Пергаева Ирина Николаевна
Формирование познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
План саморазвития
Тема : «Формирование познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста, посредством дидактических развивающих игр»
Составила:
Воспитатель
Пергаева Ирина Николаевна
Арзамас 2016
План образовательной деятельности
Публикация «Формирование познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
с воспитанниками старшего дошкольного возраста в режиме дня. [/b]
Срок Форма Содержание
Сентябрь НОД РЭМП с использованием дидактических игр
2 раза в месяц
НОД Занятие № 3 страница 23. Литература И. А Помораева, В. А. Позина Формирование элементарных математических представлений. Задачи :
-способствовать закреплению навыков количественного счета в прямом и обратном счете
- способствовать закреплению умений ориентироваться на листе бумаги, определять стороны и углы листа
-совершенствовать представление о треугольниках и четырехугольниках
Способы : игровая мотивация. «Незнайка потерялся в геометрическом лесу.», физкультурная минутка «Прогулка в лес»
Средства : дидактическая игра «Цвет, форма, размер»
НОД Занятие № 6 стр. 28 Литература И. А Помораева, В. А. Позина Формирование элементарных математических представлений. Задача :
-способствовать умению последовательно называть дни недели,
-способствовать формированию умений видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур
Способы : проблемная ситуация «Щар Федя потерялся в осеннем лесу…», физкультурная минутка «Прогулка в лес»
Средства : ,Дидактическая игра «До и после»- совершенствование представлений о временных отрезках
НОД РЭМП построенный на дидактических играх.
1 раз в месяц Конспект итогового мероприятия «Приключения шара Феди в царстве Математикуса» Цель Способствование развитию познавательной мотивации и формированию познавательных действий через дидактические игры математического содержания.
Совместная деятельность
дидактические игры в вечернее время
1 раз в неделю. Создать игровую ситуацию для дидактических игр «Форма» :
«Подбери по цвету и форме»- задача способствовать закрепления знаний детей о геометрических фигурах
«Найди осколок»- задача способствовать развитию зрительной памяти и логики детей, закреплять знание геометрических форм в играх на воображение
Совместное изготовление с детьми дидактических игр 1 раз в месяц «Дюймовочка спешит в школу» -. цель : Обеспечить применение на практике умение решать примеры на сложение и вычитание. Задача : способствовать развитию интереса к изготовлению игр.
Проведение первичного мониторинга (педагогической диагностики)
(2 раза в год) При реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования
Оснащение развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельных игр Приобретение игры «Деньки - недельки»- совершенствование представлений о временных отрезках
Взаимодействие с родителями Анкетирование «В какие дидактические игры играет ваш ребенок дома»
Срок Форма Содержание
октябрь НОД с использованием дидактических игр
2 раза в месяц НОД. Занятие № 3 стр. 35 Литература И. А Помораева, В. А. Позина Формирование элементарных математических представлений. Задачи :
- способствовать закреплению последовательного называния дней недели
-способствовать развитию умения составлять числа 7 и 8 из единиц
-способствовать развитию умения составлять тематическую композицию по образцу
Способы :игровая мотивация «Шар Федя просит помочь ему с заданием…», физкультурная минутка «Тик- так»
Способы : дидактическая игра «Числовые домики»
НОД Занятие №6 стр. 41 Литература И. А Помораева, В. А. Позина Формирование элементарных математических представлений
задачи :
-способствовать формированию представлений о временных отношениях, обозначать их словами: сначала, потом, до, после, раньше позже
-уточнить представление о весе предметов и относительности веса при их сравнении.
- способствовать развитию умений находить предыдущее и последующее число к названному.
Способы : проблемная ситуация «шар Федя решил узнать, какая игрушка самая тяжелая…», физкультурная минутка «Тик -так»
Средства : дидактическая игра «Весовые качели» цель : способствовать развитию логического мышления, умению сравнивать и обобщать.
НОД построенный на дидактических играх.
1 раз в месяц Конспект занятия «Поможем шару Феде пройти лес -загадок» : цель : способствовать развитию интереса к математике, закрепление пройденного материала
Совместная деятельность
дидактические игры в вечернее время
1 раз в неделю «Количество и счет» :
«Назови соседей» способствовать развитию умений детей отгадывать загадки и определять соседей данного числа или времени года.
«Дюймовочка спешит в школу» -. цель : Обеспечить применение на практике умение решать примеры на сложение и вычитание
Совместное изготовление с детьми дидактических игр 1 раз в месяц ««Числовые цепочки» - задача : способствовать развитию интереса к изготовлению игр. способствовать развитию умений составлять цифровые цепочки.
