Елена Сергеева
Методические рекомендации по развитию коммуникативных качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по развитию коммуникативных качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста.
Содержание: 1. Введение…3 2. Тренинговые занятия на развитие коммуникативных качеств личности дошкольника…. 13 3. Занятие 1 «Все мы разные».…13 4. Занятие 2 «Пойми. …17 5. Занятие 3 «Интонация»….22 6. Занятие 4 «Волшебные маски»…28 7. Занятие 5 «Пантомимика. 32 8. Занятие 6 «Мы одно целое»…. 37 9. Занятие 7 «Умей улыбаться»…. 42 10. Занятие 8 «Волшебная страна». 46 11. Заключение…. …53 12. Литература…. …. 55
Публикация «Методические рекомендации по развитию коммуникативных качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Введение
Ребенок старшего дошкольного возраста проявляет мышление наглядно образное, формируется словесно-логическое; внимание неустойчивое; внеситуативное общение со взрослыми; товарищеские отношения со сверстниками; самооценку неадекватную, завышенную; память непроизвольная; мотивы игровые, преобладают самоутверждения, нравственные мотивы.
Итоги рассмотрения игры старших дошкольников и ее специфики следующие:
- игра старших дошкольников имеет коллективный характер, обычно группа играющих вместе детей сохраняется на определенное, иногда длительное время;
- игра строится по предварительному плану, который обсуждается и коллективно принимается в группе детей;
- сюжет, число и длительность игровых действий старших дошкольников качественно отличаются большой сложностью по сравнению с младшими детьми;
- содержание игры в старшем дошкольном возрасте в большей степени касается социальных и поло – ролевых отношений, принятых и преобладающих в обществе;
- спонтанная игра направляется и управляется лидером, которым становится один из детей, входящих в группу предпочитаемых или «звезда»;
- в спонтанной игре могут возникнуть конфликтные отношения, невозможность разрешения которых прекращает развитие игровой деятельности;
- успешность игровой деятельности зависит от личностных качеств каждого ребенка, в особенности от степени развития коммуникативных умений. Специфика сюжетов, игровых действий и ролей, их содержание, а главное – длительность игры без направляющего действия взрослых, свидетельствуют об уровне психического и социального развития детей.
Специфику игровой технологии в значимой степени определяет среда: различают игры с предметами, и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности и компьютерные.
Одна из классификаций игры разделяется по виду деятельности на следующие группы:
- физические (двигательные,
- интеллектуальные (умственные,
- трудовые и социально-психологические.
К концу дошкольного возраста формируется высокая компетентность в различных видах деятельности и сфере отношений.
Ведущая деятельность в старшем дошкольном возрасте игровая. В игровых условиях воспроизводится деятельность взрослых, отношения между ними и эмоциональная насыщенность в представлениях о реальной жизни.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков общения.
В этом возрасте начинается самопознание — открытие себя — одно из важнейших открытий на свете. А рядом с тобой — другой, и надо учиться смотреть и видеть, слушать и слышать, понимать и принимать другого.
Цель программы: сотрудничество детей в группе, что предусматривает создание чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, умения понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей, развитие коммуникативных навыков.
Одновременно происходит позитивное сотрудничество каждого ребенка с идеальным взрослым, которым является ведущий.
Форма занятия.
Каждое занятие состоит из трех частей: разминка, основная и заключительная.
Разминка.
Цели:
1. Создание положительного настроя в группе.
2. Сохранение во время занятий доброжелательного отношения детей друг к другу.
3. Развитие внимательности, эмпатии, умение чувствовать настроение другого.
4. Развитие положительной самооценки.
Основные процедуры разминки — это приветствия и упражнения на контакт.
Основная часть.
Основная часть выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Она включает в основном игры, направленные на развитие коммуникативных качеств личности дошкольника.
Заключение
Цель: создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
Прощание детей носит ритуальный характер.
Данная программа разработана для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет).
Предлагаемая программа рассчитана на 8 занятий, по 25 – 30 мин. каждое занятие. Каждое занятие начинается с нового вида приветствия, а заканчиваются одним и тем же прощанием. В последнее занятие детям предлагается нарисовать коллективный рисунок.
Тренинговые занятия на развитие коммуникативных качеств личности
старших дошкольников.
Тренинговые занятия на развитие коммуникативных качеств личности старших дошкольников
Занятие 1 «Все мы разные»
Цель: развитие внимания к окружающим людям.
Упражнение «Давайте познакомимся»
Цель: Позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться в новой среде. Упражнение проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени (если хочет, то что – то рассказывает о себе, своём имени).
