Алтын Альмухамбетова
Опыт работы «Формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы ДОУ Альмухамбетовой А. Р.
Важным документом в системе дошкольного образования является «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155, который закрепляет приоритет духовно- нравственного воспитания дошкольников.
Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДОУ приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Публикация «Опыт работы „Формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей“» размещена в разделах
Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
поиск конструктивных форм взаимодействия между всеми участниками
образовательных отношений в решении задач ознакомления детей с родным
краем, городом, земляками, народным искусством, формирования основ
духовно-нравственных, ценностных ориентаций, воспитания патриотических
поиск конструктивных форм взаимодействия между всеми участниками
образовательных отношений в решении задач ознакомления детей с родным
краем, городом, земляками, народным искусством, формирования основ
духовно-нравственных, ценностных ориентаций, воспитания патриотических
Целью работы нашего коллектива по данному направлению является
поиск конструктивных форм взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений в решении задач ознакомления детей с родным краем, городом, земляками, народным искусством, формирования основ духовно-нравственных, ценностных ориентаций, воспитания патриотических качеств. В основе этой работы лежит личностно – ориентированный подход как субъективная форма общения между детьми и взрослыми.
Ежегодно в детском саду отмечается День матери, День пожилого человека, празднуются День защитника отечества, День победы, День дружбы, День России, календарные праздники: «Осень» и «Веснянка». Дети старшего дошкольного возраста принимают участие в ежегодном праздновании Дня посёлка.
Проведённая работа способствовала тому, что мы условно разделили её на комплекс следующих мероприятий:
• Мероприятия, посвященные русской природе и малой родине (своему городу).
• Мероприятия, знакомящие детей с малыми фольклорными формами
• Мероприятия, раскрывающие особенности русского народного декоративно-прикладного искусства.
• Мероприятия, связанные с русскими народными традиционными праздниками, обычаями.
• Чтение и обсуждение литературных произведений. Авторы, которых знакомят детей с нравственными нормами, общечеловеческими ценностями (добро, красота, дружба, совесть, ответственность, долг и т. д.).
На родительских собраниях мы знакомим родителей с задачами, которые стоят перед ними и детским садом в духовно-нравственном развитии дошкольника, подчеркивая, что уже в дошкольный период детства необходимо воспитывать начала гуманизма и гуманных отношений с близкими и окружающими людьми, со сверстниками.
Технологичность представляемого педагогического опыта.
Коллектив педагогов МДОУ «Детский сад №7» в течение учебного года реализует перспективный план по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, а также представленные в опыте проекты. Диагностика показала, что в завершении реализации проекта была получена положительная динамика развития нравственных качеств воспитанников детского сада.
Разработан комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса возрождения традиций, духовно-нравственных ценностей, утраченных ранее. В данный момент педагогический коллектив детского сада взялись за разработку программы повышения педагогической компетентности, программы работы с родителями по данному направлению.
Разработка и реализация образовательных проектов: «Моя семья», «Путешествие по сказке «Колобок», «Мой родной край».
Разработан конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия – Родина моя!».
На уровне дошкольного учреждения:
наработан богатый практический материал (методический и иллюстративный) по теме;
оснащение предметно — развивающей среды ДОУ материалом краеведческого содержания :
-дидактические игры «Собери герб», «Собери узор», «Знатоки русской народной культуры», «Расскажи о своем посёлке»;
-альбомы: «Новоорск (архивные фотографии, «Мой Новоорск», «Новоорск– мой родной поселок», - групповые мини-музеи: «Мой родной край», «Народные промыслы», «Домашняя утварь».
Таким образом, ФГОС ДОУ даёт нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
Перспектива
Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать, чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. Бездуховность никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом, русской истории и культуре. В народе всегда сильна была власть добра, справедливости, праведности, нравственности.
Но в наши дни проблема духовно - нравственного воспитания встала наиболее остро, и ее проявления разительно выделяются на фоне общих общественных проблем.
Нравственные идеалы, накопленные за века русским народом, глубокосодержательные, оберегающие человека от неверных мыслей, дурных поступков и неправильного поведения, в наши дни отошли на второй план и постепенно и неуклонно заменяются и вытесняются ценностями других культур и наций, а чаще и исчезают вовсе, оставляя место для взращивания безнравственности. Появление примеров безнравственного и аморального поведения проявляется и в литературе, и в художественных фильмах, на радио, в журналах, газетах. Более глобально проникновение западных традиций, обычаев, праздников и других культурных ценностей.
С древних времен жители Российского государства были известны своим гостеприимством, радушием, дружелюбием, душевностью, богатством нравственных качеств. Неужели все это можно безответственно заменить чужой культурой? Необходимо всеми силами оберегать и укреплять нашу нравственность, начиная не только с себя, но и с будущих взрослых и родителей - с детей, дошкольников.
По данной теме была разработана система воспитательно-образовательной работы. Предлагаемая система позволила решать следующие задачи:
1. Знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций и укладом жизни русского народа, его бытом, национальными праздниками;
2. воспитание у детей чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
3. формирование интереса к народным обычаям;
4. воспитание бережное отношение к природе и ко всему живому;
5. воспитание в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды,
желание помогать нуждающимся.
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Для родителей оформлен стенд, включающий информацию о народных и православных праздниках, их традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по духовно – нравственному развитию детей. Разработаны памятки на тему : «Правила уважения и почитания старших», «Правила вежливости». Совместные мероприятия детей и родителей: «День матери», «Рождество», «Пасха»
Проводилось анкетирование на тему: «Народные праздники в детском саду и дома»,
оформлен альбом «Наши праздники».