Светлана Ажгихина
Формирование интереса к самостоятельной художественной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать +Заказ
План:
1. Развитие у детей художественной самостоятельности и элементов творчества в рисовании.
2. Особенности развития сюжетного рисования у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.
3. Из опыта.
Развитие у детей художественной самостоятельности и элементов творчества в рисовании.
Публикация «Формирование интереса к самостоятельной художественной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Под художественной самостоятельностью в рисовании детей дошкольного возраста следует понимать способность приобретать изобразительные навыки, умения, разными способами, а не только по показу взрослого; стремление и умение по своей инициативе применять в разных условиях усвоенные приемы, последовательность изображения, самостоятельное использование изобразительных средств для создания выразительного образа, реализации своих впечатлений, эмоционального отношения к содержанию. Основными показателями являются успешное освоение детьми программы, перенос способов изображения на другие занятия и на новое содержание, постоянно развивающий замысел (на занятиях по заданию, замыслу, в самостоятельной деятельности вне занятий).
Как известно творчество развивается там, где создаются условия для эстетического освоения действительности через собственную деятельность. Поэтому при подборе материалов – бумаги, красок, кистей и др. – важно учитывать эстетические качества и возможность ими пользоваться избирательно (разнообразие красок, бумаги, кистей и т. д.).
Рисование на листах, разных по форме, размеру, способствует развитию у детей хорошей ориентировки на плоскости, так как дети упражняются в восприятии разного пространства в условиях практического освоения через композицию рисунков, расположение предметов сообразно их взаимодействию и форме.
В развитии художественной самостоятельности, элементов творчества в изобразительной деятельности дошкольников особое место принадлежит искусству, с которым дети общаются до занятий, на занятиях и после.
В развитии художественной самостоятельности и элементов творчества дошкольников большое значение имеет ориентация на успех и поощрение ребенка за усилия и результат.
По мнению Шибановой Н. Я. положительные результаты в воспитании самостоятельности достигаются при условии, когда на каждом занятии часть задания дети выполняют без помощи взрослого, а педагог активизирует мысль, эмоции, воображение, изобразительный опыт ребенка, создавая условия, обеспечивая мотивацию, побуждающие ребенка к активности, инициативе.
Дети развиваются неодинаково, поэтому показатели творческого характера раньше проявятся у детей с более высоким уровнем памяти, речи, воображения, практических навыков, образного восприятия, самостоятельности. Все это западает у детей с задержкой психического развития.
Особенности развития сюжетного рисования у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.
Дошкольники с ЗПР не умеют создавать сюжетное изображение. Изображение отдельных предметов они не связывают в единый сюжет или из множества нарисованных предметов могут только 2-3 объединить в небольшой эпизод. Дополнительные детали в рисунках встречаются крайне редко, работы примитивны. Наблюдается подмена изображений предметов изображениями геометрических фигур, неадекватное использование цвета (например, снеговик на рисунке изображен красным цветом).
Дети с ЗПР испытывают затруднения в выборе темы для сюжетного рисования, при преобразовании незаконченных линий в предмет, они также не проявляют самостоятельности при выборе предмета, который можно изобразить, не выдвигают собственных предложений, слабо актуализируют уже имеющиеся у них знания, проявляют «бездумный» стиль работы.
Воспитанники ДОУ часто не могут придумать название своему рисунку, не задают себе в процессе рисования вопросов, не проявляют каких-либо эмоций, рассказывая об изображенном на бумаге.
При штриховке предметов наблюдается выход за границы обозначенного контура, недостаточная сила нажима на карандаш, неравномерность закрашивания, неумение штриховать в одном направлении. Штриховка отличается небрежностью выполнения. Если изобразить задуманный предмет не получается, ребенок его перечеркивает. У детей с ЗПР отмечается недостаточная сформированность навыков рисования.
Дошкольники с ЗПР не способны создать развернутое, многоплановое, сюжетное изображение. Прослеживается заимствование содержания и композиции рисунков друг у друга, нет творческого начала. Они не могут «войти» в воображаемую ситуацию, комбинировать известные образы в новые сочетания, самостоятельно осуществлять выбор средств, делающих рисунок более выразительным. Их рисунки бедны как по содержанию, так и по композиции.
Воспитанники ДОУ не переживают по поводу изображаемого, не стремятся в рисунке передать личностное отношение, внести что-то от себя, отразить характер персонажей, их настроение. Образы далеко не всегда эмоционально насыщены. Дети не используют перспективные отношения, декоративные элементы для украшения одежды, переносят цвет одной детали одежды на весь костюм персонажа (например, Красная Шапочка на всех рисунках без исключения нарисована в одежде красного цвета).
Цвет, форма, величина как средство выразительности используется не в полной мере. Не наблюдается стремления к разнообразному цветовому решению изображения. Даже напоминание педагога о том, что имеются краски, фломастеры, карандаши разного цвета, не побуждает детей к их использованию. Выбор цвета воспитанники ДОУ осуществляют по подражанию друг другу. Дети могут забыть раскрасить предмет, его натуральный цвет.
Больше внимания дошкольники проявляют при рисовании того предмета, который в данный момент их интересует. При этом изображение отличается схематизмом, недостаточной проработанностью деталей или их отсутствием, отмечаются ошибки в пространственной ориентировке на листе бумаги, в выборе цвета, налицо несоответствие величины предмета по отношению к другим, между частями одного изображения, искаженность форм. Прослеживается нечеткое изображение предметов.