Упражнение «Давайте поздороваемся» Цель: Упражнение продолжает знакомство, создаёт психологически непринуждённую атмосферу.
В начале упражнения рассказать о разных способах приветствия, реально существующих шуточных. Детям предлагается поздороваться рукой.
Упражнение «Встаньте все те, кто…»
Цель: Упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства.
Педагог предлагает встать всем, кто…
- любит бегать,
- любит животных,
- у кого дома есть кошка,
- имеет младшую сестру (брата,
- любит мороженное и т. д.
При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:
- Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? И т. д.
Упражнение «Опиши друга»
Цель: Развитие внимательности и умения описывать то, что видел, продолжение знакомства.
Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками).
Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают причёску, одежду и лицо своего партнёра.
Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.
Анализ занятия:
1. Что понравилось на занятии?
2. Какое упражнение было самое интересное?
3. Какие трудности возникли во время занятия?
Ритуал завершения занятия:
Цель: Эта процедура единого прощания объединяет детей.
Детям предлагается выработать единый для всех дней ритуал прощания, который должен содержать в себе взаимодействие, похлопывание по плечу.
Занятие 2 «Пойми меня»
Цель: Развитие умения слушать собеседника, наблюдательности и внимания к чувствам других людей.
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Цель: Упражнение создает психологически комфортную атмосферу.
Каждое занятие начинается с нового приветствия, с того, каким не здоровались на предыдущем занятии. Детям предлагается поздороваться плечом.
Упражнение «Как ты себя чувствуешь?»
Цель: Развитие внимательности, эмпатии, умение чувствовать настроение другого.
Упражнение выполняется по кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом.
Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.
Упражнение «Портрет самого лучшего друга»
Цель: Развитие анализа и самоанализа.
Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа:
- Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом?
- Какими качествами обладает этот человек?
- Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом?
- Что для этого надо делать, как себе вести?
В ходе обсуждения формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематической форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (пишет педагог). Например:
- Помогай друзьям.
- Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.
- Останови друга, если он делает что – то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав.
- Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно.
- Не завидуй.
- Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.
- Спокойно принимай советы и помощь других ребят.
- Не радуйся, когда кто – то проигрывает. Если можешь, помоги ему.
- Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз.
Анализ занятия:
1. Что понравилось на занятии?
2. Какое упражнение было самое интересное?
3. Какие трудности возникли во время занятия?
Ритуал завершения занятия:
Цель: Эта процедура единого прощания объединяет детей. Дети заканчивают занятие похлопыванием по плечу.
Занятие 3 «Интонация»
Цель: Знакомство с интонированием речи: развитие внимания, сочувствия, внимательности ко всем детям в группе, отрицательного отношения к безразличию и безучастности к проблемам других.
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Цель: Упражнение создает психологически комфортную атмосферу.
Каждое занятие начинается с нового приветствия, с того, каким не здоровались на предыдущем занятии. Детям предлагается поздороваться щекой.
Упражнение «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся»
Цель: Соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.
Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.
Педагог дает задание (каждое задание выполняется 2 – 3 минуты) :
- Закройте глаза, протяните навстречу, друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.
- Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.
- Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.
Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникли в ходе упражнения, что понравилось больше?
Упражнение «Кто тебя позвал, узнай»
Цель: Развитие чувствования детьми друг друга, дифференцировка слухового восприятия, соотнесение человека и его звукового образа. Развитие эмпатии.
Дети, каждый по очереди, становятся в конец групповой комнаты и закрывают глаза – водят. Два человека из группы по очереди зовут водящего по имени. Задача водящего – отгадать, догадаться, кто его позвал. Если дети хорошо знакомы друг с другом, то можно усложнить задание, предложив детям изменить голос.
Упражнение «Интонация»
Цель: Развитие у детей понимания и чувствования друг друга, дифференцировка слухового восприятия, развитие эмпатии.
Педагог вводит понятие об интонации. Затем детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой) :
- Пойдем играть.
- Дай мне игрушку и др.
Анализ занятия:
1. Что понравилось на занятии?
2. Какое упражнение было самое интересное?
3. Какие трудности возникли во время занятия?
Ритуал завершения занятия:
Цель: Эта процедура единого прощания объединяет детей. Дети заканчивают занятие похлопыванием по плечу.
Занятие 4 «Волшебные маски»
Цель: Знакомство с мимическими выражениями: развитие внимания, сочувствия, внимательности ко всем детям в группе, отрицательного отношения к безразличию и безучастности к проблемам других.
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу. Детям предлагается поздороваться носом.
