Марина Чередниченко
Формирование и развитие сенсомоторной сферы учащихся 3 класса с ТМНР «Развитие обоняния и и вкуса. Фрукты»
▼ Скачать + Заказать документы
Данное занятие проводится в рамках программы коррекционной работы с учащимися 3 класса ТМНР
Цель: развитие познавательных и сенсорных процессов (обоняния и вкуса).
Задачи:
- закреплять представления детей о фруктах,
- формировать умение классифицировать,
- развивать вкусовые анализаторы,
- развивать осязательные анализаторы,
- развивать тактильные ощущения,
- развивать зрительную память, воображение,
Публикация «Формирование и развитие сенсомоторной сферы учащихся 3 класса с Тмнр „Развитие обоняния и и вкуса, Фрукты“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Нос, орган обоняния
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Темочки
- развивать зрительное восприятие, внимание, мышление,
- развивать мелкую моторику и координацию движений.
- способствовать улучшению эмоционально-психологического состояния.
Продолжительность занятия: 20 (30) минут.
Материалы для занятия (дидактический стимульный материал) :
- картинки, карточки, лото с изображением фруктов и сенсорных действий (парные и одиночные картинки «Фрукты»);
- видео-аудиоматериалы, ресурсы сенсорной комнаты;
- пластиковые копии и натуральные фрукты (ЯБЛОКО КРАСНОЕ И ЗЕЛЁНОЕ, БАНАН, ЛИМОН, АПЕЛЬСИН, ГРУША;
- развивающие игры : «Чудесный мешочек», «Разрежь пополам» и др.
Структура (ход) занятия:
Этап Содержание Хронометраж
I Ритуал начала занятия Релаксация перед началом занятия
Весенние цветы (видеоряд/музыка) Сенсорная
комната 4 (4)
II Вводная часть Беседа/Загадка. 5 (8)
III Основная часть Мы вспомним, не только, как выглядят фрукты на картинке и в «живую», но и познакомимся с их особенными свойствами: запахом и вкусом. 5 (8)
IV Заключительная часть Повторение эмоционального, познавательного, сенсорного и двигательного опыта, достигшего ребенком на занятии. 4 (7)
V Ритуал окончания занятия Обеспечение положительного эмоционального настроя по окончании занятия, создание условий для проведения дальнейшей работы. 2 (3)
ИТОГО: 20 (30) минут
Планируемые результаты:
• развивается мелкая моторика рук,
• ребенок осваивает двигательные операции с мелкими предметами,
• выделяет признаки предметов,
• осуществляет классификацию.
Список использованной литературы:
1. Программа У. В. Ульенковой. «Сенсорно-моторное развитие»
2. Э. Удалова, Л. Метиева «Развитие психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью», Коррекционная педагогика, 2005г.
3. Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология детей с нарушением интеллекта (детская олигофренопсихология)», [электронный ресурс] / ФГБОУ ВПО «МГГУ», Мурманск 2013, URL https://psihdocs.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-1-sd-f-1psihologi.html?page=6
4. https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/
Ход ЗАНЯТИЯ:
I. Ритуал начала занятия
Релаксация в сенсорной комнате аудио-видео ряд «Весенние цветы».
Беседа о наших сенсорных действиях :
ВИДЕО РАЗЛИЧНЫХ ЦВЕТОВ - ГЛАЗА
ЗВУКИ МУЗЫКИ - УШИ
ЗАПАХ - НОС
ВКУС - ЯЗЫК
II. Вводная часть
- Отгадай загадку и поймешь, о чем мы сегодня будем говорить.
Груша, яблоко, банан,
Ананас из жарких стран.
Эти вкусные продукты
Вместе все зовутся … (ФРУКТЫ).
А, теперь, приглашаю, пройти в наш фруктовый сад, где мы вспомним, не только, как выглядят фрукты на картинке и в «живую», но и познакомимся с их особенными свойствами: запахом и вкусом.
Садимся за стол. Раздаю карточки лото - с сенсорными действиями (ещё раз повторяем сенсорные действия с указанием наших органов чувств)
Сейчас мы вспомним или узнаем новые ФРУКТЫ. Показываю картинки с изображением различных фруктов, ребенок называет их, если может сам или с моей помощью.
