Надежда Панова
Проект «Развитие морально-нравственных качеств личности детей млад-го дошко-го возраста через ознакомление с трудом взрослых»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по самообразованию (конспект). Тема:«Развитие морально - нравственных качеств личности детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с трудом взрослых».
1 слайд. Проект «Развитие морально - нравственных качеств личности детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с трудом взрослых».
Публикация «Проект „Развитие морально-нравственных качеств личности детей млад-го дошко-го возраста через ознакомление с трудом взрослых“» размещена в разделах
2 слайд. В. А. Сухомлинский говорил: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидания материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».
Актуальность. В последние годы проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность, инициатива. Выполнение определенных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности, доброжелательности, активности. Воспитание ребенка в труде способствует его успешной подготовке к школе, выравниванию стартовых возможностей детей и формированию умения легче адаптироваться к новому виду деятельности - учению.
3 слайд. Цель: Развитие морально - нравственных качеств личности детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с трудом взрослых.
4 слайд. Для реализации цели наметили следующие задачи.
Задачи:
Использовать в работе с детьми разные формы деятельности для развития морально - нравственных качеств личности детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с трудом взрослых.
Обогащать развивающую среду, способствующую развитию морально - нравственных качеств личности детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с трудом взрослых.
Педагогическое просвещение родителей, их вовлечение в воспитательный процесс с целью приобщения детей к труду и воспитания у них правильного отношения к его результатам.
Повышать профессиональный уровень по теме самообразования.
5 слайд: В результате решения задач планируем получить следующий результат:
Предполагаемый результат:
Ребё нок:
Должен владеть необходимыми трудовыми навыками и уметь добиваться поставленной цели;
Оказывать посильную помощь при организации совместного труда с взрослым, с интересом включатся в процесс труда;
Владеть личностными качествами : самостоятельностью, ответственностью и инициативностью;
Владеть навыками положительных взаимоотношений (дружбой, взаимопомощью, заботой о старших и сверстниках).
Становление ребенка как личности.
6 слайд: Вид проекта : долгосрочный
Участники проекта являются : дети младшего дошкольного возраста, родители (законные представители, воспитатели группы младшего дошкольного возраста, сотрудники ДОУ.
Сроки реализации: сентябрь 2014 – апрель 2015.
Условия для реализации проекта : интерес детей, педагогов и родителей (законных представителей, материально-техническое обеспечение.
7 слайд: Этапы проекта : подготовительный (сентябрь-середина октября). Изучение литературы и периодических изданий. Поиск информации через интернет;
Определение целей и задач по заявленной теме;
Подбор информации для родителей, педагогов, оформление консультаций;
Пополнение предметно-развивающей среды для осуществления трудовых действий детьми;
Взаимодействие с родителями в оказании помощи в изготовлении пособий, пополнение картотеки дидактическими играми;
Проведение мониторинга уровня развития морально - нравственных качеств личности детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с трудом взрослых.
8 слайд: Основной этап: (ноябрь-март).
Организация работы НОД с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие» : чтение, беседы, экскурсии и целевые прогулки для ознакомления воспитанников с трудом взрослых и объяснения его значения;
«Практическая деятельность с детьми: сочинение сказок, загадок, рассказов, иллюстрированных о профессиях с применением рисунков, консультации для родителей, просмотр презентаций;
Педагогическое просвещение родителей, их вовлечение в воспитательный процесс с целью приобщения детей к труду и воспитания у них правильного отношения к его результатам;
Просмотр презентации «Самоослуживание детей 3-4 лет» или «Не мешайте мне трудиться!»;
Осуществление взаимодействия со специалистами детского сада по формированию позитивного отношения дошкольников к труду;
Приглашение родителей в совместную игровую деятельность с детьми по ознакомлению с трудом взрослых. Ежемесячные «Встречи с интересными людьми».
Заключительный этап: (апрель).
Проведение мониторинга и анализ деятельности детей, соотнесение полученных результатов с поставленными задачам;
Создание презентации по теме самообразования.
10 слайд: Свою работу начали с создания предметно развивающей среды, которая способствовала бы ознакомлению воспитанников с трудом взрослых и созидательной трудовой деятельности детей в группе и на участке детского сада.
11 слайд: С целью расширения представлений о разных профессиях взрослых, об особенностях их трудовой деятельности, нами пополнен литературный центр, в котором размещены иллюстративный материал, подборки книг, фотоальбомов.
12 слайд: Оборудованный в группе центр природы, включает в себя необходимый инвентарь по уходу за растениями. Также здесь хранится собранный детьми и родителями природный материал, который необходим нам для совместной продуктивной деятельности по ручному труду. Для работы в летний период на игровом участке детского сада, отведены клумба для выращивания цветущих растений для совместной трудовой деятельности, где дети могут узнать о такой важной профессии «Цветовод».
13 слайд: Зона для сюжетно-ролевых игр наполнена необходимыми атрибутами, предметами-заместителями, которые заменяют настоящие, используемые взрослыми в процессе труда. Эта зона важна и необходима, потому что именно в игре, в специально созданных условиях, дошкольники воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Этот опыт в дальнейшем поможет им во взрослой жизни.
14 слайд: В группе отведено место для дидактических игр, среди которых много игр по ознакомлению детей с трудом взрослых (профессиями, орудиями труда (инструментами, трудовыми действиями необходимых для той или иной деятельности. Это «Оденем кукол на прогулку», «Что лишнее?», «Кукла заболела», «Принимайся за обед», «Что изменилось?» и др. Их использование в работе позволяет закрепить знания детей об особенностях труда взрослых разных профессий, об инструментах и оборудовании так необходимых взрослым для осуществления трудовых действий. Кроме этого названные дидактические игры способствуют развитию познавательного интереса воспитанников и формированию их нравственно-трудовых качеств.