Упражнение «Лица»
Цель: Способствует развитию понимания мимических выражений и выражений лица.
Педагог вывешивает на доске различные картинки, маски:
- радость;
- удивление;
- интерес;
- гнев, злость;
- страх;
- стыд;
- презрение;
- отвращение.
Задача детей – определить, какое чувство выражает маска.
Упражнение «Маски»
Цель: Умение различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций.
Каждому из участников дается задание – выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление… остальные участники должны определить, что пытался изобразить участник.
Упражнение «Рисование»
Цель: Развитие эмпатии, творческого воображения.
Детям дается задание: «Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите его каким-нибудь «волшебным» средством понимания».
Рисование производится под тихую, спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами на нелинованных белых листах.
Затем устраивается выставка рисунков добрых животных, проводится обсуждение рисунков. (Что говорит о том, что это животное доброе? Какие средства использовал художник)
Анализ занятия:
1. Что понравилось на занятии?
2. Какое упражнение было самое интересное?
3. Какие трудности возникли во время занятия?
Ритуал завершения занятия:
Цель: Эта процедура единого прощания объединяет детей. Дети заканчивают занятие похлопыванием по плечу.
Занятие 5 «Пантомимика»
Цель: Знакомство с понятием пантомимики и жеста: развитие внимания, сочувствия, внимательности ко всем детям группе.
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Упражнение создает психологически комфортную атмосферу.
Каждое занятие начинается с нового приветствия, с того, каким не здоровались на предыдущем занятии. Детям предлагается поздороваться спиной.
Упражнение «Найди пару»
Цель: Развитие сенситивности и соотнесения тактильных образов.
Водящий сидит на стуле в дальнем конце комнаты в расслабленной позе с закрытыми глазами.
Один человек из группы подходит к водящему и протягивает ему в руки свою одну руку. Водящий ребенок внимательно исследует ее с закрытыми глазами.
Как только водящий считает, что он достаточно хорошо запомнил руку, он говорит: «Все».
Тогда все участники группы одновременно протягивают ему свои руки, и водящий пытается найти среди этого множества рук именно ту руку, которую ему давали первоначально. Обычно, выполняя это задание, дети трогают по очереди руки товарищей, говоря «не та», отодвигают руку, не соответствующую сформированному тактильному образу.
Упражнение «Пантомимические этюды»
Цель: Развитие способности общаться с помощью пантомимики.
Детям предлагается пройтись так, как в их представлении ходит:
- маленькая девочка в хорошем настроении;
- старик;
- взрослая девушка;
- ребенок, который учится ходить;
- уставший мужчина.
Упражнение «Догадайся, что показал»
Цель: Развивать внимание наблюдательность, речь, терпение.
Желающий изображает предмет (живой или неживой, не произнося никаких звуков. Остальные пытаются догадаться, что изображается. Возможно использование для пантомимы нескольких желающих.
Анализ занятия:
1. Что понравилось на занятии?
2. Какое упражнение было самое интересное?
3. Какие трудности возникли во время занятия?
Ритуал завершения занятия:
Цель: Эта процедура единого прощания объединяет детей. Дети заканчивают занятие похлопыванием по плечу.
Занятие 6 «Мы одно целое»
Цель: Развитие бережного отношения к людям, умения учитывать интересы других.
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу. Детям предлагается придумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им.
Упражнение «Художник слова»
Цель: Развитие способности описывать наблюдаемое, умения выделять существенные для описания детали; использование приемлемых, необходимых слов, расширение активного и пассивного словаря детей.
Каждый ребенок по очереди задумывает кого – то из группы и начинает рисовать его словесный портрет – его внешние особенности (а по возможности и внутренние, психологические, не называя конкретно имени этого человека.
Учитывая уровень развития детей, можно предположить им упражнения на ассоциативное восприятие. (На какое животное похож? На какой цветок? На какой предмет мебели? и т. д)
Упражнение «Вежливые слова»
Цель: Развитие уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами.
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, извинения (извините, простите, жаль, прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
В конце упражнения спрашивается, чувства вызвали вежливые слова у того, кто их говорил, и у того, кому они были адресованы.
Упражнение «Клеевой дождик»
Цель: Развитие чувства коллектива, снятие эмоционального и физического напряжения, обучение согласованности своих движений с окружающими.
Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг к другу и таким вот «паровозиком», (склеившимися дождевыми капельками) начинают движение. На пути им встречаются различные препятствия : необходимо перешагнуть через коробки, пройти по импровизированному мосту, обогнуть большие валуны, проползти под стулом и т. д.
Анализ занятия:
1. Что понравилось на занятии?