А, давай (те, теперь попробуем найти такие фрукты в нашем «Волшебном мешочке» и наощупь его назвать, достать из мешочка и положить на соответствующую картинку.
Мы сейчас эти фрукты, ЧТО? СЛЫШИМ ИЛИ ВИДИМ?
Покажите мне карточку лото, чтобы мы понимали, что мы сейчас делаем (с сенсорным действием). Здорово.
А, давайте посмотрим, как выглядят некоторые настоящие фрукты, назовете мне их (или покажете соответствующую карточку с таким фруктом)
III. Основная часть
А, вы знаете, как ФРУКТЫ пахнут, какой у них запах?
Давайте понюхаем, посмотрев и назвав их?
А сыграем теперь в игру «Дегустатор», закроем глаза и только по ЗАПАХУ попробуем угадать, что за ФРУКТ я дам понюхать. Что мы будем использовать, чтобы почувствовать запах, покажите карточку лото (с сенсорным действием и органом чувств - НОС)
А ещё фрукты интересно узнавать на вкус, что мы делаем или чем пробуем что-то на ВКУС? Покажите мне карточку лото (с сенсорным действием и органом чувств - ЯЗЫК).
Даю попробовать кусочки фруктов, и ребенок называет ФРУКТЫ сам или с помощью.
Спрашиваю, какой фрукт на ВКУС : СЛАДКИЙ, ГОРЬКИЙ, КИСЛЫЙ, СОЛЕНЫЙ
А сыграем теперь в игру «Дегустатор», закроем глаза и только по ВКУСУ попробуем угадать, что за ФРУКТ я дам попробовать на язык.
Мы замечательно справились со всеми заданиями и на ЗАПАХ и ВКУС угадали все фрукты.
Давай (те, теперь немного разомнемся
Пальчиковая гимнастика «Апельсин».
Мы делили апельсин –
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа,
Эта долька для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда! Разбегайся кто куда! Двумя руками держат предполагаемый апельсин
Показывают сначала десять пальцев, потом один.
Загибают большой палец.
Загибают указательный палец.
Загибают средний палец.
Загибают безымянный палец.
Загибают мизинец.
Бросают предполагаемую кожуру рукой.
Сжимают и разжимают кисти рук.
IV. Заключительная часть
Повторение эмоционального, познавательного, сенсорного и двигательного опыта, достигшего ребенком на занятии.
Понравилось тебе, что мы сегодня делали и узнали на занятии?
V. Ритуал окончания занятия
Обеспечение положительного эмоционального настроя по окончании занятия, создание условий для проведения дальнейшей работы.
Ритуал окончания занятия.
Рисование карандашами "Разложи фрукты в корзинки"
- Проведите карандашом прямую линию сверху вниз от тех ФРУКТОВ, которые мы сегодня узнали на ЗАПАХ и ВКУС
Например, от яблока к корзинке - разложите все фрукты в корзинки.
или
1 вариант Пазл «Фрукты/ягоды» (развитие мышления/обобщение и классификация). Достань из пазла изображения фруктов, которые мы сегодня с тобой изучали (ЯБЛОКО, АПЕЛЬСИН, ГРУША, а каких нет в этом пазле фруктов, с которыми мы сегодня знакомились; можешь мне сказать или показать с помощью изображения на карточке или фрукта игрушечного (БАНАН И ЛИМОН)
2 вариант Вставай на дорожку с картинками (загадки по фруктам)
Итог занятия.
Вот и подходит к концу наше путешествие по фруктовому саду, давай (те) возвращаться назад.
- Итак, о чём мы с вами сегодня говорили?
- Какими фрукты в основном бывают на вкус?
- А теперь скажите мне, что вам сегодня понравилось больше всего?
- Спасибо всем за занятие, ты (вы) справился (ись) со всеми заданиями! Молодец (цы!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Психогимнастика (нейробика и кинезеология) :
Пальчиковая гимнастика «Апельсин».
Мы делили апельсин –
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа,
Эта долька для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда! Разбегайся кто куда! Двумя руками держат предполагаемый апельсин
Показывают сначала десять пальцев, потом один.
Загибают большой палец.
Загибают указательный палец.
Загибают средний палец.
Загибают безымянный палец.
Загибают мизинец.
Бросают предполагаемую кожуру рукой.
Сжимают и разжимают кисти рук.