В фигуре человека, животного рисуются лишь наиболее крупные детали (голова, туловище, конечности, а мелкие (глаза, волосы, рот, нос, пальцы) могут отсутствовать. Изображение рук, ног – линейное. Фигура человека в большинстве случаев равняется по высоте предмета, которые в реальной жизни являются более высокими и крупными.
Дети испытывают трудности в интерпретации рисунков, затрудняются придумать предысторию изображаемого предмета, наблюдается «прикованность» к конкретному изображению на картинке.
Отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, дошкольники не всегда понимают, что от них требует педагог.
Процесс творчества может доставлять детям огорчения, так как они часто совершают ошибочные операции, связанные с необходимостью отказа от стереотипных действий.
При работе с акварельными, гуашевыми красками работы часто выглядят неаккуратно. На листе бумаги наблюдаются пятна от испачканных краской пальцев, капли от плохо промытой кисточки.
Технические умения и навыки не всегда соответствуют показателям возрастного развития. Движения рук бывают неточными, некоординированными. Иногда трудно узнать тот или иной предмет, изображенный на детском рисунке. Несовершенство мелкой моторики мешает закончить рисунок в определенный отрезок времени, провести ровную линию, выполнить штриховку, воплотить в рисунке задуманное.
Несмотря на то, что рисунки могут быть выполнены на недостаточно высоком уровне, дети, как правило, оценивают их положительно.
Таким образом, развитие сюжетного рисования и формирование творческих способностей у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста являются одной из актуальных задач коррекционно-развивающего обучения в ДОУ.
Из опыта.
С целью развития художественной самостоятельности и элементов творчества на занятиях и вне занятий знакомим детей с разными видами изобразительного искусства. Для этого в изостудии или в группах помещаем иллюстрации картин разных художников, проводим беседы, организуем выставки. Включаю в занятия дидактические игры и упражнения на придумывание, на поиск ассоциативных образов, а также сказки.
На занятиях по декоративно-прикладному искусству в доступной форме знакомлю детей с народным промыслом (Городец, Хохлома, Гжель и др.). Учу выделять характерные особенности народных промыслов. По каждой из тем собран материал (иллюстрации, художественное слово, история возникновения промысла) и оформлен в отдельные папки. Постепенно материал пополняется.
На занятиях по изобразительной деятельности использую мелкие игрушки (статуэтки). Таким образом, повышается умственная и практическая активность детей, так им приходится «переводить» объемный предмет на плоскость. За приложенные усилия, старание и умение доводить замысел до конца обязательно хвалю детей. Стараюсь не вмешиваться в замысел детей, но поддерживаю инициативу, самостоятельность. При необходимости помогаю советом, напоминаю, как выбрать более удачный способ изображения, осуществляю показ на своем, заранее приготовленном листе бумаги.
Для того чтобы дети не повторяли замыслы друг друга, стараюсь обозначить рабочее место по всей изостудии.
По мере возможности на занятиях даю детям возможность для сравнения рассмотреть одну и ту же картину в разных вариантах.
Я твердо убеждена, что любовь к искусству, которую педагог прививает своим воспитанникам в детстве, лейтмотивом пройдет через всю их жизнь, обогащая ее яркими позитивными эмоциями. Очень важно, чтобы маленький человек, взявший в руки кисть, почувствовал себя творцом, настоящим волшебником, совершившим чудо.
На занятиях предлагаю детям почувствовать настоящими художниками. Проводя занятия, использую профессиональную терминологию: «художник», «художник-пейзажист», «картины», «писать», «пейзаж», «портрет», «натюрморт» и т. д. Конечно, по мере освоения материала, ввожу новые слова. К сожалению, наши дети, не всегда используют термины, связанные с искусством.
Организовывали посещения выставок в школе искусств, музее, детском центре творчества детей.
На занятиях дети сталкиваются с некоторыми трудностями. Чтобы помочь детям рисовать животных, я приготовила дидактический материал по данной теме. Цель: показать последовательность изображения животных, путем использования карт-схем.
Не смотря на то, что даются определенные схемы, детям обязательно предлагается подумать, как они будут изображать то или иное животное, что делает животное. Например: Котенок спит или играет в клубочек ниток. А может быть котенок бегает на лужайке за бабочкой. Таким образом, мы оставляем ребенку право самостоятельно выбрать рисунок (не только по образцу, а карты-схемы помогут усвоить основную форму животного и, путем перестановок и некоторых дополнений, передать различные движения.
Используя предложенный дидактический материал и не лишая возможности проявлять самостоятельность, мы получаем неплохие результаты – работы детей стали более интересными.
Проанализировав результаты своей деятельности, следует отметить, что в моей работе есть положительные результаты: дети с удовольствие ходят на занятия получают радость от рисования, используют при работе разные изобразительные материалы. Выбирают не только карандаши, фломастеры, краски, но и гуашь, сухую и жирную пастель. Дети постигнувшие основы, уже не испытывают страха, что у них что-то не получится. Одна девочка (выпускница прошлого года) продолжает обучение школе искусств.
Важным условием формирования художественной самостоятельности и творчества является взаимосвязь всех педагогов и специалистов.