и моторной сферы. Таким детям очень трудно отвечать на занятиях, выступать на праздниках, читать стихотворения, исполнять роли в играх-драматизациях.
В условиях реализации ФГОС в детском саду особую значимость приобретает работа, направленная на формирование коммуникативной компетентности воспитанников, на развитие у них способности налаживать отношения с окружающими людьми. Для этого необходимо, чтобы ребенок имел достаточный словарный запас, владел навыками грамматического оформления речи, мог связно выражать свои мысли и желания в разных ситуациях общения, следовал социальным нормам поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, имел способность договариваться, разрешать конфликты, учитывал интересы и чувства других людей. Соответственно, ему в дальнейшем будет легче адаптироваться к школьному обучению и социуму в целом.
В работах Л. Г. Соловьевой, В. И. Терентьевой, Н. К. Усольцевой указывается, что у детей с ТНР в коммуникативной ситуации (игре со сверстниками, беседе с взрослым) наблюдаются трудности, не позволяющие конструктивно вести диалог, недостаточно сформирован уровень общения и сотрудничества со взрослыми (дошкольники не умеют обращаться с просьбами, задавать вопросы, низкий уровень использования вопросительного предложения, ребенок испытывает трудности в процессе приспособления к социальной среде. Эти особенности наблюдаются и у детей с нормальным речевым развитием, но у детей с ТНР они еще более усугубляются вследствие заниженной самооценки, ощущения своей неполноценности, недостаточного опыта социального взаимодействия.
В связи с этим встает вопрос о необходимости создания равных условий в ДОУ в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ТНР с другими детьми в группе комбинированной направленности.
Существует много методик и технологий по развитию речи дошкольника. А. Г. Арушанова даёт рекомендации по организации языковых игр и поисковой деятельности детей, предлагает приёмы, стимулирующие инициативную фразовую речь. Психолог М. И. Лисина разработала структурные компоненты коммуникативной деятельности и выделяет пути и средства общения. Л. В. Ворошнина предлагает структуру всех занятий строить на основе игровой деятельности с использованием фольклорного материала и игр для совершенствования словесно-логического мышления. Однако, в полной мере они не отвечают современным требованиям речевого развития детей дошкольного возраста.
В связи с этим педагогам приходится находить все новые, более эффективные и интересные формы работы с детьми, сочетающие в себе, как исправление нарушения речи, развитие сенсорных и двигательных, а также коммуникативных способностей детей с ТНР.
Одной из таких форм своеобразной активной терапии является – логоритмика, основанная на связи движения, музыки и слова (Г. А. Волкова).
Коммуникативная игра «Пирожки»
Испекли мы пирожки Дети стоят в кругу и «лепят» пирожки
С разною начинкой:
С капустой пирог, Дети передают «пирожок» друг другу
С морковкой пирог, в руки, называя начинку, стараясь
Со свеклой пирог… не повторяться.
Игра «Зоопарк»
Дети выбирают каждый себе роль животного и садятся в «клетку» (обруч). Педагог ходит между «клетками» и спрашивает: «Какой зверь живет в этой клетке?» Дети движениями, мимикой, звукоподражанием показывают, кого они изображают.
Упражнение «Пассажиры» П. Синявский
У Мухомора хитрый вид, ехидная усмешка —
Забрался в поезд и сидит, как будто Сыроежка.
Но вот заходит контролер, выводит Мухомора.
И безбилетник Мухомор краснеет от позора.
А старичок Боровичок, интеллигентный старичок,
Приподнимает свой берет и предъявляет свой билет….
На этих занятиях дети с ТНР учатся не только выражать свои эмоции, мысли с помощью голоса, мимики и жестов, но и понимать состояние другого человека. Использование элементов психогимнастики развивает у них творческое воображение, снимает мышечные зажимы, воспитывает выразительность мимики и пантомимики, а проживание разнообразных этюдов способствует психокоррекции. У детей с ТНР вырабатываются положительные черты характера и изживаются отрицательные качества личности. Сформированные навыки общения затем закрепляются на музыкальных, физкультурных занятиях и в совместной деятельности взрослых и детей.