2. Какое упражнение было самое интересное?
3. Какие трудности возникли во время занятия?
Ритуал завершения занятия:
Цель: Эта процедура единого прощания объединяет детей. Дети заканчивают занятие похлопыванием по плечу.
Занятие 7 «Умей улыбаться»
Цель: Развитие умения выражать свое настроение и чувствовать состояние другого.
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу. Все участники садятся в круг. Детям предлагается положить правую ладонь на левую ладонь, сидящего справа. В результате окажется, что участники соединены между собой. Педагог просит поздороваться друг с другом, называя соседа, полным, именем.
Упражнение «Настроение»
Цель: Умение описывать свое настроение, развитие понимания настроения других, развитие эмпатии, ассоциативного мышления.
Создается цветопись настроения группы. Например, на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребенок рисует свое настроение в виде полоски, или облачка, или просто в виде пятна. Можно предложить детям сочинить спонтанный танец настроения.
Упражнение «Школа улыбок»
Цель: Развитие эмпатии, навыков культурного общения.
Вводная беседа:
- Когда люди улыбаются?
- Какие бывают улыбки?
- Попробуйте их показать. (Дети пробуют улыбаться сдержанно, хитро, искренне)
- Нарисуйте улыбающегося человека.
- Улыбающийся человек, – какой он?
Упражнение «Улыбка делает чудеса»
Цель: Развивать умение видеть положительные черты своих товарищей, описывать их. Развивать произвольное внимание. Учить передавать в движениях различные эмоции.
- Как вы думаете, с чего начинается дружба? (Дети высказывают свои варианты, среди которых может быть – с улыбки). Конечно, дружба может начинаться с улыбки. Давайте посмотрим в глаза друг другу и улыбнемся. (Дети выполняют упражнение под музыку к песне «Дружба начинается с улыбки»).
Анализ занятия:
1. Что понравилось на занятии?
2. Какое упражнение было самое интересное?
3. Какие трудности возникли во время занятия?
Ритуал завершения занятия:
Цель: Эта процедура единого прощания объединяет детей. Дети заканчивают занятие похлопыванием по плечу.
Занятие 8 «Волшебная страна»
Цель: Развитие творческого воображения и непосредственности в общении.
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Цель: Снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Дети по сигналу педагога начинают хаотично двигаться по групповой комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок — здороваемся за руку;
2 хлопка — здороваемся плечиками;
3 хлопка — здороваемся спинками.
Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
Упражнение «Я хороший – я плохой»
Цель: Развитие рефлексии и самоанализа.
Детям предлагается нарисовать рисунок, автопортрет, на котором должны быть нарисованы как их хорошие, так и плохие качества. Если дети затрудняются, то можно поговорить с ними о том, какие качества они считают плохими, а какие хорошими и почему. Как можно нарисовать плохое качество, а как хорошее? Какого они могут быть цвета, и какой формы.
Упражнение «Подарок на всех (Цветик – семицветик)»
Цель: развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.
Детям даё тся задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» или: «Если бы у нас был Цветик – семицветик, какое бы желание ты загадал?». Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли, быть по – моему вели.
Вели, чтобы…
В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.
Упражнение «Волшебные конфетки»
Цель: Развитие доброжелательного отношения к людям, формирование основ коммуникативной культуры.
Посмотрите, что я вам принесла. (Покажите детям коробочку, закрытую крышкой. Потрясите коробочку, а дети пусть попытаются отгадать на слух, что там находится). Как вы думаете, что это может быть?
На самом деле, это конфетки. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям что-то такое, отчего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле…
И тогда все люди станут радостными!
Анализ занятия:
1. Что понравилось на занятии?
2. Какое упражнение было самое интересное?
3. Какие трудности возникли во время занятия?
В конце всех занятий детям предлагается нарисовать коллективный рисунок, связанный со всеми занятиями.
Ритуал завершения занятия:
Цель: Эта процедура единого прощания объединяет детей. Дети заканчивают занятие похлопыванием по плечу.
Заключение
На результат в начале занятия, формирования позитивного сотрудничества через использование настроения в начале занятия и в конце занятия. Направленно на развитие понимания своего эмоционального состояния и окружающих.
Использование тематики рисунков «Портрет самого лучшего друга», «Нарисуй доброе животное и назови его ласковым именем» направленные на развитие познавательной сферы, и развитие коммуникативных качеств. Использование методики Р. С. Немова «Какой Я» направленная на развитие коммуникативных качеств личности дошкольника.
Литература:
1. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника «Речь»; 2005
2. Немов Р. С. Книга 3 ВЛАДОС, 2007