Папки-передвижки

Формирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста (2 фото)

Ирина Иванова
Формирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста как неотъемлемая часть реализации ФГОС ДО

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности в качестве основного принципа дошкольного образования. Следует отметить также, что ФГОС ДО направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников, а в качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования предусматривает развитие инициативности, любознательности, склонности к экспериментированию, наблюдательности.

Публикация «Формирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Согласно ФГОС ДО, развитие поисковой активности детей, начиная с раннего возраста, обеспечит их развитие в соответствии с современными требованиями, а также готовность искать и находить нестандартные пути решения проблем.

Одним из методов познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него

Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников, отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».

Детское экспериментирование - один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребенку взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте. Поэтому уместно говорить о том, что в деятельности экспериментирования идет саморазвитие ребенка.

Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно – исследовательской дошкольник получает возможность на прямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как устроен мир)

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Родители могут удовлетворять познавательные интересы экспериментированием в домашних условиях.

Главная задача педагогов и родителей поддерживать интерес детей к исследованиям и открытиями.

Взрослый должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.

Важно, чтобы ребенок проводил собственные опыты. Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы интересными ни были действия взрослого, ребенок быстро устает наблюдать за ними. Поэтому во время проведения опыта важно привлекать ребенка к любой посильной ему деятельности, дать полную свободу действий, если ребенок может выполнить действие сам. Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны. Однако визуальный контроль со стороны взрослого пока необходим — и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность ребенка угасает.

Эксперименты важный, простой и очень интересный для детей способ ознакомления детей с миром. Важно не только провести опыты, но и связать результаты с повседневной жизнью, наблюдениями дома и на улице. Удовлетворять познавательные интересы экспериментированием можно и в домашних условиях.

При организации исследовательской работы с детьми необходимо соблюдать определё нные правила:

1. Развивать у детей умение действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;

2. Не сдерживать инициативу детей;

3. Не делать за них то, что они могут сделать;

4. Не спешить с вынесением оценочных суждений;

5. Помогать детям управлять процессом усвоения знаний;

6. Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

7. Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

8. Анализировать и синтезировать, классифицировать, обобщать информацию.

Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении. В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из 3компонентов:

1. Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);

2. Информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути

познания мира);

3. Отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).

Очень важно в процессе экспериментирования задействовать каждого ребенка.

Специально организованная педагогом исследовательская деятельность позволяет детям самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать весь процесс максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Примеры экспериментов.

Тонет - не тонет. Разные предметы - что-то тонет в воде, что-то нет (маленькая монетка тонет, а большая деревяшка - нет, маленькая металлическая заколка тонет, а большая пластмассовая игрушка - нет и т. п.)

Формирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста
Фото №1 Детское экспериментирование один из важнейших аспектов развития личности

Интересный мандарин. Необходимо объяснить почему очищенный мандарин тонет, а в кожуре нет. «В мандариновой кожуре есть много пузырьков воздуха, они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры тонет, потому, что мандарин тяжелее воды».

Картофель и соленая вода. Определить, что произойдет с картофелиной, если опустить в соленую и пресную воду. В ходе эксперимента картофелина утонула в пресной воде. И осталась на поверхности в соленой воде. Вывод: «Чем больше соли в воде, тем легче плавать маленькой картофелине».

Фокус с водой. Налить стакан воды, накрыть его листом бумаги, перевернуть. Вода остается в стакане. Вывод: «воздух давит на бумагу и удерживает его на месте, поэтому вода остается в кружке».

А также разнообразные эксперименты с:

песком и водой;

воздухом (например, воздух в бутылке выходит пузырьками, если бутылку отпустить под воду);

магнитами.

Литература

1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2004

2. Микерина А. С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете выхода ФГОС дошкольного образования // Начальная школа плюс До и После. – 2013. - №12

3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под. Ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-Синтез, 2011

4. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013

5. Проектный метод в организации познавательно – исследовательской Деятельности в детском саду / сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013

6. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007

Публикации по теме:

Формирование устойчивого интереса детей старшего дошкольного возраста к физической культуре и спорту Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад№15» Из опыта работы воспитателя старшей.

Форма познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по карте» Слайд 1: название презентации Путешествие по карте – тип исследования, предложенный Н. А. Коротковой в ее монографии «Образовательный процесс.

Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста На съезде Российского книжного союза, прошедшего 28 сентября 2011 г. в Москве В. В. Путин заявил о том, что Россия стремительно теряет статус.

Формирование интереса к художественному слову у детей младшего возраста «Поможем найти Солнышко» Программное содержание: Обучающие задачи : Продолжать учить произносить звукосочетания : мяу – мяу, вить-вить,Ж-Ж-Ж Формировать умение.

Формирование интереса к прочтению классических книг у детей дошкольного возраста в рамках ФГОС Аносова Н. С. воспитатель МБ ДОУ д/с 34 г. Белгород, 2015 Формирование интереса к прочтению классических книг у детей дошкольного возраста.

Формирование педагогической культуры родителей детей младшего дошкольного возраста в рамках деятельности родительского клуба Актуальность: Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего.

Ландшафтный дизайн в развитии познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста Ландшафтный дизайн в развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста. Вершинина Надежда Петровна руководитель.

Педсовет «Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» Педагогический совет «Детское экспериментирование – основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» Март.

Развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования Образовательный проект «Развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование» Пояснительная.

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельностиПознавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 апреля 2016 в 12:32
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Иванова (УИ 325976) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД