Елена Жигунова
Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельная деятельность - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. (сл. 2)
Физическое воспитание – это не только занятия физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности детей дома и в детском саду.
Публикация «Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС до,» размещена в разделах
(сл. 3) В каких бы условиях не воспитывался ребенок, ему необходимы средства для своевременного и правильного развития движений: просторное помещение, пособия и предметы, побуждающие его к действию, подвижные игры, музыкальные занятия, а так же специальные занятия физической культурой.
(сл. 4) Известно, что по собственной инициативе дети могут многократно повторять любимые упражнения (со скакалкой, с мячом и др.). Под руководством взрослого круг этих упражнений расширяется. Педагог воспитывает у детей стремление выполнять движения как можно лучше, причем добивается этого без напоминания и прямых указаний.
(сл. 5) Руководство самостоятельной двигательной деятельностью предусматривает следующие обязательные моменты:
• организацию физкультурно-игровой среды: достаточное место для движений; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий;
• закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности детей в обязательном порядке во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время;
• наблюдать за детьми, уметь видеть всех и при необходимости оказывать помощь;
• пытаться без навязывания объединять в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч,обруч, скакалку и т. д.) и показав варианты действий, если это необходимо;
• иногда включаться в совместную игру с кем-нибудь из детей, чтобы показать новые движения или действия, вызвать интерес к ним;
• периодически вместе с детьми строить «полосы препятствий» из имеющихся пособий и учить преодолевать их «по-разному»;
Значение этой формы физического воспитания детей дошкольного возраста неоспоримо. (сл. 6) Самостоятельные занятия, формируя у детей умение выбирать и выполнять (без помощи взрослых) физические упражнения, воспитывают в то же время инициативу, активность, организаторские способности, творческую самодеятельность.
(сл. 7) Приемы руководства самостоятельной двигательной деятельностью дошкольников
1. Эффективным приемом руководства самостоятельной двигательной деятельностью дошкольников является совет, рекомендация. В доступной форме воспитатель советует выбрать то или иное физическое упражнение, подвижную игру, следит за тем, чтобы чередовались движения разных видов, а также за тем, чтобы двигательная активность детей была бы то большой, то средней, то малой.
2. Эффективным приемом является просьба. Педагог просит ребенка, хорошо освоившего упражнение, научить ему других детей; старшего — показать и объяснить движение младшим, провести с ними подвижную игру; группу детей — подготовить инвентарь к прогулке, разместить его на площадке. Просьбой воспитатель привлекает детей к оказанию помощи друг другу.
3. Поддержание и одобрение стремление ребенка помочь сверстнику или малышу овладеть трудными упражнениями.
4. В связи с тем, что навыки самоорганизации у детей еще недостаточно сформированы, воспитатель пользуется предупреждающей тактикой. Он подсказывает, как начать игру; распределить роли, используя считалки, жеребьевку, очередность, или по личным качествам, и советует, как регулировать взаимодействие и взаимоотношения детей. Педагог должен разъяснить, что именно и почему не удается, помочь достичь хорошего результата.
Развивая самостоятельную двигательную деятельность дошкольников, воспитатель должен опираться на их возрастные особенности. (сл. 8)
(сл. 8)Наблюдения показывают, что
детям четырех лет нравятся движения с предметом, игрушкой; они проявляют интерес к деятельности старших товарищей.
Для детей среднего дошкольного возраста характерны внимание к качеству выполнения упражнений, потребность демонстрировать свои умения, участвовать в совместных подвижных играх.
Старшие дети испытывают удовлетворение, осознавая свои умения, физическую развитость, возможность выполнять более сложные упражнения, добиваться выразительности и красоты движений. У них отмечается стремление самостоятельно организовывать в свободное время подвижные игры с другими детьми.
(Сл. 9)Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно, является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.
(сл. 10)Физкультурный уголок – это не место для хранения оборудования, а площадка для движений.
Привлечение внимания детей к уголку и создавать удобные правила по его использованию
Соответствие оборудования и материала возрастным возможностям и актуальным интересам детей
Использование в самостоятельной деятельности атрибуты физ. уголка
Эстетическая привлекательность материала.
(сл. 11)Эффективно используя физкультурное оборудование, воспитатель обеспечит разнообразную и интересную для детей двигательную, игровую, познавательную деятельность
Таким образом, создание благоприятной психологической обстановки, двигательной среды, побуждает ребенка проявлять ДА, удовлетворять интерес к разнообразным видам движений и потребность в них.
(сл. 12)Повышение самостоятельной ДА детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребенка, (сл. 13) улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.
Заключение
Создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками.