Надежда Васильевна Емельянова
Проект «Сотрудничество ДОУ и семьи» по теме «Формирование личности ребенка в условиях сотрудничества ДОУ и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад № 112»
г. Чебоксары
Проект «Сотрудничество ДОУ и семьи»
Тема: Особенности формирования личности ребенка старше-го дошкольного возраста в условиях сотрудничества детского сада и семьи.
Разработан:
Емельяновой Надеждой Васильевной
воспитателем МБДОУ №112
Чебоксары 2015
Содержание:
1. Паспорт проекта
2. Актуальность
3. Анализ среды
4. Цели и задачи
5. Участники
6. Ресурсы
7. Механизм реализации проекта
Публикация «Проект „Сотрудничество ДОУ и семьи“ по теме „Формирование личности ребенка в условиях сотрудничества ДОУ и семьи“» размещена в разделах
8. План реализации проекта
9. Ожидаемые результаты
10. Перспективы дальнейшего развития проекта
11. Список литературы
12. Приложения
Паспорт проекта
Название проекта «Сотрудничество ДОУ и семьи»
Тема проекта Особенности формирования личности ребенка старшего дошкольного воз-раста в условиях сотрудничества дет-ского сада и семьи
Автор проекта Емельянова Надежда Васильевна, воспитатель первой квалификацион-ной категории.
Место реализации МБДОУ “Детский сад комбинирован-ного типа №112” г. Чебоксары
Проблема, на решение которой направлен проект Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей воспитанников не всегда строится на взаимопонимании и дове-рии, наблюдается недостаточный уровень сотрудничества по вопросам воспитания и развития ребёнка-дошкольника.
Цель проекта Формирование конструктивного вза-имодействия ДОУ с семьей, основан-ного на сотрудничестве, взаимопони-мании и доверии по вопросам нрав-ственного воспитания ребёнка-дошкольника.
Задачи 1. Формирование основ нравственных качеств и поведенческих позиций у воспитанников группы.
1. 2. Повышать психолого - педагогиче-скую компетентность родителей по вопросам нравственного воспитания детей.
2. 3. Повышать компетентность педаго-гов ДОУ по вопросам взаимодействия и сотрудничества с семьями воспи-танников.
3. 4. Разнообразить содержание и формы сотрудничества с семьями воспитан-ников.
4. 5. Вовлекать родителей в жизнь ДОУ, стимулировать их активность по во-просам нравственного воспитания де-тей.
5.
Сроки реализации С февраля по май 2015 года
Ожидаемые результаты
1. Сформированность основных нрав-ственных качеств и поведенческих по-зиций у воспитанников группы
2. Повышение психолого-педагогической компетентности роди-телей по вопросам нравственного воспитания.
3. Повышение компетентности педаго-гов ДОУ по вопросам взаимодействия и сотрудничества с семьями воспи-танников.
4. Использование разнообразного по содержанию и формам сотрудниче-ства с семьями воспитанников.
5. Включение родителей в жизнь ДОУ, проявление активности по вопросам нравственного воспитания детей.
1.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ
Объективная социокультурная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется изменением традиционных нравственных норм и правил морали, приводит к нежелательным последствиям в нравственном становле-нии подрастающего поколения России: наблюдается слабая мотивация к нравственному самосовершенствованию; низкий уровень развития эмоцио-нально-волевой сферы личности. В таких условиях все острее ощущается потребность в воспитании высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять.
Дети дошкольного возраста должны иметь возможность практиче-ски осваивать и закреплять нравственно-этические нормы, ведущие к овладе-нию механизмами социальных и нравственно-гражданских отношений между людьми не только в детском саду, но и в семье.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социали-зации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он приобретает умение взаи-модействовать с другими детьми и взрослыми. Главной особенностью семей-ного воспитания является то, что именно пример родителей, их нравственные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия и сотрудничества семьи и ДОУ.
Однако, практика показывает, что взаимодействие педагогов ДОУ и родителей воспитанников не всегда строится на взаимопонимании и доверии, наблюдается недостаточный уровень сотрудничества по вопросам нравствен-ного воспитания и развития ребёнка-дошкольника. Между педагогами и родителями нет должного взаимопонимания и доверия, вследствие недоста-точной компетентности сторон по вопросам взаимодействия.
Актуальность данного вопроса послужила разработке проекта. Реализация которого позволит повысить психолого-педагогическую ком-петентность родителей по вопросам нравственного воспитания, повысить компетентность педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия и сотрудни-чества с семьями воспитанников и установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами.
Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного воз-раста, родителей и педагогов ДОУ
3. АНАЛИЗ СРЕДЫ
Анализ внешней среды
«Защита прав и интересов детей, воспитание подрастающего поколе-ния в духе патриотизма и непреходящих духовных, моральных ценностей – основа нравственного благополучия общества и уверенного развития страны. В конечном итоге будущее человеческой цивилизации напрямую зависит от того, кого и как мы воспитаем сегодня. (В. В. Путин)
Долгие годы наше государство принимало на себя всю полноту ответ-ственности за воспитание, обучение и развитие детей. Участие родителей в воспитательно - образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения в соответствии с этой законодательно закрепленной тенденцией было ограничено. Происходящее в современном государстве и обществе перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отноше-ний дошкольных образовательных учреждений и семьи. Сегодня измени-лось отношение государства к семье, другой стала и сама семья.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федера-ции»», Семейном кодексе РФ определены обязанности родителей, педаго-гов, образовательного учреждения в вопросах образования и воспитания.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от-мечено, что родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития лично-сти ребенка.
Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней.
Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е. П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, что часто поиск путей совершенствования работы с родителями ограничивается нахождением новых форм, и гораздо меньше внимания уделяется ее содержанию.
В ряде работ педагогов (Е. П. Арнаутова, В. М. Иванова, В. П. Дуброва) говорится о специфике педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям. Педагоги зачастую относятся к родителям не как к субъектам взаимодействия, а как к объектам воспитания.
Осуществление сотрудничества ДОУ и семьи сделает процесс вос-питания и развития ребёнка двусторонним и более качественным. Про-блема партнёрства предполагает не только взаимодействие, взаимные обязательства, но и повышение компетентности педагогов в вопросах изучения семей, установления контактов с родителями, планирования и организации различных форм сотрудничества и психолого-педагогической компетентности родителей воспитанников.
Анализ внутренней среды
МБДОУ «Детский сад № 112» г. Чебоксары работает по программе «От рождения до школы» (Под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой). Работа по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста строится в рамках раздела программы «Социально-коммуникативное развитие» и направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Анализ изучения контингента родителей старшей группы МБДОУ «Детский сад № 112» г. Чебоксары показал, что 91 % детей воспитываются в полных семьях, 9 % - в неполных, что позволяет их считать семьями «группы риска» : из них 4,5 % -родители в разводе, 4,5 % -матери-одиночки.
Для успешной совместной работы детского сада и родителей в учреждении имеется педагог – психолог, который помогает родителям и педагогам выявлять имеющиеся проблемы в нравственном воспитании детей и разрабатывать планы решения данных проблем.
В каждой группе имеются родительские уголки, которые содержат информационные стенды, тематические папки, доску объявлений. Также у ДОУ и у нашей группы “Гвоздика” есть сайты, где родители могут проследить работу педагогов, проводимые в детском саду мероприятия. Регулярно проводятся индивидуальные беседы с родителями, родительские собрания.
4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
ЦЕЛЬ: Формирование конструктивного взаимодействия ДОУ с семьей, основанного на сотрудничестве, взаимопонимании и доверии по вопросам нравственного воспитания ребёнка-дошкольника.
ЗАДАЧИ:
1. Повышать психолого - педагогическую компетентность родителей по вопросам нравственного воспитания детей.
2. Повышать компетентность педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников.
3. Разнообразить содержание и формы сотрудничества с семьями воспитан-ников.
4. Вовлекать родителей в жизнь ДОУ, стимулировать их активность по вопросам нравственного воспитания детей.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА :
1. Дети старшей группы “Гвоздика”
2. Воспитатели группы «Гвоздика»
3. Родители воспитанников группы «Гвоздика»
4. Педагог-психолог
5. Музыкальный руководитель
6. Физкультурный инструктор
6. РЕСУРСЫ ПРОЕКТА
Нормативно-правовые ресурсы:
1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Россий-ской Федерации».
2. ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государ-ственного образовательного стандарта дошкольного образования»)
3. Семейный кодекс РФ.
Программно-методическое обеспечение
Программа:
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, -М., 2014.
Методическое обеспечение:
1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. для воспи-тателя дет. сада/Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова и др. ; Под ред. А. М. Виноградовой. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1989. – 96 с. 13.
2. Григорьева Н. Растить гражданина//Дошкольное воспитание. -2009. – № 3. – с. 107-109. 15. 6. Дорохина Н. Взаимодействие со старшим поколением семьи в воспитании дошкольников//Дошкольное воспитание. -2007. – № 10. – С. 34-41.
3. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей : родительские со-брания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом: /авт. -сост. Н. М. Сертакова. -Волгоград: Учитель, 2014.-203 с.
4. Майер, А. А., Богославец Л. Г. Организация взаимодействия субъектов в ДОУ [Текст] : учебно-методическое пособие/А. А. Майер, Л. Г. Богославец. СПБ. : ООО Детство-пресс, 2012. -176 с.
5. Маркова, Т. А. Воспитание дошкольника в семье /Под ред. Т. А. Маркова, - М., 1979.-318 с.
Кадровые ресурсы:
Воспитатель педагог 1 кв. категории Емельянова Н. В.
Педагог-психолог Григорьева Н. В.
Музыкальный руководитель Борисова И. Н.
Физкультурный инструктор Петрова С. Н.
Материально-технические ресурсы:
1. Музыкальный зал (фортепиано, музыкальный центр, музыкальные игры, иллюстративный материал и материал для игр, методическая литература)
2. Кабинет педагога-психолога
3. Наглядно-дидактический материал (иллюстрации, картины для детей)
5. Ноутбук.
6. Проектор.
Информационные ресурсы :
1. Информационные стенды для родителей (в ДОУ и группах).
2. Сайт ДОУ.
3. Интернет
3. Презентации
7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный Основной Заключительный
1. Изучение научно-методической литера-туры по теме проекта.
2. Комплексный мони-торинг семей воспи-танников группы «Гвоздика».
3. Изучение семьи «глазами ребенка»
4. Анкетирование педа-гогов ДОУ.
5. Анкетирование ро-дителей группы «Гвоздика».
6. Отбор форм взаимо-действия с семьей.
7. Оформление роди-тельского уголка.
С детьми:
-НОД;
-беседы на нравствен-ные темы;
-дидактические игры;
-чтение художествен-ной литературы;
-решение проблемных ситуаций;
-экскурсии;
-продуктивная дея-тельность
С педагогами:
-консультации;
-семинары-практикумы;
-круглые столы;
С родителями:
-тренинги,
-вечера вопросов и от-ветов,
-дни открытых дверей,
-педагогические гости-ные,
-консультации,
-семинары,
-практикумы,
-мастер-классы;
-проведение родитель-ских четвергов. 1. Анкетирование ро-дителей.
2. Анкетирование педа-гогов.
3. Совместное меро-приятие ДОУ и семьи воспитанников
4. Презентация резуль-татов проекта на пед-совете
5. Выставка детских работ.
8. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы Сро-ки Наименование мероприятия Место про-ведения мероприя-тия Ответ-ственные
Под-гото-ви-тель-ный 1. Изучение научно - методи-ческой литературы.
2. Разработка анкеты для ро-дителей "Взаимодействие ДОУ и семьи»
3. Подготовка папки-передвижки для родителей по теме «Нравственное воспита-ние дошкольников в свете требований ФГОС ДО».
4. Комплексный мониторинг семей воспитанников группы «Гвоздика».
5. Анкетирование педагогов ДОУ «Взаимодействие ДОУ и семьи».
6. Отбор форм взаимодей-ствия с семьей. Составление плана работы.
7. Психологическая диагно-стика детей группы «Внима-ние близких в семье» Группа «Гвоздика» Воспитате-ли группы «Гвозди-ка»,
педагог-психолог
Ос-нов-ной этап Фев-раль С детьми: НОД “Мое отече-ство - Россия”.
Решение проблемных ситуа-ций “О доброте и послуша-нии”.
Нравственные беседы с деть-ми: «Что такое семья», «Как я помогаю взрослым», «Наши хорошие поступки», «С папой в магазин», «Я и моя семья».
Дидактические игры «Настро-ение», «Страна колобков», «Родословная»
словесные игры «Назови лас-ково», «Волшебные слова», «Комплименты»
Рисование на тему: «Портре-ты членов семьи», «Как я с мамой или папой иду домой из детского сада»
Чтение З. Александрова «До-зор». А. Нехода «Летчики».
Пальчиковая гимнастика «Вмести дружная Семья»
Праздники и развлечения “Масленица”
Спортивный досуг “Спорт, игра, дружба”
С педагогами: консультация «Гражданин воспитывается с детства».
С родителями:
Родительский четверг: «Я – пожарный»
Консультации: «Растим бу-дущего мужчину», «С помо-щью чего можно рисовать»
Оформление семейных газет,. посвященных Дню защитника Отечества
Мастер – класс: нетрадицион-ные формы рисования : “Эб-ру” Памятка “Меморандум от вашего ребенка”
Совместная экскурсия в КВЦ «Радуга»
Группа «Гвоздика»
Муз. зал, физ. Зал.
Метод ка-бинет
Группа «Гвоздика» Воспита-тель
Воспита-тель, муз. руководи-тель
Физкуль-турный ин-структор
Педагог- психолог, воспита-тель, роди-тели.
Март С детьми: НОД “О чем поет колокол”, «Путешествие в страну доброты», решение проблемных ситуаций “Поче-му Тяпа остался один?”, “Я задаром спас его”. Нрав-ственные беседы с деть-ми: “Моя мама”, «Работа моих родителей», «Моя семья - моя радость», «У мамы день рождения»,», «В гостях у ба-бушки с дедушкой», «Мами-ны, бабушкины руки», «Мно-го у бабушке с нами хлопот».
Дидактические игры: «Дарю подарки», «Мои хорошие по-ступки», «Чьи детки?», «Кому что нужно для работы».
Аппликация; «Украсим фар-тук для мамы», «Цветы в по-дарок». Лепка; «Испечём торт для мамы», «Красивое блюд-це для сестрёнки», «Розы для мамы».
Заучивание стихотворений Э. Успенского «Если был бы я девчонкой», Л. Квитко «Ба-бушкины руки», Г. Виеру «Не мешайте мне трудиться», Е. Благининой «Вот так мама», Я. Аким «Моя родня». и дру-гие.
С педагогами: консультация: «Семья и детский сад. Роль семьи в воспитании дошколь-ника».
С родителями:
Родительский четверг: «Я - медицинская сестра»
Презентация для родителей «Правила разумного воспи-тания», праздник развлечение «Мамин день»
Тематические консультации: «Крепкая семья – сильная Россия» «Воспитание любо-вью»
Совместная экскурсия в крае-ведческий музей
Группа «Гвоздика»
Метод ка-бинет
Группа «Гвоздика»
Воспита-тель, пед. Психолог
Воспита-тель
Воспита-тель, муз. руководи-тель, педа-гог - пси-холог
Ап-рель С детьми: НОД “Мы в Чува-шии живем”, “Родная стари-на”, решение проблемных си-туации “С чего начинается дружба”, “Чего не знал воро-бушек”. Нравственные беседы с детьми: «Семь Я»,», «Как я помогаю дома», «С кем я жи-ву», «Как росли родители, дедушка, бабушка»,
«Кто такие - родные, друзья, соседи».
Дидактические игры: «Я рас-ту…», «Назови ласково», «Пустим имя по ветру», «С днем рождения» «Моя семья, моя родословная», «Кем быть».
Рисование на тему:
Родительский
четверг: «Я – младший воспи-татель»
«Генеалогическое древо се-мьи», «Моя семья»
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Заучивание пословиц и пого-ворок о семье
С педагогами: мастер - класс “День открытых дверей”
С родителями: День открытых дверей «Наша жизнь день за днем», Семейные встречи «Неразлучные друзья – ба-бушка, дедушка, мама, папа и я»
Памятка “Искусство быть ро-дителем”, Оформление стенда : «Моя семья – моя радость», консультация - «В каждом доме свои традиции». Тема-тические консультации: «Иг-ры нашего детства», «При-общение детей к народным традициям»
Совместная Экскурсия в Му-зей Чувашской вышивки
Группа «Гвоздика»
Группа «Гвоздика»
Группа «Гвоздика»
Воспита-тель
Воспита-тель
Педагог психолог
Май С детьми: НОД “Вместе дружная семья”, решение проблемных ситуации “Как дети могут заботиться о взрослых”, “Тайное всегда становиться явным?”. Нрав-ственные беседы с детьми: «Поездка на дачу», «Хорошо у нас в саду…», «Наш до-машний праздник», «Тради-ции нашей семьи», «Любимый отдых членов семьи».