15 слайд: Центр искусства, наполнен раскрасками разной тематики: «Инструменты», «Посуда», «Транспорт», «Овощи», трафаретами и шаблонами, которые формируют у детей умение отражать своё восприятие труда взрослых в рисунках. Это способствует углублению представлений о труде взрослых и воспитанию положительного отношения к человеку-труженику.
16 слайд: Центр театрализованной деятельности, с различными видами театра, помогает дошкольникам выполнить имитационные трудовые действия, проявить свои личностные качества при обыгрывании персонажей сказок, потешек. А сказочные герои, как известно, постоянно выполняют определенные трудовые действия, так как их создавал трудовой народ.
Таким образом, предметно-развивающая среда была создана и способствует созидательной трудовой деятельности воспитанников.
17 слайд: Формы работы с детьми включает в себя: НОД, развлечения и досуги, игры: настольные, сюжетно-ролевые игры, дидактические, строительные, театрализованные, подвижные игры, продуктивная деятельность, мониторинг, знакомство с художественной литературой, экскурсии, наблюдения, прогулки.
18 слайд: Для начала работы был выявлен уровень по развитию морально - нравственных качеств личности детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с трудом взрослых. Полученные результаты позволили произвести качественный и количественный отбор информации для дальнейшей работы с детьми, учитывая их возрастные и индивидуальнее особенности.
19 слайд: В работе с воспитанниками использовали разнообразные методы, которые позволяют сделать работу наиболее интересной. Среди них представлены на слайде.
20 слайд: Методы работы с детьми также представлены на слайде.
21 слайд: При посещении медицинского кабинета, кабинета заведующей, кухни особо подчёркивало, что весь коллектив детского сада работает дружно, слаженно, все заботятся о том, чтобы детям в детском саду жилось хорошо. При ознакомлении детей с трудом взрослых использовали иллюстрации различных профессий, орудий и продуктов труда, дидактические игры типа «Подбери пару», «Играем в профессии» и др., рассматривание альбома «Все работы хороши», познавательный досуг «Встречи с интересными людьми», организовали выставку фотографий родителей «Кем быть?», рассказы о профессиях (совместно с родителями, беседы, чтение художественной литературы, наблюдения за трудом взрослых, экскурсии.
22 слайд: Решить поставленные задачи в младшей группе помогли организованные для ребят наблюдения за разными трудовыми процессами одного вида труда с акцентом на результат. Например, мы наблюдали, как повара на кухне готовят салат, стряпают и пекут булочки, варят компот, и что из этого получается. Усвоению знаний способствовала повторность проводимых наблюдений, которые позволили сформировать у воспитанников отчетливые знания о процессе достижения результатов труда и их значимости.
23 слайд: Кроме этого проводили игры-занятия, повторяющие тот или иной труд. Например, «Вымоем куклам посуду» «Сготовим вкусный обед», «Вылечим куклу Таню», «Поможем Незнайке перейти дорогу». Постоянно организовывали обобщающие беседы с широким использованием наглядности, что позволило детям узнавать и называть предметы труда, инструменты, определять и называть профессии людей, в которых они могут использоваться.
24, 25, 26, 27, 28 слайд: Наш труд в игре.
29 слайд: Инсценируя сказки «Репка» и «Теремок» дети понимают, что даже репку без труда и без помощи не вытянуть, а уж, если медведь теремок сломал, то ему нужно построить его. Несмотря на игры, дети понимают, что нужно трудиться и помогать друг другу в этом и состоит наша задача использовать в работе с детьми разные формы деятельности для развития морально - нравственных качеств личности детей младшего дошкольного возраста.
30 слайд: Всю работу по Развитию морально - нравственных качеств личности детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с трудом взрослых, проводим в тесном контакте со специалистами дошкольного учреждения.
Музыкальный руководитель:
знакомит и проводит календарно обрядовые праздники;
разучивает р. н. песни о труде и трудовых действиях;
знакомит с народными обычаями;
организует театрализованные представления с трудовыми действиями;
воспитывает творческие способности и дружеские взаимоотношения. Педагог-психолог
использует для проведения занятий фольклорный материал;
способствует усвоению материала по приобщению воспитанников к быту, ремеслу, народным традициям через развитие познавательных психических процессов;
систематизирует и обобщает знания по темам о труде взрослых, орудиях труда.
31, 32 слайд: Работа с музыкальным руководителем и педагогом-психологам.
33 слайд: Невозможно представить работу без помощи родителей, т. к. только в семье есть благоприятные предпосылки по развитию у детей трудолюбия. Это, прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ощутимость результатов этого труда, систематическое участие в этом труде совместно с взрослым. Ведь труд вместе с родителями доставляет ребёнку радость. Для взаимодействия с родителями использовали разнообразные формы на слайде.
34 слайд: Также активное участие родители воспитанников.
35 слайд: В конце года провели Мониторинг уровня по развитию морально - нравственных качеств личности детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с трудом взрослых. Результаты отражают положительную динамику группы. Работа над данной темой даёт свои положительные результаты. Наши дети стали более самостоятельны, аккуратны, бережно относятся к вещам, у них развивается чувство взаимопомощи, дружелюбия, в целом они проявляют положительное отношение к труду и уважения к труду взрослых.
36 слайд: В дальнейшем для себя наметили следующие перспективы на слайде.
37 слайд: Литература.
38 слайд: Спасибо за внимание.