Оснащение развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельных игр Приобретение игры «Математические весы» - задача : способствовать закреплению умений логически мыслить при взвешивании предметов
Самостоятельная деятельность Создать игровую ситуацию для дидактических игр : «Количество и счет» :
«Больше-меньше», «Определи по-разному» способствовать развитию представлений о множестве;
«Помоги числам найти своё место», «Исправь ошибку» совершенствование навыков количественного и порядкового счета
Взаимодействие с родителями Консультация по запросам родителей по результатам анкетирования «Современные подходы к обучению дошкольников математике»
Срок Форма Содержание
ноябрь НОД с использованием дидактических игр
2 раза в месяц НОД Занятие №3 стр. 55 Литература И. А Помораева, В. А. Позина Формирование элементарных математических представлений.. Задачи :
-продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15,
- способствовать развитию умений измерять величины с помощью условной мерки
-познакомить с измерение величин с помощью условной мерки
Способы: проблемная ситуация : «Шар Федя решил сварить кашу, чтобы помочь маме, а как правильно измерить не знает…», физкультурная минутка «Мы катались на качелях»
Средства: дидактическая игра :
НОД Занятие № 6 стр. 62 Литература И. А Помораева, В. А. Позина Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная группа. Задачи :
-Совершенствовать умения считать в пределах 20 называя числа в прямом и обратном порядке;.
- способствовать закреплению умений в измерении высоты предметов с помощью условной меры
-продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Способы : Создать игровую ситуацию «Мы- спортсмены», физкультурная минутка «Ра, два, три…»
Средства : подвижно-дидактическая игра «Бег на короткую дистанцию»
НОД построенный на дидактических играх.
1 раз в месяц «Шар Федя и волшебные линии в стране Числяндии»- способствовать развитию интереса к математике, закрепление пройденного материала.
Совместная деятельность
дидактические игры в вечернее время
1 раз в неделю Создать игровую ситуацию для дидактических игр «Количество и счет» : «Определи по- разному»- способствовать развитию представлений о множестве; «Назови число больше (меньше) на 1»- совершенствование представлений понимания отношений между числами. ; «Найди пару»-способствовать активизации умений раскладывать число в пределах 10,
Оснащение развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельных игр приобретение игры : «Цветная математика»- способствовать развитию умений решать примеры на сложение и вычитание
Совместное изготовление с детьми дидактических игр 1 раз в месяц «Путешествие к феи Математики» - : способствовать развитию интереса к изготовлению игр.
Закрепление умений детей решать примеры на сложение и вычитание
Самостоятельная деятельность. Создать игровую ситуацию для игр на «ориентацию во времени» :
«Живая неделя»- совершенствование представлений о временных отрезках;
«Деньки- недельки» - : задача способствовать закреплению дней, недели
-«Двенадцать месяцев» - цель : способствовать развитию произвольного внимания, закрепить последовательность дней недели и их сезонные изменения
Взаимодействие с родителями Консультация «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста».
Срок Форма Содержание
декабрь НОД с использованием дидактических игр
2 раза в месяц НОД Занятие №3 стр. 75 Литература И. А Помораева, В. А. Позина Формирование элементарных математических представлений. Задачи :
- продолжать знакомить с монетами достоинством 1,5,10 рублей
-способствовать развитию чувству времени, умению регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом
- способствовать развитию умений воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контрольному образцу
Способы : игровая ситуация «Поход в магазин»
Средства: дидактическая игра «Поставь стрелку правильно». Цель : способствовать развитию внимания, памяти.
НОД занятие №6 стр. 82 Литература И. А Помораева, В. А. Позина Формирование элементарных математических представлений. Задачи :
- способствовать знакомству с правилами измерения жидких веществ с помощью условной мерки
- закреплять пониманию отношений между числами натурального ряда.
-способствовать развитию «чувства времени», различать длительность временных интервалов в пределах 5 минут
Способы :Игровая ситуация «поможем Феде…»
Средства: дидактическая игра «Наведи порядок» совершенствование представлений о временных отрезках
НОД построенный на дидактических играх.
1 раз в месяц «Поход с шаром Федей в магазин»- способствовать формированию познавательного интереса к математике, закрепление пройденного материала.
Совместная деятельность
дидактические игры в вечернее время
1 раз в неделю Создать игровую ситуацию для дидактических игр «Величина»
«Тяжелее-легче»- способствовать развитию умения сравнивать, закрепить представление об измерении веса с помощью общепринятой меры
Совместное изготовление с детьми дидактических игр 1 раз в месяц «Пинтамино, тетрис»- способствовать развитию сообразительности, : способствовать развитию интереса к изготовлению игр.
Оснащение развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельных игр приобретение дидактической игры :«Все о времени»- совершенствование представлений о временных отрезках,
Самостоятельная деятельность Создать игровую ситуацию для игр :«Подбери по цвету и форме»- способствовать закреплению знаний детей о геометрических фигурах
«Деньки- недельки» - : способствовать закреплению дней, недели
«Найди осколок»- способствовать развитию зрительной памяти и логики детей, закреплять знание геометрических форм в играх на воображение.
Взаимодействие с родителями Папка-передвижка «Игры, которые можно провести дома»
Срок Форма Содержание
январь НОД с использованием дидактических игр
2 раза в месяц НОД Занятие №3 стр. 95. Литература И. А Помораева, В. А. Позина Формирование элементарных математических представлений.. Задачи :
- закреплять умение измерять объем жидких веществ с помощью условной меры
- способствовать формированию умений составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
- способствовать развитию умений ориентироваться на листе бумаги в клетку
Способы : «Поможем Феде построить ледяную крепость»
Средства : подвижно-дидактическая игра «Сравним количество воды» - цель : способствовать развитию внимания, сообразительности.
НОД Занятие №6 стр. стр. 102 Литература И. А Помораева, В. А. Позина Формирование элементарных математических представлений. Задачи :
-совершенствовать представления о последовательности числа в пределах 10
-способствовать развитию умений определять местоположение предметов относительно друг друга
-совершенствовать умение детей решать арифметические задачи на сложение и вычитание
Способы :игровая ситуация, «Неумехе задали задачи, он не знает что делать…» физкультурная минутка «Раз мы встали…»
Средства : дидактическая игра : «Вокруг да около» (ТРИЗ) цель : закрепить умение детей ориентироваться в пространстве
НОД построенный на дидактических играх.
1 раз в месяц «Посылка шара Феди»- способствовать формированию познавательного интереса к математике, закреплению пройденного материала
Совместная деятельность
дидактические игры в вечернее время
1 раз в неделю Создать игровую ситуацию для дидактических игр «Ориентация в пространстве»
«Контурные прятки» цель : Развить внимание, наблюдательность, умение сопоставлять объем предмета и его контур, коммуникативные навыки.
«Найди клад по карте» цель : Развивать логику, пространственную ориентацию, умение действовать по определенной схеме.
«Морской бой» цель : способствовать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку, пространственное мышление.
Оснащение развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельных игр Приобретение игры «Умные клеточки»- способствовать развитию внимания
Совместное изготовление с детьми дидактических игр 1 раз в месяц Дидактическая игра «Составь из частей целое»- способствовать развитию умений составлять из частей целое. способствовать развитию интереса к изготовлению игр.
Самостоятельная деятельность «Найди на ощупь»- способствовать закреплению знаний детей о геометрических фигурах
«Назовите соседей» - : способствовать закреплению дней, недели
«Нарисуй по заданию»- способствовать развитию зрительной памяти и логики детей, закреплять знание геометрических форм в играх на воображение
Пинтамино, Тетрис»- способствовать развитию сообразительности
Взаимодействие с родителями Папка передвижка «Что такое ТРИЗ»
Срок Форма Содержание
февраль НОД с использованием дидактических игр
2 раза в месяц НОД Занятие № 3 стр. 111 Литература И. А Помораева, В. А. Позина Формирование элементарных математических представлений. Задачи :
- способствовать развитию умений составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание
-закреплять умение последовательно называть дни недели и правильно использовать в речи слова: раньше, позже, сначала, потом
-способствовать формированию умений определять отрезок прямых линий и измерять его длину по клеткам.
Способы : проблемная ситуация «Неумеха не может укротить линии, что делать…», физкультурная минутка «Раз,два, три»
Средства: дидактическая игра "Испорченный телефон".(ТРИЗ)
Цель. Знакомство детей с принципом посредника.
НОД Занятие №6 стр. 119 Литература И. А Помораева, В. А. Позина Формирование элементарных математических представлений.. Задачи :
-совершенствовать навыки счета со сменой его основания
-способствовать развитию представлений о геометрических фигурах и умения зарисовывать их на листе бумаги в клетку.
-совершенствовать умение составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
Способы: Проблемная ситуация телеграмма от Цифрозаврика «Помогите, подскажите, как решаются задачи…», физкультурная минутка «Вот помощники мои»
Средства : Игра "Аукцион".
Цель.
способствование развитию умений детей описывать предметы, игры, находя в них очевидные и скрытые достоинства. Уметь описать не только реальный предмет, Плата за вещи на аукционе придумывается заранее или используется раздаточный материал по математике.