Игра в ладошки по моторным пробам Н. И. Озерецкого: (развитие внимания, реципрокной координации) одновременно ударяем по столу двумя руками: правая рука - сжата в кулак, левая раскрытой ладонью, затем наоборот: левая сжата в кулак, правая раскрытой ладонью. (Несколько повторений увеличивая скорость, предлагаем ребенку вслух комментировать движения, затем про себя проговаривать команды, на счет: раз- два).
Игра с прищепками «Хвостики у фруктов»
- Приделайте хвостики-прищепки к фруктам.
Упражнение "Разрежь фрукт на две половинки"
Детям предлагается игрушечным ножом разрезать на две половины фрукт-игрушку, скрепленные вместе липучкой. Психолог обращает внимание детей на то, что половинок две.
Рисование карандашами «Разложи фрукты в корзинки»
- Проведите карандашом прямую линию сверху вниз от яблока к корзинке - разложите все фрукты в корзинки.
Дидактические-развивающие игры :
Игра «Узнай на вкус»/ «Дегустатор»
Педагог предлагает детям попробовать разные кусочки фруктов и назвать их.
Игра «Волшебный мешочек»
Педагог: вот волшебный мешочек. Хотите посмотреть, что в нем лежит.
Дети по очереди подходят и вынимают из мешка по одному фрукту, называют его, кладут в корзину.
Игра «Найди фрукты».
Педагог выкладывает на стол карточки с изображением фруктов. И предлагает детям найти такой же фрукт в корзине. Дети кладут фрукт на карточку.
«Слепая дегустация» или «Узнай фрукт на вкус или запах» (узнавание на основе осязания или обоняния)
Цель: Проверить навык ребенка с закрытыми глазами и закрытым носом угадать фрукт по вкусу или по запаху, после занятий по пониманию пяти вкусов.
Важно отметить, что если ребенку не комфортно, то лучше отложить это упражнение до следующего раза. И лучше закрывать глаза ребенка руками.
1 вариант. Кладем кусочек фрукта ему в рот и предлагаем назвать вкус или показать на столбик с вкусом и определить какой фрукт ребенок только, что попробовал.
2 вариант Учащимся предлагается фруктовое ассорти. Нужно определить фрукт на вкус с закрытыми глазами.
А сейчас немного отдохнем. У меня в коробочке отрезаны кусочки от разных фруктов. Я тебе завяжу глаза и буду давать понюхать, ты должна по запаху определить какой это фрукт, если не отгадаешь по запаху, я дом тебе попробовать, думаю, по вкусу ты точно определишь.
Игра «Отгадай фрукт» (визуальное узнавание)
1 вариант Отгадывание фруктов на слайде и ли картинке (слайд)
- Ребята, глядя на изображения на слайде, отгадайте, что это за фрукт. (На экране изображения или в коробочке/на тарелке игрушечные/настоящие половинки фруктов).
Игра «Чудесный мешочек» (тактильное узнавание)
- В саду я уже собрала много фруктов и сложила в мешочек. Ты должен наощупь найти в нем 5 фруктов, назвать и достать их.
Игры на развитие мышления :
Игра «Угощение» - А сейчас мы будем угощать нашими фруктами. Перед тобой три тарелки: красная, синяя и желтая. Из красной тарелки мы будем угощать девочек, из синей мальчиков, а их желтой угостим наших педагогов. Итак:
- положи банан не в красную и не в синюю тарелку;
- положи яблоко в тарелку, которая находится справа от красной;
- положи ананас не в синюю и не в красную тарелку;
- положи грушу в тарелку в которой пока ничего не лежит;
- положи лимон в тарелку, которая лежит между желтой и красной;
- положи персик в тарелку которая находится слева от синей;
- положи апельсин не в синюю и не в красную тарелку.
Поровну ли получилось фруктов? На какой тарелке больше? Кому мы ее дадим?
Игра «Четвертый лишний» Сейчас я тебе буду показывать картинки, а ты должна назвать и убрать лишнюю картинку.
Упражнение "Разрежь фрукт на две половинки"
Детям предлагается игрушечным ножом разрезать на две половины фрукт-игрушку, скрепленные вместе липучкой. Психолог обращает внимание детей на то, что половинок две.
Загадки о фруктах :
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
А на вкус кислейший он.
