Наталья Соломатина
Развитие личности ребенка на основе духовных и нравственных ценностей в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие личности ребенка на основе духовных и нравственных ценностей в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.
В Общих положениях отмечено, что один из основных принципов ДО - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Публикация «Развитие личности ребенка на основе духовных и нравственных ценностей в рамках реализации ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
Одна из задач Стандарта: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Мы только начинают делать первые шаги в этом направлении. Тем не менее, мы хотим поделиться своим небольшим опытом.
Вся работа ведется по трем направлениям:
1) самообразование воспитателей;
2) взаимодействие с родителями;
3) совместная деятельность с детьми.
Самообразование воспитатели осуществляют как в коллективных, так и в индивидуальных формах. В нашем районе создано методическое объединение воспитателей по духовно – нравственному развитию ребенка. Обучающие семинары «Сотворение мира», «Свойства души», «Духовная жизнь христианина», «Воспитание мужественности у мальчиков» проводили священники храма. Научный сотрудник лаборатории семейного воспитания Института семьи и воспитания Российской академии образования Потаповская Ольга Михайловна на базе воскресной школы, прочитала лекции «Духовная культура воспитателя», «Проблемы духовно – нравственного воспитания и обучения в современной педагогике». Своим опытом работы по данному направлению делились коллеги из Каменского и Подгоренского районов на областных семинарах.
Взаимодействие с родителями является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в нашем ДОУ. Различные формы сотрудничества помогают воспитателям в достижении поставленных целей и задач:
• анкетирование («Отношение родителей к духовно-нравственному воспитанию ребенка»);
• родительские собрания («Православные традиции семьи»);
• папки-передвижки (Беседы о воспитании);
• тематические выставки православной литературы «Живой родник»);
• выставки семейного творчества («Краски осени», «Пасхальный сувенир»);
• участие в благотворительных акциях «Белый цветок», «Рождественское чудо»
• совместные праздники («Веселиться народ – праздник Пасхи у ворот», «Жаворонки прилетайте – весну красную встречайте»)
Совместная деятельность с детьми самое обширное и самое благодатное направление в духовно-нравственном воспитании. Разнообразие форм позволяет нашим воспитанникам с большим интересом прикасаться к азам православной культуры. Своих малышей мы пригласили в путешествие и в качестве объектов наблюдения выбрали творения окружающего мира (для каждой прогулки выбираются конкретные объекты наблюдения в соответствии с библейскими темами сотворения мира). Две формы путешествия – путешествия на прогулках и путешествия с книгой. Наблюдаем, как устроен наш мир, учимся видеть и слышать в нем красоту, премудрость. Путешествуя по страницам Библии и в творческих видах деятельности (рисовании, конструировании, пении, играх) узнаем мир в последовательности библейских дней его сотворения. Эта тема очерчивает смысловые границы православной культуры – сотворение (прекрасный, добрый мир – это дар Божий человеку, благодарение – ( высшая мудрость жизни христианина: он благодарит Творца «Слава Богу за всё!»). После того, как мы узнали, как был сотворен наш мир, мы узнаем, как устроены отношения в мире, что такое хорошо и что такое плохо. Помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло - сказки. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества : доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Все это совмещается с нормами христианской этики. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них говориться о трудолюбии, о милосердии, о любви и заботе, о прощении.
Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, хвастовство, хитрость. Содержательным обобщением данного раздела стали: выставка поделок «Подарки далеким и близким друзьям», коллективная аппликация «Добрые правила жизни», слушание песен «Вместе весело шагать», «Все мы делим пополам», «Улыбка», участие в благотворительных акциях. И одна из самых интересных форм работы – православные праздники. Самые добрые праздники христиан – Рождество Христово, Пасха, День Ангела. Целью проводимых праздников является введение детей в культурную традицию празднования православных праздников, понимание смысла православных праздников. Мы даем понятие детям, что есть особые праздники – они посвящены Богу. Как христиане проводят праздничный день? Они приходят в храм для того, чтобы благодарить Бога, стараются порадовать других людей, сделать что – то доброе для них. Интересно прошел праздник Рождества Христова и у нас в детском саду. Воспитанники старшей группы показали сценку как волхвы и пастухи одаривали родившегося Христа, воспитанники средней группы пели Рождественские колядки. Выставки рисунков, поделок, чтение стихов и конечно – подарки запомнились детям. Праздник Пасхи прошел в рамках проекта «Пасху радостно встречаем». Радуясь приближению весны, в праздник Сорока Севастийских мучеников мы пекли жаворонков и угощали родителей. Встречая вербное воскресение – рисовали веточки вербы. Совместно с родителями была проведена выставка работ «Пасхальный сувенир». На пасхальной неделе дети были приглашены в храм и могли звонить в колокола. Это были самые радостные и самые запоминающиеся моменты. Видя радость в глазах детей, их лучезарную улыбку, их желание узнавать как можно больше, понимаешь, что выбрано правильное направление работы.