Дидактические игры:
«Что такое хорошо, что такое плохо?», «Как мы живем в детском саду», «Мое имя», «Моя комната».
Рисование на тему: «Выход-ные в семье», «Семейные праздники», «С кем я живу»
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик - дедушка»
Загадки на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад».
С педагогами: консультация “Воспитание духовно – нрав-ственных качеств личности дошкольника при взаимодей-ствии с учреждениями куль-туры”
С родителями:
Родительский четверг: «Я – педагог»
тренинг “Наказание или по-ощрение” памятка для роди-телей по формированию здо-рового образа жизни, Со-творчество детей с родителя-ми «Мое семейное хобби»
Тематические консультации: «Знакомство ребенка с исто-рией семьи», "Как создать ро-дословную своей семьи". Группа «Гвоздика»
Группа «Гвоздика»
Метод ка-бинет
Группа «Гвоздика»
Воспита-тель
Воспита-тель
Педагог психолог
Воспита-тель
Родители, дети.
За-клю-чи-тель-ный
1. Анкетирование родителей «Какие вы родители».
2. Анкетирование педагогов.
3. Совместное мероприятие ДОУ и семьи воспитанников «Мы счастливы, потому что мы вместе».
4. Презентация результатов проекта на педсовете
5. Выставка детских работ «Моя семья – моя радость». Гр. «Гвоз-дика»
Муз. зал Воспита-тель
Муз. рук.
Родители, дети, вос-питатели
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Сформированность основных нравственных качеств и поведенческих позиций у воспитанников группы
2. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам нравственного воспитания.
3. Повышение компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодей-ствия и сотрудничества с семьями воспитанников.
4. Использование разнообразного по содержанию и формам сотрудни-чества с семьями воспитанников.
5. Включение родителей в жизнь ДОУ, проявление активности по вопро-сам нравственного воспитания детей.
10. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Работу по нравственному воспитанию детей старшей группы «Гвозди-ка» будет продолжена в подготовительной группе во взаимодействии с семь-ей через активное включение родителей в реализацию различной проектной деятельности, в рамках единого образовательного пространства «дети, роди-тели и педагоги».
Данный проект может быть использован педагогами параллельной группы.
Cписок литературы
1. "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования" / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
2. .Жариков М а «Традиция – семья – культура», журнал «Обруч» № 2 – 2009г., с. 16 – 18.
3. № 2 – 2011г., с. 62 – 69.
4. Агавелян М. Г. ,Данилова Е. Ю. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями – М., 2009
20. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. - 2002. - №9.
5. Бухачева О. «Семейная медиатека», журнал «Обруч» № 1 – 2009г.,
6. Гапонова Т. А. «Группа выходного дня на базе детского сада», журнал «Справочник старшего воспитателя» № 3 – 2011г., с. 61 – 69.
7. Гладкова Ю. «Педагог и семья – проблемы взаимодействия», журнал «Дошкольное воспитание» № 4 – 2008г., с. 103 – 110.
8. Давыдова О., А. Майер «Компетентности подход в работе ДОУ с родителями», изд. «Детство-Пресс» – 2013г.
9. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей <Из детства - в отрочество> // Дошкольное воспитание. 2000. - №3.
21. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М. : Линка-Пресс. - 2001.
10. Евдокимова Е. С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника» - М. : ТЦ Сфера, 2008.
11. Зверева. О. Л., Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ» - М. : ТЦ Сфера, 2008.
22. Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. - 2001.- №8.
12. Митрофанова О. Н. «Технологии эффективного взаимодействия детского сада и семьи», журнал «Справочник старшего воспитателя»
13. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. Для студ. Пед. Вузов / Под ред. В. А. Сластенина. - М. : Издательский центр <Академия>, 2003
14. Панфилова В. «Клубы для родителей», газета «Дошкольное образование» №12 –2011
с. 113 – 117.
с. 8 – 13.
15. Соловей С., Т. Львова, Г. Дубко «Дискуссия как форма работы с родителями», журнал «Дошкольное воспитание» № 2 – 2008г.,
16. Сухобокова Н. «Формирование педагогических установок родителей», журнал «Дошкольное воспитание» № 3 – 2009г., с. 101 – 106.
23. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности : Избранные труды. - М. : Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. - 672 с.
17. Чиркова С. В. родительские собрания в детском саду М. – «Вака», 2014