Валентина Сысолятина
Развитие родной речи детей дошкольного возраста в самостоятельной художественной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие родной речи детей дошкольного возраста в самостоятельной художественной деятельности
Сысолятина Валентина Илларионовна
воспитатель высшей категории МБДОУ Д/с №82 «Мичээр»
Развитие родной речи детей дошкольного возраста в самостоятельной художественной деятельности.
Публикация «Развитие родной речи детей дошкольного возраста в самостоятельной художественной деятельности» размещена в разделах
Роль родного языка в развитии детей раннего возраста огромна. И чувства, и понятия, выраженные на родном языке, наиболее близки ребенку. Родной язык является связующей нитью между историей, самобытностью своего народа и его будущим.
Работа над развитием родного языка детей должна занимать в детском саду одно из важных мест: в дошкольном возрасте ребенок должен овладевать, прежде всего, своим родным языком, его лексической, фонетической и отчасти синтаксической стороной. Но, в работе по развитию родной речи с младшими дошкольниками, необходимо помнить, что моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры. Это, в свою очередь активизирует речь. Педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Еще одним аспектом успешной работы по развитию родной речи ребенка 3-4 лет является тот факт, что она должна осуществляется в тесной связи с развитием его мышления. Отставание в развитии языка может служить препятствием на пути умственного развития ребенка. «Представление, не воплотившееся в ясное, толковое слово, теряет значительную часть своей ценности», - говорит Е. И. Тихеева. Живые наблюдения, игры, различные занятия по интересам, прогулки дают детям обширный круг наглядных представлений. Богатство слов должно находиться в тесной связи с богатством представлений.
Разнообразная деятельность детей - игры, рисование, конструирование, ручной труд в его различном содержании и формах - представляет путь знания, по которому развивается мысль ребенка, а следовательно, и язык. Круг этой деятельности обширен и разнообразен, дает богатое содержание для обогащения словаря детей, пользования определенными словами и формами речи.
Все это привело нас к активному поиску межпредметных связей, встал вопрос об использовании интегрированного подхода к развитию родной речи детей 3-4 лет.
Самостоятельная художественная деятельность детей является нерегламентированным видом совместной деятельности воспитателя и ребенка, и имеет большое значение для умственного, сенсорного, нравственного, трудового, эстетического воспитания. В самостоятельном творчестве дети не только удовлетворяют свои творческие запросы, но и общаются друг с другом и взрослым, узнают новую информацию об окружающем мире, предметах и их свойствах. Художественная деятельность несет детям знания, открывает перед ними целый мир нового и, заставляет лучше видеть окружающее. Основным элементом данной деятельности является язык. Знакомя детей с материалами, мы активизируем и обогащаем его речь. Во время художественного творчества, ребенок, держа карандаш, кисточку, лепя из пластилина или клея, вырезая, также, развивает моторику, координацию движений рук.
Исходя из этого, мы пришли к выводу, что данный вид деятельности - самостоятельная художественная деятельность детей является наиболее оптимальной и результативной для реализации работы по развитию родной речи детей 3-4 лет.
В нашей группе была оборудована зона для свободного творчества детей «Аптаах тарбахчааннаар». Здесь каждый ребенок может найти все необходимое для творческой работы. А 2 раза в неделю «Аптаах тарбахчааннар» превращается в студию, где дети творят из подручных материалов необычные картины.
Для наибольшей стимуляции мелких мышц рук, мы предлагаем детям поработать с мелким материалом. Это и пряжа, тонкие нитки, бисер, лоскутки ткани, обрезки бумаги, пух, перья, и даже конский волос. Так, из пуха, ваты, предлагаем сделать снежок, а из спичек – санки, из обычной прозрачной полиэтиленовой пленки – дождевые капли, яркой зеленой пряжи – траву, разноцветного бисера – цветы. Каждое наше занятие в студии сопровождается художественным словом – стихотворением о дождике, цветке, рассказом о снеге, беседой о различных сезонных изменениях, явлениях природы.
Во время работы ребенок знакомится с новым для них материалом, его свойствами, узнает о его необычном применении. Расширяется, активизируется его словарный запас, представление о предметном, окружающем мире, развивается творческое воображение, фантазия, мышление.
К сожалению, с детьми 3 лет редко проводится работа с бросовыми, подручными материалами. Нам кажется, что это неправильно. Дети с удовольствием делают несложные поделки, если педагог дает задания, соответствующие их возрасту и приобретенным навыкам. Самостоятельную художественную деятельность детей лучше организовать во второй половине дня. Из работ малышей можно придумать коллективную композицию, поставить ее на видное место. Дети с интересом будут искать на ней свои поделки.
Мы считаем, что применение в самостоятельной художественной деятельности детей различных подручных материалов способствует восприятию, сенсорному, умственному развитию, а самое главное развитию родной речи детей. Так как у малышей не только сформируются определенные знания, навыки и умения, но и активизируется речь, дети научатся выражать свои мысли, общаться друг с другом и взрослым.