Как зовут его? (ЛИМОН)
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
А зовут его (БАНАН)
Круглое, румяное,
С веточки достану я
На тарелку положу
Кушай мамочка скажу (ЯБЛОКО)
Фрукт на ощупь бархатный
Ароматный, сахарный.
Ты съешь его и посмотри-
Большая косточка внутри (ПЕРСИК)
Шар с короной толстокож,
На шкатулочку похож-
В нем рубинов спрятан клад
Этот странный плод (ГРАНАТ)
Творческая деятельность. Аппликация «Яблоко»/«Груша»
Дети приклеивают заготовки яблока/груши (в разрезе) на лист бумаги. Косточки делают из пластилина.
Как хорош он, летний сад,
Фруктами всегда богат.
Абрикосов стройный ряд –
Солнцем ягоды горят.
Рядом здесь растет и слива,
Плодами сочными красива.
Груш и яблок аромат.
Съесть одно бы каждый рад.
Рисование карандашами "Разложи фрукты в корзинки"
- Проведите карандашом прямую линию сверху вниз от яблока к корзинке - разложите все фрукты в корзинки.
Советы/памятка педагогам/родителям
• Прежде, чем предлагать запах ребенку, убедитесь, что на него нет аллергии и он не вреден.
• В процессе игр с ароматами не оставляйте ребенка без присмотра. Помните, что ребенок может что-то съесть или засунуть в нос.
• Любая ароматерапия не должна продолжаться более трех недель. Играйте с запахами очень аккуратно!
• Запахи не стоит смешивать, играйте с ребенком, не нюхая все подряд. Изучайте за один раз 1 новый запах.
• ДЛЯ ИГР С ЗАПАХАМИ НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОРОШКИ, МЫЛО И ДР. ХИМИЮ.
• Поощряйте словесное описание запаха. Спрашивайте у ребенка, на что он похож, с чем ассоциируется.
Сказка о носе и языке
Существует 4 основных вкуса, плюс 1 дополнительный, который дети могут выучить и определить: сладкий, солёный, кислый, горький и пикантный (умами).
Мы сегодня будем изучать сладкий и кислый вкус на примере фруктов.
Сладкий вкус – один из самых приятных для большинства людей в мире. С биологической т. з. сладкий вкус желателен, п. ч. сахар является основным источником энергии для организма. Вот некоторые примеры сладких продуктов: сахар, шоколад, фрукты (сладкие сорта яблок, банан, груша/апельсин, ягоды, виноград, десерты, сиропы, мёд, джем.
Кислый – это то, как мы ощущаем кислотность в продуктах. Когда мы проб уем кислые растворы, наши вкусовые рецепторы идентифицируют ионы водорода из кислот, содержащихся в наших продуктах. Это может привести к ощущению сморщивания во рту. Примеры кислых продуктов: лимон, лайм, зелёные яблоки, соленые (моченые) огурцы, йогурт, кефир и т. д.
1. Изучаем язык
Упражнение на чувство вкуса можно делать с 2летними детьми. Понадобится зеркало и взрослый. Становимся напротив зеркала и показываем себе язык. В этом упражнении дети могут трогать свой язык руками, поэтому моем руки перед этим упражнением.
Игра «Пять вкусов»
Цель: Ребенок узнает из упражнения, как его язык может помочь ему различать вкусы. Он также начинает учиться тому, что ему нравиться и не нравиться по вкусу. Некоторые дети могут предпочесть сладкий вкус, а некоторые – соленый и пикантный. Это отличный способ представить новые продукты и узнать, как тело и разум работают вместе, чтобы определить вкус.
1. Объяснить ребенку 5 основных вкусов пищи : сладкий, соленый, кислый, горький, пикантный.
2. Ребенку дать тарелку с одним продуктом, представляющим один вкус : сахар, соль, лимон, несладкий шоколад и сыр пармезан.
3. Ребенку дается лист бумаги, где рисунками или буквами обозначен вкус первый столбец, а второй столбец стоят ответы «Да» и «Нет». Ребёнок должен сопоставить тарелку и вкус.
4. Взрослый помогает подсчитать правильные ответы – «Да» 1 балл, «Нет» 0 баллов.
5. Выученный урок : Не забывай думать о вкусе еды, когда её кушаешь.