НОД построенный на дидактических играх.
1 раз в месяц «Путешествие с шаром Федей по радуге»»- способствовать формированию познавательного интереса к математике, закрепление пройденного материала
Совместная деятельность
дидактические игры в вечернее время
1 раз в неделю «Морской бой» Задача : способствовать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку, пространственное мышление
«Математическая раскраска Задача» : способствовать развитию умений решать простые примеры
«Бирюльки из спичек» Задача : развивать мелкую моторику, внимание, координацию движений
«Кто быстрей дойдет до цели». Задача : способствовать развитию логического и пространственного мышления. .
Совместное изготовление с детьми дидактических игр 1 раз в месяц Дидактическая игра «Воробышки»-совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах 20
Оснащение развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельных игр приобретение игры «Цвет, форма, размер»- способствовать развитию умения логические мыслить
Самостоятельная деятельность «Контурные прятки» цель : Развить внимание, наблюдательность, умение сопоставлять объем предмета и его контур, коммуникативные навыки.
«Найди клад по карте» цель : Развивать логику, пространственную ориентацию, умение действовать по определенной схеме.
«Похож — не похож»- способствовать развитию умений сравнивать предметы по представлению, находить признаки сходства и различия «Не ошибись!»- способствовать закреплению знаний о разном времени суток, речевой активности
Взаимодействие с родителями Папка передвижка «Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях»
Срок Форма Содержание
март НОД с использованием дидактических игр
2 раза в месяц НОД Занятие №3 стр. 131. Литература И. А Помораева, В. А. Позина Формирование элементарных математических представлений. Задачи :
- продолжать совершенствовать вычислительные навыки при сложении и вычитании двух чисел;
-продолжать совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной мерки
-способствовать формированию умений ориентироваться на листе бумаги в клетку
-закреплять умение называть последовательно времена и месяцы года
Способы : «Телеграмма от Гиппопотама», физкультурная минутка «Дуб»
Средства : дидактическая игра «Да-нет».
Игровая задача: отгадать объект. Загаданный ведущим, с помощью алгоритма сужения поля поиска в пространстве.
Условие: не допускается перечисление объектов, расположенных на плоскости; принимаются вопросы сужающие поле поиска в двухмерном пространстве.
НОД Занятие №6 стр. 138 Литература И. А Помораева, В. А. Позина Формирование элементарных математических представлений. Задачи :
- закреплять умение в последовательном назывании дней недели
-способствовать развитию,самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10
-способствовать развитию пространственного восприятия формы
Способы : «Письмо задание от Цифрозаврика», физкультурная минутка «Дуб»
Средства: дидактическая игра Числовая «Да-нет».
Игровая задача: отгадать число, загаданное ведущим, с помощью алгоритма сужения поля поиска.
Условие: не допускается перечисление чисел; принимаются вопросы, сужающие поле поиска.
НОД построенный на дидактических играх.
1 раз в месяц «Приключения с любопытным шаром Федей»
- способствовать формированию познавательного интереса к математике, закрепление пройденного материала
Совместная деятельность
дидактические игры в вечернее время
1 раз в неделю Создать игровую ситуацию для дидактических игр на «Количество и счет» и «Форма» :
«Угадай, какое число пропущено»
Цель: способствование развитию умений определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.
Игра «Помири цифры и знаки»
Цели: способствование развитию быстроты реакции на сигнал, сосредоточенности, мышления; закреплять количественный счет предметов и соотнесение его с цифрой, уметь сравнивать цифры с помощью знаков «больше» и «меньше».
Игра «Почини ковер-самолет»
Цели: способствование развитию внимания, быстроты, ловкости и координации движений, логике мышления; обеспечить запоминание находить одинаковые геометрические формы, устанавливая между ними равенство.
Совместное изготовление с детьми дидактических игр 1 раз в месяц Дидактическую игру «Волшебный квадрат»- способствовать закреплению представлений о геометрических фигурах, : способствовать развитию интереса к изготовлению игр.
Оснащение развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельных игр приобретение игры «Подбери по цвету и форме»- способствовать закреплению знаний детей о форме и цвете предметов
Самостоятельная деятельность «Определи по- разному»- способствовать развитию представлений о множестве; «Назови число больше (меньше) на 1»- совершенствование представлений понимания отношений между числами. ; «Найди пару»-способствовать активизации умений раскладывать число в пределах 10, «Неразбериха»- способствовать закреплению умения делить предмет на 2-8 частей
Взаимодействие с родителями Памятка советы для родителей «Изучаем пространство»