Ирина Иванова
Формирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста как неотъемлемая часть реализации ФГОС ДО
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности в качестве основного принципа дошкольного образования. Следует отметить также, что ФГОС ДО направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников, а в качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования предусматривает развитие инициативности, любознательности, склонности к экспериментированию, наблюдательности.
Публикация «Формирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Согласно ФГОС ДО, развитие поисковой активности детей, начиная с раннего возраста, обеспечит их развитие в соответствии с современными требованиями, а также готовность искать и находить нестандартные пути решения проблем.
Одним из методов познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него
Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников, отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».
Детское экспериментирование - один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребенку взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте. Поэтому уместно говорить о том, что в деятельности экспериментирования идет саморазвитие ребенка.
Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно – исследовательской дошкольник получает возможность на прямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как устроен мир)
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Родители могут удовлетворять познавательные интересы экспериментированием в домашних условиях.
Главная задача педагогов и родителей поддерживать интерес детей к исследованиям и открытиями.
Взрослый должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.
Важно, чтобы ребенок проводил собственные опыты. Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы интересными ни были действия взрослого, ребенок быстро устает наблюдать за ними. Поэтому во время проведения опыта важно привлекать ребенка к любой посильной ему деятельности, дать полную свободу действий, если ребенок может выполнить действие сам. Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны. Однако визуальный контроль со стороны взрослого пока необходим — и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность ребенка угасает.
Эксперименты важный, простой и очень интересный для детей способ ознакомления детей с миром. Важно не только провести опыты, но и связать результаты с повседневной жизнью, наблюдениями дома и на улице. Удовлетворять познавательные интересы экспериментированием можно и в домашних условиях.
При организации исследовательской работы с детьми необходимо соблюдать определё нные правила:
1. Развивать у детей умение действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;
2. Не сдерживать инициативу детей;
3. Не делать за них то, что они могут сделать;
4. Не спешить с вынесением оценочных суждений;
5. Помогать детям управлять процессом усвоения знаний;
6. Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
7. Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
8. Анализировать и синтезировать, классифицировать, обобщать информацию.
Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении. В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из 3компонентов:
1. Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
2. Информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути
познания мира);
3. Отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).
Очень важно в процессе экспериментирования задействовать каждого ребенка.
Специально организованная педагогом исследовательская деятельность позволяет детям самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать весь процесс максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Примеры экспериментов.
Тонет - не тонет. Разные предметы - что-то тонет в воде, что-то нет (маленькая монетка тонет, а большая деревяшка - нет, маленькая металлическая заколка тонет, а большая пластмассовая игрушка - нет и т. п.)
Интересный мандарин. Необходимо объяснить почему очищенный мандарин тонет, а в кожуре нет. «В мандариновой кожуре есть много пузырьков воздуха, они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры тонет, потому, что мандарин тяжелее воды».
Картофель и соленая вода. Определить, что произойдет с картофелиной, если опустить в соленую и пресную воду. В ходе эксперимента картофелина утонула в пресной воде. И осталась на поверхности в соленой воде. Вывод: «Чем больше соли в воде, тем легче плавать маленькой картофелине».
Фокус с водой. Налить стакан воды, накрыть его листом бумаги, перевернуть. Вода остается в стакане. Вывод: «воздух давит на бумагу и удерживает его на месте, поэтому вода остается в кружке».
А также разнообразные эксперименты с:
песком и водой;
воздухом (например, воздух в бутылке выходит пузырьками, если бутылку отпустить под воду);
магнитами.
Литература
1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2004
2. Микерина А. С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете выхода ФГОС дошкольного образования // Начальная школа плюс До и После. – 2013. - №12
3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под. Ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-Синтез, 2011
4. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013
5. Проектный метод в организации познавательно – исследовательской Деятельности в детском саду / сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013
6. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007