Ирина Арсенчук
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация опыта работы
«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой».
Подготовила: воспитатель Арсенчук И. С.
Слайд 1. Хочу представить вашему вниманию мой опыт работы по теме: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой».
Слайд 2. Немного о себе: Арсенчук Ирина Сергеевна, воспитатель.
Публикация «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Имею высшее образование, окончила в 1998 году Славянский государственный педагогический институт факультет «Дошкольная педагогика и психология» по специальности «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии, воспитатель»
Педагогический стаж 14 лет.
Слайд 3. Дети дошкольного возраста по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребё нка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления.
Слайд 4. Как известно, экспериментирование может быть организовано в 3 основных направлениях: самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность педагога с детьми и специально организованное обучение. В своей работе для самостоятельной деятельности детей по экспериментированию я использую карточки-схемы (демонстрирую). Но сейчас я бы хотела в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми. Давайте разобьемся на 5 групп, каждая из которых поучаствует в проведении опытов, обсудит результаты и обоснует свои выводы.
Слайд 5. Итак, сказка «Путешествие щенка или…прекрасный мир за забором».
Слайд 6. В одном дворе совсем недавно у мамы-собаки родились щенки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой, всегда слушались ее, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором, и он пошел открывать мир…
Слайд 7. Выйдя за забор, он увидел перед собой огромный луг, на котором росло много прекрасных цветов.
Слайд 8. Но тут подул ветер, на небе появились тучи, засверкали молнии и пошел дождь.
Слайд 9. Опыт №1
Может ли "кипеть" холодная вода?
1. Намочим и выжмем носовой платок.
2. Нальём полный стакан холодной воды.
3. Накроем стакан платком и закрепим его на стакане аптечной резинкой.
4. Продавим пальцем середину платка так, чтобы он на 2-3 см погрузился в воду.
5. Переворачиваем стакан над тазом вверх дном.
6. Одной рукой держим стакан, другой слегка ударим по его дну. Вода в стакане начинает бурлить ("кипит").
Почему так произошло?
Мокрый платок не пропускает воду. Когда мы ударяем по стакану, в нём образуется вакуум, и воздух через носовой платок начинает поступать в воду, всасываемый вакуумом. Вот эти-то пузырьки воздуха и создают впечатление, что вода "кипит".
Слайд 10. Щенок испугался и спрятался под кустом. Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнце. Щенок решил идти дальше…
Слайд 11. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это?
Слайд 12. Опыт №2.
Песок в песочнице смачиваем водой и делаем отпечатки на песке различными предметами (игрушками).
Почему на мокром песке остаются следы? Что будет с ними, когда песок высохнет? Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
Слайд 13. Шел, шел щенок и увидел небольшой пруд. В нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и щенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.
Слайд 14. Опыт № 3.
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Что происходит? Почему?
Слайд 15. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начали распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Слайд 16. Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали. Это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Слайд 17. Опыт №4.
Для проведения опыта вам понадобятся:
миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка (или соломинка, кусок сахара-рафинада, жидкость для мытья посуды.
1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.
2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру.
3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, зубочистки "разбегутся"! Почему так происходит? Это происходит потому, что сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться.
Слайд 18. Щенку так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него осталось много вопросов:
1. Почему идет дождь?
2. Почему остались следы на песке?
3. Почему распускаются кувшинки?
4. Почему плавают рыбки?
Наше маленькое путешествие подошло к концу. Но мы с нашим любопытным щенком не прощаемся. Мы скоро встретимся с ним снова.
Слайд 19. Работая по данной теме, я сделала вывод: познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Слайд 20. Спасибо за внимание!